Москва, 25 июня 2008 г.
Ваше Святейшество, Преосвященные архипастыри!
В настоящем докладе я предполагаю, во-первых, представить вашему вниманию отчет о деятельности Учебного комитета Русской Православной Церкви в 2004-2008 гг. Во-вторых, я полагаю необходимым сообщить о перспективах развития системы духовного образования в предстоящий период.
I. О деятельности Учебного комитета Русской Православной Церкви в 2004-2008 гг.
1. Развитие системы духовного образования Русской Православной Церкви. За отчетный период система духовного образования Русской Православной Церкви продолжала развиваться качественно и количественно.
За межсоборный период были вновь открыты или преобразованы из духовных училищ следующие духовные семинарии: Хабаровская, Тамбовская, Екатеринодарская, Барнаульская, Ярославская, Новокузнецкая, Таврическая. В систему духовного образования ныне также входит и семинария Русской Православной Церкви Заграницей в Джорданвилле. Были открыты Якутское, Новгородское и Бендерское духовные училища, а также Рязанское и Брянское Епархиальные женские духовные училища.
На настоящий момент Русская Православная Церковь имеет:
5 духовных академий
2 университета и 2 богословских института
38 духовных семинарий
39 духовных училищ
пастырские курсы.
При нескольких духовных академиях и семинариях действуют иконописные и регентские школы.
Выросло и количество учащих и учащихся. На конец 2006/2007 учебного года в духовных семинариях Русской Православной Церкви (кроме Украины) обучалось на стационаре около 4500 студентов, на заочном секторе более 4500 студентов, в духовных академиях на стационаре около 1100 студентов, на заочном секторе около 1000 студентов. На начало 2007/2008 учебного года количество студентов составило около 3000 человек.
Духовные семинарии, ставшие по результатам реформы духовного образования 1998-2003 гг. высшими духовными учебными заведениями, продолжили повышение уровня подготовки студентов и предлагаемого образования.
В 2006 году состоялся первый выпуск реформированных академий, которым, в соответствии с решениями Архиерейских Соборов 1989 и 1994 гг., определено стать научно-педагогическими и научно-богословскими центрами Русской Православной Церкви, готовящими преподавателей духовных школ, церковных ученых и администраторов в рамках «постдипломной системы научно-богословской специализации» (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года «О задачах Церкви в области богословского образования»).
В рамках реформы срок обучения был сокращен до трех лет, в Академиях были учреждены специализации — четыре отделения — библейское, богословское, церковно-историческое и церковно-практическое. Процесс обучения в Академиях в значительной мере ушел от имевшегося прежде дублирования обучения в семинарии, существенный акцент был сделан на вновь разработанных курсах, спецкурсах и семинарах, а также на самостоятельной исследовательской работе студентов. Требования, предъявляемые к кандидатским диссертациям, а также процедуры написания и защиты работ приводятся в соответствие с уровнем требований в светских научных и учебных заведениях.
Значительное повышение качества дипломных работ и кандидатских диссертаций, защищаемых в духовных учебных заведениях, непосредственно связано с проведенной реформой, в ходе которой были существенно изменены процедуры написания и защиты представляемых работ. Дипломные работы выпускников Семинарии теперь оцениваются не только научным руководителем, но и назначаемым рецензентом; кандидатские диссертации проходят апробацию в виде предзащит на кафедре и обязательной публикации автореферата и статей по теме исследования на портале «Богослов.Ru». Привлечение внешних оппонентов при защите кандидатских диссертаций, которое практикуется в Московской духовной академии уже несколько лет, в Санкт-Петербургской духовной академии — с этого года, а также включение в состав диссертационных советов специалистов из других учебных заведений позволило преодолеть прежнюю замкнутость и излишнюю снисходительность по отношению к уровню защищаемых диссертаций. Это даёт право утверждать, что диссертации, успешно прошедшие новую процедуру апробации и защиты, находятся на уровне хороших светских диссертационных исследований.
Повышение уровня диссертационных работ осуществлялось во исполнение решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2004 года (п. 6 Определения Архиерейского Собора 2004 года о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви) и указаний Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прозвучавших в его выступлении на Архиерейском Соборе 2004 года: «В процессе реформы надо поднять уровень исследовательской работы в наших Духовных школах. Степень кандидата богословия, присваиваемая выпускникам академий и аспирантур богословских институтов должна действительно свидетельствовать о высоком уровне проведенной работы. К сожалению, нередки случаи, когда руководство научной работой осуществляется неудовлетворительно … Требования к кандидатским работам должны быть усилены».
