Москва, 10 июля 2008 г.
Люди стали обманывать друг друга гораздо чаще, чем десять лет назад, причем во всех сферах жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования международной компании GfK Custom Research, которая провела опросы в 19 странах, включая Россию. Эксперты объясняют желание обманывать выбором, стоящим перед людьми в потребительском обществе: остаться честным неудачником или достичь материального успеха любой ценой.
Больше половины опрошенных в 19 странах респондентов убеждены, что к мошенничеству все чаще прибегают бизнесмены, в том числе при уплате налогов. Больше всего (71—74%) на это жалуются в Греции, Венгрии и Турции, но отмечают также в Германии, Италии, Португалии, Румынии. На рост обмана в «любви и отношениях», «школе и университетах» эти страны указывают гораздо реже. Рейтинги сфер жизни, подверженных обману, в Западной и Восточной Европе примерно одинаковы, чего не скажешь о США: там жалуются на рост мошенничества во всех сферах. Экспертов такой вывод не удивляет: североамериканские СМИ полны сообщений об аферах. «Америка переживает сильный кризис духовности, — комментирует директор Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. — Американцы чувствуют, что их общество построено не так, как это нужно для будущего. Неудивительна популярность Барака Обамы с лозунгами «Америке нужны перемены».
Статистика по России также отличается от среднеевропейской. Системная работа налоговых органов, показательные «порки» неплательщиков в казну сделали свое дело: лишь 39% россиян (против 53% в Восточной Европе) говорят, что мошенничество при уплате налогов сейчас встречается чаще, чем десять лет назад. Об обмане в «любви и отношениях» высказались всего 25% против 36% по Восточной Европе. «В России значительную часть общества гложет бедность, — отмечает г-н Гонтмахер, — Люди пока озадачены удовлетворением первичных потребностей».
Возможно, поэтому 62% россиян указали на мошенничество, происходящее в сфере бизнеса. Однако, порицая обман, люди остаются частью общества и обманывают сами. «Радикальные нравственные перемены сделали сознание россиян очень неустойчивым, — комментирует глава Социологического центра Российской академии государственной службы Владимир Бойков. — Люди хотят порядка, но, видя беспорядок, сами его продолжают. Люди не любят взяток, но дают их, чтобы облегчить решение проблем».
Здоровая экономика не может сложиться в нездоровом обществе. «Все думают только о деньгах, — констатирует г-н Бойков. — Именно поэтому люди могут позволить себе продать гнилой сыр и контрафактную продукцию под видом настоящей». Тенденция роста обмана глобальная, но в России, по мнению экспертов, она проявляется острее. «Возможность заработать у нас мало связана с качествами, талантами человека, — говорит эксперт. — Врачи, учителя, которые должны быть средним классом и жить хорошо, оказались социальными аутсайдерами».
«Мошенничество и обман сегодня встречаются чаще, чем десять лет назад?» (респонденты, ответившие «да», %)
Бизнес | Налоги | Спорт/игры | Любовь и отношения | Школа/ университет | Коллеги | |
Средний показатель | ||||||
в мире | 55 | 48 | 48 | 42 | 42 | 35 |
США | 65 | 46 | 58 | 58 | 53 | 44 |
Средний показатель | ||||||
в Западной Европе | 54 | 51 | 52 | 38 | 34 | 31 |
Греция | 71 | 71 | 66 | 69 | 51 | 59 |
Италия | 68 | 65 | 59 | 44 | 44 | 32 |
Нидерланды | 42 | 31 | 41 | 27 | 34 | 28 |
Португалия | 60 | 65 | 67 | 49 | 41 | 48 |
Швеция | 57 | 61 | 68 | 45 | 70 | 19 |
Средний показатель | ||||||
Восточная Европа | 55 | 53 | 46 | 36 | 38 | 32 |
Венгрия | 74 | 76 | 52 | 53 | 43 | 42 |
Польша | 55 | 43 | 51 | 36 | 41 | 36 |
Румыния | 56 | 65 | 45 | 34 | 38 | 28 |
Россия | 44 | 39 | 32 | 25 | 37 | 24 |
Источник: исследование GfK по обманам, GfK Custom Research 2008