Москва, 18 июня 2008 г.
12 июня 2008 года на прошедшем в Таллине собрании представителей церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии были избраны кандидаты для хиротонии во епископов епархий Тарту и Пярну-Сааремаа и объявлено о предстоящем завершении процесса «воссоздания Эстонской Православной Церкви» путем учреждения ее Архиерейского Синода.
В связи с этим Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена сообщить нижеследующее.
Канонический статус так называемой автономной Эстонской Православной Церкви, создание которой было провозглашено Константинопольским Патриархатом в 1996 году, не признан Русской Православной Церковью, а также другими Поместными Православными Церквами.
В частности, Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года счел невозможным признать канонический статус автономии за церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, присутствующей в Эстонии с 1996 года, поскольку «признание за ней такого статуса не соответствует в полной мере историческому развитию и современному состоянию всего Православия в Эстонии».
Более двенадцати лет Московским Патриархатом предпринимаются усилия, направленные на урегулирование последствий односторонних действий Константинопольской Церкви на канонической территории Русской Православной Церкви, которые привели в 1996 году к временному прекращению евхаристического общения между двумя Патриархатами. При этом со стороны Русской Православной Церкви неоднократно была проявлена готовность к поиску взаимоприемлемых решений.
Так, на последних переговорах по данному вопросу между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов, прошедших 26 марта 2008 года в Цюрихе, стороны признали целесообразным продолжить переговорный процесс до достижения «всеобъемлющего соглашения, которое будет включать как решение по вопросу церковного недвижимого имущества в Эстонии, во исполнение Цюрихских договоренностей 1996 года, так и решение по вопросу канонического статуса церковных юрисдикций Константинопольского и Московского Патриархатов в этой стране».
Позиция Русской Православной Церкви по вопросу об урегулировании церковного положения в Эстонии, представленная на упомянутых переговорах, изложена в сообщении Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата от 16 мая 2008 года.
Решение о хиротонии новых епископов очевидно не обусловлено реальными нуждами немногочисленной паствы константинопольской церковной организации, насчитывающей, по официальным данным МВД Эстонии, 25 тысяч верующих. По тем же данным, численность самоуправляемой Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата составляет 170 тысяч верующих, которые окормляются 60 священнослужителями. Достаточно отметить, что в «епархии Пярну-Сааремаа» числятся лишь шестеро клириков, а в «епархии Тарту», для окормления которой избран иеромонах, рукоположенный в священнический сан в апреле 2007 года, из девяти имеющихся священнослужителей иные являются настоятелями трех приходов, а один клирик служит в двух епархиях одновременно.
По имеющейся информации, храмы церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии не наполняются молящимися даже при редком совершении богослужений во многих из них. Избрание новых епископов едва ли поможет изменить эту ситуацию, обусловленную желанием подавляющего большинства православных верующих страны сохранять верность Матери-Церкви – Московскому Патриархату.
Мотивы решения, принятого 12 июня, видятся в стремлении создать внешнее впечатление полноценной церковной жизни, дабы добиться признания статуса автономной Церкви со стороны Поместных Православных Церквей, а также заручиться поддержкой международных христианских организаций.
Не обусловленный пастырскими потребностями шаг церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата, направленный на приобретение односторонних преимуществ, лишь осложнит положение Православия в Эстонии. Предпринятые действия еще более затруднят переговорный процесс между двумя Патриархатами, направленный на достижение справедливого решения вопросов церковной собственности и канонического статуса двух церковных юрисдикций. Ответственность за это полностью лежит на константинопольской стороне.