В период с 2005 по 2008 гг. в Московской духовной академии по новой системе было защищено 24 кандидатских диссертаций. По прежней системе — 35 диссертаций по стационару и 18 — по сектору заочного обучения. Защищена также одна магистерская диссертация.
В Санкт-Петербургской духовной академии за этот период по дореформенной системе защищены 39 кандидатских работ, по новой программе — 35 работ. При этом следует учесть, что в Санкт-Петербургской духовной академии привлечение внешних оппонентов стало практиковаться с этого года.
В Минской духовной академии успешно защищено за этот период 34 диссертации. В Свято-Тихоновском гуманитарном университете за последние 3 года были защищены 2 докторские диссертации, 3 магистерских и ряд кандидатских диссертаций (за 2007 год — 7). В последние годы в России получило значительное развитие светское православное теологическое образование. К сентябрю 2008 года лицензию на подготовку теологов будут иметь 40 вузов, из них 25 — государственные университеты. При этом православная теология преподается в 34 вузах, исламская — в 5 вузах, иудейскую теологию отлицензировал 1 вуз. Сейчас по специальности и образовательному направлению «Теология» учится примерно 3500 студентов. В православных вузах учится также большое количество студентов других специальностей.
В настоящее время разрабатываются государственные стандарты III поколения, которые предоставляют значительную свободу вузам в самостоятельном формировании своих учебных планов и программ.
В вузах концентрируется наиболее активная и перспективная молодежь, которая завтра будет определять общественную и государственную жизнь страны. Именно поэтому система светского теологического образования является одним из значимых миссионерских направлений деятельности нашей Церкви.
В настоящее время решается вопрос о введении Теологии в номенклатуру научных специальностей ВАК. Если это совершится, то в результате аккредитации получившие государственные дипломы выпускники ПСТГУ и теологических факультетов смогут получать ученые степени кандидатов и докторов теологии, а также звания доцентов и профессоров, признаваемые государством, т.е. смогут полноценно участвовать в научной и образовательной деятельности нашей страны.
2. Инспекционная и лицензионная деятельность Учебного комитета
В межсоборный период Учебным комитетом осуществлялись инспекционные проверки следующих духовных школ: Екатеринбургской, Тамбовской, Екатеринодарской и Ярославской духовных семинарий, Ростовского, Омского, Бендерского духовных училищ, Катехизаторских курсов при Новгородской епархии, Бендерской и Каушанской регентских школ, Единецкого богословского института, Брянского женского епархиального училища. Выводы по результатам инспекций докладывались для принятия решений Священному Синоду Русской Православной Церкви.
За отчетный период Учебный комитет, во взаимодействии с Управлением лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (Рособрнадзора) продолжал оказывать содействие духовным школам в получении первичных и повторных государственных лицензий на ведение образовательной деятельности.
3. Координационная деятельность Учебного комитета
За межсоборный период состоялся ряд рабочих заседаний коллегии Учебного комитета. Так, 23 декабря 2004 года, состоялось заседание Коллегии, на котором обсуждались вопросы развития научно-богословской и учебно-методической работы в духовных учебных заведениях. На заседании было сочтено целесообразным разработать нормативные документы, регламентирующие деятельность Ученых советов, кафедр, диссертационных советов, присуждение ученых званий и степеней. Также было признано необходимым создание Высшей Церковной Аттестационной Комиссии при Учебном комитете Русской Православной Церкви. Коллегия сочла необходимым создание единой электронной базы дипломных и диссертационных работ, защищаемых в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.
10-11 февраля 2005 года Учебный комитет провел в Московской духовной академии совещание по вопросу совершенствования учебного плана и программ духовной семинарии. 2-3 мая 2007 года в Екатеринбурге состоялось Совещание ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, на котором обсуждалось содержание Церковных образовательных стандартов. Участники Совещания высказали пожелание продолжить систематическую работу в рамках Учебного комитета по совершенствованию Церковного образовательного стандарта. В частности, предложено проводить регулярные методические семинары по межпредметным связям с тем, чтобы упорядочить распределение учебного материала между разными предметами.
