Православный календарьПравославный календарь
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

Первые римские христиане предпочитали есть речную рыбу

Рим, 13 апреля 2009 г.

“Предпочтения в еде у христиан древнего Рима были более сложными, чем традиционно принято считать”, - к такому выводу пришли ученые, исследовавшие останки христиан, погребенных в римских катакомбах, цитирует Благовест-инфо сообщение газеты Times.

Группа ученых во главе с Леонардом Рутджерсом проанализировала химический состав костей 22 человек, чьи останки были найдены в катакомбах св. Каллиста около римской Аппиевой дороги. Считается, что христиане использовали эти подземные пещеры в III-V веках от Р.Х., однако радиоуглеродный анализ показал, что некоторые скелеты относятся уже к II столетию нашей эры.

Всего в катакомбах Вечного города погребено около полумиллиона человек, а катакомбы св. Каллиста - один из самых крупных комплексов подземных пещер. Часть катакомб, называемая “Либерийской”, содержит большое количество захоронений двух типов-кубикул (погребальных комнат, где находят останки до 50 человек) и локули - ниш, выдолбленных в каменных стенах пещер, и расположенных одна над другой.

Команда Рутджерса исследовала в общей сложности 22 скелета, взятых из захоронений обоих типов. Среди останков был скелет человека, которому на момент смерти было 82-85 лет, и грудного ребенка примерно 2 лет (точно определить пол и возраст погребенных было трудно из-за плохой сохранности костей). В основном анализ проводился на костях пальцев ног и рук.

Сравнив результаты анализа с исследованиями останков из других мест Италии и Средиземноморья, ученые пришли к выводу, что христиане катакомб ели речную рыбу (на это указывает высокий уровень содержания азота и пониженный - углерода), что было необычно для того времени и места. Пресноводная рыба составляла от 18 до 43 % рациона христиан древнего Рима.

“Первые христиане дистанцировались от иудейских пищевых табу, и в то же время избегали мяса животных, которых язычники приносили в жертву, однако считается, что в целом они питались так же, как и их современники - нехристиане”, - пишет Рутджерс в Journal of Archeological Science. Тот факт, что значительную часть рациона христиан составляла пресноводная рыба, оказался неожиданным открытием для ученых и, по словам Рутджерса, может пролить свет на социальный состав христианской общины.

Древние римляне предпочитали морскую рыбу, а речная “не считалась важным ингредиентом классической римской диеты”, - пишет исследователь. В 310 году н.э. император Диоклетиан издал эдикт, зафиксировавший цены на речную рыбу на уровне от трети до половины стоимости морской. По мнению Рутджерса , это указывает на то, что “по крайней мере, какую-то часть первых христиан составляли простые люди”, и предпочтение пресноводной рыбе они отдавали потому, что были небогаты, а не “из соображений религиозной аскезы”. С другой стороны, на предпочтнения в пище могло повлиять и то, что рыба была символом древних христиан, отмечает ученый.

13 апреля 2009 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×