Москва, 20 июня 2008 г.
Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выступила с заявлением относительно вынужденного отказа представителей Русской Православной Церкви от участия в работе межправославной комиссии по подготовке обращения Предстоятелей Поместных Православных Церквей (Родос, 19 июня 2008 года).
Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей в послании от 7 мая 2008 года известил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о своем намерении в связи с провозглашением Константинопольской Церковью настоящего года годом апостола Павла пригласить в предстоящем октябре Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинополь для проведения братской встречи и совместного паломничества по местам проповеди святого апостола. Предстоятель Константинопольской Церкви, в частности, пригласил для участия в этой встрече Святейшего Патриарха Алексия с сопровождающей делегацией, а для подготовки проекта обращения Предстоятелей, принятие которого планировалось в ходе будущей встречи, просил назначить иерарха или клирика в качестве члена специально создаваемой для этого комиссии. Начало работы подготовительной комиссии было назначено на 19 июня 2007 года. Местом ее заседаний были избраны пределы Родосской митрополии Константинопольского Патриархата. В ответном письме от 3 июня 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий выразил благодарность за полученное приглашение и сообщил, что членами от Русской Православной Церкви в подготовительной комиссии назначаются секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов и сотрудник ОВЦС А.Г.Чуряков в качестве переводчика.
Вместе с тем, Предстоятель Русской Православной Церкви в своем письме указал: «Надеюсь, что Ваше Святейшество имеет в виду постановление Архиерейского Собора нашей Святой Церкви от 13-16 августа 2000 года о невозможности для представителей Московского Патриархата принимать участие в межправославных форумах, где официально представлены в качестве делегатов автономной Эстонской Православной Церкви участники от церковной структуры в Эстонии, находящейся в юрисдикции Святейшей Константинопольской Церкви, до полного урегулирования всех проблем, возникших в эстонском Православии в связи с известными событиями, имевшими место в 1996 году».
На это письмо ответа не последовало.
По благословению Святейшего Патриарха делегация Московского Патриархата в указанном составе 19 июня 2008 года прибыла на Родос. Среди присутствующих на заседании комиссии оказался приглашенный Константинопольской Церковью представитель церковной юрисдикции данной Церкви в Эстонии, представленный как делегат автономной Эстонской Православной Церкви.
В связи с этим после совместной молитвы и приветствия председателя комиссии митрополита Галльского Эммануила (Константинопольский Патриархат), а также приветствия митрополита Родосского Кирилла и вступительного слова председателя представитель Русской Православной Церкви выступил с заявлением, в котором, засвидетельствовав глубокое уважение к участникам собрания и передав приветствия от лица Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, выразил сожаление в связи с односторонним решением Константинопольского Патриархата о приглашении для участия в работе межправославной комиссии представителя так называемой Эстонской Автономной Православной Церкви, не признанной в качестве таковой другими Поместными Церквами и объединяющей лишь малую часть православных верующих Эстонии. Было отмечено, что такое решение принято несмотря на предупреждение Предстоятеля Русской Православной Церкви о невозможности для представителей Московского Патриархата участвовать в работе в случае приглашения делегата от «ЭАПЦ», а также на то, что такое приглашение не будет способствовать успешному продолжению диалога Константинопольского и Московского Патриархатов по эстонскому церковному вопросу, планы которого изложены, в частности в меморандуме, принятом на последних переговорах делегаций двух Церквей в Цюрихе 26 марта 2008 года. Далее протоиерей Николай Балашов отметил, что действия Константинопольского Патриархата не соответствуют и прежней его позиции по вопросу об участии в межправославных комиссиях и всеправославных совещаниях тех Церквей, чей автокефальный или автономный статус не признан всеправославно. Эта позиция была выражена ранее неоднократно, в частности – в направленном в 1979 году письме Святейшего Патриарха Константинопольского Димитрия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену, где говорилось: «Мы позаботились о том, чтобы в Межправославной богословской комиссии по диалогу участвовали представители всех тех Православных Церквей, которые, будучи всеправославно признанными в качестве автокефальных и автономных, участвовали доныне и участвуют во всеправославных совещаниях и межправославных богословских комиссиях». В этом письме Святейший Константинопольский Патриарх подчеркивал, что не считает возможным участие в общеправославных мероприятиях и их подготовке «церковных частей, всеправославно не признанных в качестве автокефальных или автономных Церквей». Было указано, что, руководствуясь таким критерием, делегат «ЭАПЦ» не может быть участником настоящего собрания. Члены комиссии были также ознакомлены с различными предложениями Московского Патриархата по временному разрешению подобных вопросов, которые были внесены делегацией Русской Православной Церкви на переговорах в Цюрихе, включая возможность для представителей Церквей, не пользующихся общеправославным признанием, участвовать в подобных собраниях в составе делегации материнских Церквей.
Участникам заседания для ознакомления был передан меморандум, отражающий позицию Русской Православной Церкви по эстонскому церковному вопросу, представленную на прошедших в Цюрихе 26 марта 2008 года переговорах между делегациями Московского и Константинопольского Патриархатов. В связи с необоснованным заявлением председателя комиссии митрополита Эммануила о том, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий заранее отказался от участия в намеченной на осень встрече Предстоятелей Поместных Православных Церквей, а потому появление представителей Московского Патриархата на заседании данной комиссии представляется неожиданным и необоснованным, делегацией Русской Православной Церкви было оглашено в важнейших частях письмо Его Святейшества от 3 июня 2008 года, а копия его была передана для ознакомления членам комиссии.
В последовавшей дискуссии выступили митрополит Аксумский Петр (Александрийский Патриархат), архиепископ Герасский Феофан (Иерусалимский Патриархат), епископ Бачский Ириней (Сербский Патриархат), епископ Кампинский Киприан (Румынский Патриархат). Представители Поместных Церквей выражали сожаление в связи с неурегулированностью эстонского церковного вопроса, призывали два Патриархата предпринять усилия для его скорейшего разрешения, указывали на опасные и в перспективе, возможно, трагические последствия продолжающихся с 1996 года разногласий для всеправославного единства и свидетельства миру, предлагали найти решение, которое позволило бы делегации Московского Патриархата принимать участие в работе данного заседания.
Однако митрополит Галльский Эммануил от лица Константинопольской Церкви заявил, что вопрос о статусе участия представителя «ЭАПЦ» в данном заседании и других общеправославных мероприятиях не подлежит пересмотру.
После этого делегация Московского Патриархата, выразив глубокое сожаление, во исполнение решений Архиерейского Собора 2000 года была вынуждена покинуть заседание, сообщив, что о возникшей ситуации будет доложено членам открывающегося в этом месяце Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в связи с этим уполномочена заявить, что подобные проявления одностороннего диктата со стороны представителей Константинопольского Патриархата крайне затрудняют нахождение взаимоудовлетворительного решения вопроса о каноническом урегулировании положения Православия в Эстонии, а также несут в себе серьезную угрозу реальному осуществлению православного единства, укрепление которого является одной из важнейших забот Русской Православной Церкви. Ответственность за такие действия полностью лежит на представителях Константинопольского Патриархата.