14 ноября 2007 года и 18 июня 2008 года состоялись совещания ректоров Духовных академий, посвященные вопросам реализации задач, поставленных Священным Синодом в связи с принятием Концепции высшего Духовного образования Русской Православной Церкви.
В межсоборный период Учебный комитет оказывал кадровую поддержку вновь открытым духовным школам на востоке страны. Так, например, выпускники академий целевым образом распределялись Учебным комитетом для комплектации преподавательского состава Хабаровской духовной семинарии, Якутского духовного училища.
4. Учебно-методическая деятельность Учебного комитета
В межсоборный период Учебный комитет провел 20 методических семинаров, посвященных рассмотрению актуальных вопросов богословской науки, и способствующих выработке конкретных мер по совершенствованию учебного процесса в духовных учебных заведениях.
Так были проведены следующие учебно-методические семинары:
Актуальные вопросы духовного воспитания учащихся в духовных семинариях.
А также:
Актуальные вопросы преподавания в духовных школах:
Библейских дисциплин
Догматического богословия
Катехизиса
Патрологии
Пастырского богословия
Нравственного богословия
Сравнительного богословия
Основного богословия
Литургики
Церковного права
Общей церковной истории
Истории Русской Церкви
Истории поместных Православных Церквей
Церковного пения
Философии
Истории религий
Русского языка
Церковно-славянского языка
Современных иностранных языков
Для участия в семинарах были приглашены преподаватели соответствующих учебных дисциплин из духовных школ Русской Православной Церкви.
По результатам семинаров были выработаны рекомендации и предложения по совершенствованию преподавания данных предметов в духовных школах.
За межсоборный период осуществлялась бесплатная комплектация библиотек духовных учебных заведений изданиями, подготовленными при участии Учебного комитета.
С целью поощрения студентов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Учебным комитетом совместно с Благотворительным Резервным Фондом в 2004 году были учреждены специальные ежегодные стипендии. Утверждение кандидатур и распределение стипендий по духовным учебным заведениям осуществлялось Учебным комитетом по согласованию с руководством духовных учебных заведений. В межсоборный период стипендиями было отмечено 206 студентов из различных духовных школ.
5. Информационная и издательская деятельность Учебного комитета
Как известно, в задачи Учебного комитета входит, помимо всего прочего, сбор статистической информации об учебных заведениях, а также управление, т. е. контроль за учебной и воспитательной сферами их деятельности, внедрение новых методик, стандартов и т. п.
Сбор информации об учебных заведениях в настоящее время осуществляется вручную сотрудниками Учебного комитета 2 раза в год. Следует отметить нерегулярное поступление данных из некоторых региональных семинарий. Обработка ответов на анкеты-запросы также осуществляется вручную. Такой подход оказывается не эффективным и не способным дать оперативную справочную информацию о системе духовного образования в целом. Кроме этого, в рамках существующей системы очень сложно планировать и контролировать в реальном времени учебные и воспитательные процессы, их соответствие единым церковным стандартам и нормам.
Такая ситуация побудила начать разработку единой автоматизированной системы управления информационной системы Учебного комитета.
В ближайшее время циркуляр с подробным описанием данного проекта будет направлен во все духовные учебные заведения.
В 2007 году Учебным комитетом был воссоздан в новом качестве научно-богословский портал «Богослов.Ru», который сегодня представляет собой свод современного богословского знания по множеству направлений. Общее количество опубликованных материалов превышает 10 тысяч единиц. Особо отметим, что появление такой масштабной информационной площадки стало возможным благодаря совместным усилиям ряда духовных учебных заведений при активном участии светских специалистов.
На портале представлена богатая справочная и библиографическая база, ежедневно обновляется лента новостей по широкому спектру богословских наук. Публикуемые научные статьи и авторефераты вызывают активную дискуссию с участием специалистов. Апробация представляемых к защите диссертаций в виде обязательной публикации статей и авторефератов на портале «Богослов.Ru» показала свою высокую эффективность как в плане получения независимых откликов и рецензий, так и повышения ответственности соискателей. Кроме фундаментального научного направления портал разрабатывает и учебно-методические материалы: уже сегодня можно ознакомиться с первым опытом интернет-пособия «Введение в патрологию».
Возможность поиска материалов по интересующему вопросу среди дипломных работ и диссертаций, написанных в духовных учебных заведениях, а также статей современной научной периодики Российской академии наук, оказывает значительную помощь при учебной и исследовательской работе. Интерес церковной и светской интеллигенции к деятельности портала, выражающийся в высокой посещаемости ресурса, позволяет говорить о постепенном формировании открытой научной богословской среды. Развитие богословия как подлинной науки по отношению к другим областям гуманитарного знания невозможно без открытости и ответственности.
За отчетный период Издательский отдел Учебного комитета издал следующие книги:
Протоиерей Владислав Цыпин История Русской Православной Церкви. Синодальный период. Новейший период.
И.В. Попов Труды по патрологии. Т. I. Святые отцы II-IV вв., Т. II. Личность и учение блаженного Августина.
Архиепископ Верейский Евгений. Богословское образование в России: история, современность, перспективы. – 132 c.
Архиепископ Петр (Люилье) Дисциплинарные труды первых четырех Вселенских соборов – 432 c.
«МГУ – МДА: 250 лет совместного служения России». Материалы конференции.
И. И. Адамов Святитель Амвросий Медиоланский.
Проект «Творения святых отцов на электронных носителях» (ТСОЭН). Святитель Григорий Богослов Творения. Т. 1-6.
Архимандрит Макарий (Веретенников) Святитель Макарий, митрополит Московский, и архиереи его времени.
Архимандрит Макарий (Веретенннкиов). Регентская школа при Московской духовной академии.
Н. Н. Глубоковский. Библейский словарь.
Протоиерей Петр Гнедич. Догмат искупления.
6. Научная и научно-методическая деятельность Учебного комитета
В межсоборный период состоялись две международные богословские конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви» (14-17.11.2005) и «Православное учение о церковных таинствах» (13-16.11.2007), в которых принимали участие ведущие профессоры и преподаватели наших духовных школ.
Продолжает повышаться научный уровень ежегодных конференций, проводимых Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и духовными академиями. Добрым знаком развития богословской мысли на местах становятся богословские, научно-практические, церковно-общественные конференции, проводимые региональными семинариями, в частности, в Нижнем Новгороде, Тобольске, Казани, Самаре и др.
Под эгидой и при участии Учебного комитета в межсоборный период состоялись следующие научные и научно-методические семинары:
«Актуальные проблемы Христологии»
«Теория и практика социального служения Церкви в духовных школах»
«Актуальные проблемы христианской этики».
С 2001 года Учебный комитет ежегодно проводит научно-практическую конференцию студентов и молодых ученых богословских учебных заведений Русской Православной Церкви.
13 октября 2004 года Учебный комитет организовал и провел IV Ежегодную научно-практическую конференцию, посвященную 190-летию пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре (1814 – 2004 гг.). На конференции были подведены итоги объявленного Учебным комитетом и Московской духовной академией конкурса письменных работ по означенной теме.
Учебный комитет участвовал в подготовке и проведении следующих конференций и мероприятий:
Конференция «Роль Патриаршества в истории России», посвященной 15-летию Интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (27 мая 2005 года, Российская Академия Наук);
Конференция «Эпоха Куликовской битвы: Русская Православная Церковь и становление российской государственности» в рамках церковно-общественного форума «Единением и любовию спасемся», посвященного 625-летию победы на Куликовом поле (4 октября 2005 года);
Круглый стол «Проблемы духовно-нравственной культуры молодежи современной России» (4 сентября 2006 года, Московская духовная академия).
Межсоборный период был отмечен для Духовных академий Русской Православной Церкви рядом знаменательных дат.
Так, в 2005 году исполнилось 320 лет старейшей высшей школе России — Московской духовной академии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, была сформирована программа празднования 320-летия Московской духовной академии. В виду высокой церковно-общественной значимости данного юбилея Святейший Патриарх Алексий присвоил программе юбилейных торжеств Патриарший статус.
В рамках юбилея Московской духовной академии Учебный комитет принимал участие в подготовке:
конференции «Московская духовная академия и ее представители в годы революционных гонений», организованной совместно с Синодальной комиссией по канонизации святых (29 марта 2005 года);
научно-популярного фильма «ALMA MATER: исторический путь Московской духовной академии» (апрель – май 2005 года);
торжественного Актового дня Московской духовной академии в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября 2005 года).
В 2006 году торжественно отмечалось 285-летие со времени основания и 60-летие возрождения Санкт-Петербургской духовной академии.
Важную роль в развитии церковной науки играет издание научной периодики и литературы. Так, Московской духовной академией издается «Богословский вестник», Санкт-Петербургской духовной академией — «Христианское чтение», Минской духовной академией - «Труды Минской духовной академии», Свято-Тихоновским гуманитарным университетом — «Вестник ПСТГУ» (до 2005 года - «Богословский сборник»). Ряд семинарий начал выпуск своих научных периодических изданий.
7. Взаимодействие с органами государственной власти
За отчетный период Учебный комитет осуществлял постоянное взаимодействие с органами государственной власти по вопросам духовного образования. В частности, через участие в работе в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации; в заседаниях Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, а также рабочей группе Комиссии, в Подкомиссии по религиозному образованию Комиссии по государственно-церковным отношениям Общественно-политического Экспертного Совета при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе, в различных заседаниях и встречах, организуемыми органами законодательной и исполнительной власти: Государственной Думе, Совете Федерации, Министерстве Образования и науки, Общественной Палате.
В ходе диалога с органами государственной власти особое внимание уделялось вопросу совершенствования законодательства о свободе совести и о религиозных организациях, в частности, вопроса о правовом статусе учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений).
Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации в своем заседании 1 июня 2005 года предложил Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и Министерству образования и науки РФ рассмотреть пожелания религиозных организаций в отношении возможности подготовки специалистов на основе государственных образовательных стандартов в учреждениях профессионального религиозного образования и внести согласованные предложения по данному вопросу. Комитету Государственной думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Советом было рекомендовано продолжить работу по доработке проекта Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»” с учетом замечаний и предложений, высказанных членами Совета.
На заседаниях Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации 24 июня 2005 года и 19 сентября 2005 года, согласно решению Президентского совета по взаимодействию с религиозными объединениями, были рассмотрены предложения Русской Православной Церкви в отношении возможности подготовки специалистов на основе государственных образовательных стандартов в учреждениях профессионального религиозного образования. В ходе работы Комиссии было принято общее мнение, что в российском законодательстве нет оснований для лишения духовных учебных заведений права государственной аккредитации. На основании данного мнения Комиссией был подготовлен ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства в части, касающейся религиозного образования и просвещения.
На заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, которое прошло 21 декабря 2005 года, было объявлено о завершении изучения вопроса о возможности подготовки специалистов на основе государственных образовательных стандартов в духовных образовательных учреждениях.
Комиссия отметила, что, согласно заключению Министерства образования и науки РФ, может быть поддержано предложение о предоставлении духовным образовательным учреждениям права реализовывать образовательные программы на основе государственных образовательных стандартов и при прохождении государственной аккредитации выдавать документы об образовании государственного образца.
В ходе заседания Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ 13 декабря 2006 года, посвященного теме государственной поддержки религиозных организаций в реализации общественно значимых социальных и благотворительных программ и проектов, были выработаны в частности следующие рекомендации в сфере государственно-конфессиональных отношений:
«…Инициировать внесение дополнений в федеральные законы: «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «Об образовании» в части предоставления учреждениям профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждениям) права реализовывать образовательные программы на основе государственных стандартов и установления для духовных образовательных учреждений упрощенного порядка государственной аккредитации».
В ходе работы Комиссии Общественного Совета Центрального федерального округа по вопросам образования 30 марта, 29 мая, 5 июля и 2 ноября 2006 года, в числе прочих вопросов, обсуждались различные формы поддержки образовательной деятельности духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, в частности, поддержка различных проектов, направленных на повышение уровня образования в духовных учебных заведениях: развитие информационной деятельности, сотрудничество со светскими СМИ, развитие издательской деятельности.
19 октября 2007 года в Московской духовной академии состоялась рабочая встреча руководства и сотрудников Учебного комитета, профессоров и преподавателей МДА с первым заместителем Председателя Правительства РФ Д.А. Медведевым (ныне — Президент РФ), во время которой были затронуты актуальные вопросы признания государством дипломов духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, выстраивания партнерских отношений между светской и духовной образовательными системами, введения в школьную программу факультативного преподавания Основ православной культуры.
13 ноября 2007 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении поправки в действующее законодательство, наделяющие религиозные образовательные учреждения правом на получение государственной аккредитации, не устанавливая при этом государственный статус данного учреждения. 8 февраля 2008 года закон был принят Государственной Думой, 20 февраля 2008 г. — Советом Федерации. 28 февраля 2008 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2008 года N 14-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)».
Законом устанавливается возможность получения нашими духовными школами свидетельства о государственной аккредитации, которое подтверждает уровень реализуемых ими образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов и дает право на выдачу документа государственного образца, заверяемого печатью такого образовательного учреждения, не содержащей изображение герба России. При этом свидетельство о государственной регистрации не устанавливает государственный статус образовательных учреждений профессионального религиозного образования.
С целью скорейшего осуществления практических шагов по реализации упомянутого закона Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 14 апреля 2008 года обратился к Президенту Российской Федерации с соответствующим посланием с просьбой оказания содействия по получению духовными школами государственной аккредитации на основе принятого Священным Синодом Русской Православной Церкви церковного образовательного стандарта высшего образования в области православного богословия.
Таким образом, в настоящий момент вопрос о конкретных формах и процедурах государственной аккредитации духовных школ решается на высшем уровне церковно-государственных отношений.
II. Перспективы деятельности Учебного комитета и развития системы духовного образования в предстоящий период
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 16 ноября 2004 года была создана Комиссия по подготовке концепции духовного образования и анализу реформ, проводимых в духовных школах.
Комиссия под председательством Высокопреосвященного Димитрия, Архиепископа Тобольского и Тюменского осуществляла свою деятельность в тесном рабочем контакте с Учебным комитетом.
Комиссией была проделана большая работа по изучению состояния духовного образования в Русской Православной Церкви.
Комиссия посетила с инспекционными поездками значительное число духовных учебных заведений. Отчет о проделанной работе был представлен Комиссией Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду. По результатам проделанной работы Комиссией во взаимодействии с Учебным комитетом и ведущими духовными школами был разработан пакет концептуальных и регламентирующих документов:
«концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви»,
«церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария)»,
«церковный образовательный стандарт подготовки специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия (Академия)».
Данные документы были утверждены на заседании Священного Синода 21 августа 2007 года (журнал №71).
Пользуясь случаем, хотел бы выразить слова сердечной благодарности Председателю и всем членам Комиссии за понесенные труды.
Поскольку перспективы развития системы духовного образования на предстоящий период будут во многом определяться упомянутой выше Концепцией высшего Духовного образования Русской Православной Церкви, полагаю уместным предложить вашему вниманию ее важнейшие положения, в первую очередь, предполагающие изменения или совершенствование существующей системы духовного образования.
Важным элементом концепции является то, что ею четко прорисовываются принципы управления духовным образованием Русской Православной Церкви.
Духовные учебные заведения всех ступеней образования состоят под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви. При этом канонически духовные учебные заведения входят в юрисдикцию того епархиального архиерея, на территории епархии которого они находятся.
Учебный комитет осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
а) административное
б) координационное
в) правовое
д) научное
е) аналитическое
ж) издательское
Концепцией определяется необходимость учреждения новой структуры — Высшей Церковной Аттестационной Комиссии при Учебном комитете.
Задачи Аттестационной комиссии - рассмотрение результатов защит кандидатских и докторских работ в диссертационных советах Духовных академий, а также ходатайства ученых советов духовных учебных заведений о присвоении ученых званий доцента и профессора.
Концепцией предполагается создание при Московской Патриархии фонда финансовой поддержки духовных учебных заведений.
Структура духовного образования Русской Православной Церкви является двухуровневой, включающей в себя Духовные семинарии и Духовные академии.
В отношении Духовных семинарий подчеркивается, во-первых, их цель — подготовка священнослужителей, а также церковнослужителей и церковных специалистов согласно Церковному образовательному стандарту высшего духовного образования специалиста в области православного богословия.
Во-вторых, семинария определяется как Высшее духовное учебное заведение. Новым и важным обстоятельством является то, что в семинарии, в соответствии с Концепцией формируется ученый совет, образуются кафедры, ведется научная работа, преподавателям могут присваиваться ученые звания доцента и профессора.
Столь твердое определение высшего образовательного статуса семинарий, включая всю атрибутику ВУЗа, возлагает на семинарии большую ответственность по дальнейшему совершенствованию уровня и качества образовательной деятельности.
Полагаю важным обратить внимание на то, что создание в семинариях новых структур, определяемых Концепцией, возможно лишь по согласованию с Учебным комитетом, а присвоение ученых званий осуществляется решением Высшей Церковной аттестационной комиссии, которая, как мы надеемся, будет вскоре учреждена.
Духовная академия определяется Концепцией как научно-богословский, образовательный и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, церковных ученых, специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия по программам аспирантуры и докторантуры.
Задача Духовной академии определяется в Концепции как развитие церковной богословской науки и совершенствование системы духовного образования.
Идея Академии, объединяющей в едином целом научный и образовательный центр, представляется весьма разумной и эффективной с точки зрения подготовки научно-педагогических кадров, поскольку позволяет готовить специалистов в рамках реальной исследовательской деятельности научной школы.
Система духовного образования сможет получить, таким образом, высококвалифицированные преподавательские кадры.
Академии как научно-богословские центры смогут реализовывать свою деятельность в двух направлениях — исследовательско-теоретическом и научно-практическом.
Наличие научно-богословских школ, ведущих научно-теоретическую деятельность в области изучения Священного Писания, богословского, литургического, духовно-аскетического наследия Церкви является исключительно важным в деле сохранения Церковного Предания. Во втором своем качестве Академии могли бы обеспечить научно-методическую поддержку всей образовательной системе Церкви в целом.
Кроме того, наличие научно-практического направления деятельности Академий позволит обеспечить Высшую церковную власть необходимой поддержкой по актуальным вопросам церковной жизни и служения, требующим богословского обоснования.
Вместе с тем, сегодня Академии в полной мере не являются научно-богословскими и исследовательскими центрами. Такое определение Академий, как оно дано в утвержденной священным Синодом Концепции высшего Духовного образования Русской Православной Церкви, является задачей новой и весьма сложной. Ведь сегодня Академии по преимуществу являют собой именно учебные заведения. Кроме того, научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава в них не оплачивается и не является в силу этого обязательной.
Поэтому развитие научной деятельности Академий не может быть реализовано в одночасье — это серьезная задача на несколько лет вперед. Во многом успех создания в Академиях научных школ будет зависеть от наличия различных ресурсов — и не только финансовых, но и административных и кадровых.
В качестве конкретных шагов по реализации этой задачи в ближайшие несколько лет можно предложить следующее.
В Академиях при кафедрах учреждаются должности научных сотрудников. План исследовательской деятельности научных сотрудников определяется кафедрами и утверждается Учеными советами исходя из тематических приоритетов научных работ, определяемых Учебным комитетом.
Из бюджетных и внебюджетных средств формируется фонд научных исследований Учебного комитета, выделяющий на конкурсной основе гранты для осуществления научных исследований и публикаций, научных командировок и научно-методических работ, финансирующий проведение научных семинаров и конференций.
Возвращаясь к Концепции, стоит отметить также и то, что в соответствии с ней в Русской Православной Церкви упразднена ученая степень магистра богословия. Теперь система ученых степеней соответствует светской системе: кандидат и доктор богословия. При этом требования к уровню работ, выдвигаемых на соискание указанных ученых степеней должны быть не ниже уровня, существующего в светской науке.
Концепция высшего Духовного образования Русской Православной Церкви предполагает разработку Учебным комитетом перечня из 26 нормативных документов в сфере духовного образования.
Во исполнение решения Священного Синода Учебный комитет во взаимодействии с духовными школами осуществляет разработку данных нормативных документов и актов. Документы, регламентирующие деятельность семинарий направлены на отзыв в духовные школы. К сожалению, откликнулись не все духовные школы, но от ряда семинарий получены важные замечания и пожелания.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность Академий были представлены и обсуждены на совещании соответствующей рабочей группы, состоявшемся в Санкт-Петербургской духовной академии 15 апреля 2008 года.
В завершение своего выступления хочу выразить уверенность в том, что в случае успешной реализации данной Концепции система духовного образования нашей Церкви сможет стать по настоящему действенной и эффективной, сочетающей в себе укорененность в богатейшем духовном Предании Церкви с нацеленностью на подготовку добрых пастырей Церкви Христовой, способных самоотверженно и мудро нести Православное Свидетельство современному миру.
Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г.