Москва, 15 апреля 2009 г.
В Страстной Четверг во время Чина умовения ног архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, умывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается в отдельных епархиях Русской Православной Церкви.
Кроме того, данный чин совершается в Римо-католической Церкви, в Армянской Апостольской Церкви. В католической богослужебной практике чин совершает священник, умывая ноги двенадцати прихожанам; в Армянской Апостольской Церкви чин совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян. В общих чертах чин сохранился также в некоторых протестантских деноминациях; в протестантских общинах ноги умывают мужчины — мужчинам и женщины — женщинам.
По православной богослужебной традиции, зафиксированной в третьей части «Архиерейского чиновника», Чин умовения ног совершается после заамвонной молитвы в Великий Четверг.
После пения «Буди имя Господне» Патриарх садится в кресло на горнем месте, вокруг него с двух сторон садятся 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, запевает 50-й псалом, во время пения которого диаконы выносят на солею сосуд с водой для умовения. Следом выходит архиерей и садится в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю.
Затем диаконы выводят под руки на солею священнослужителей, принимающих участие в чине. В это время хор поет умилительную стихиру «Союзом любве» и другие песнопения Великого Четверга.
После того, как на солее сядут все 12 священников, диакон возглашает мирную ектению с особыми прошениями: «о еже освятитися умовению сему». После ектении Патриарх читает молитву, в которой просит Господа через это символическое умовение омыть грехи людей.
Затем наступает ключевой момент чинопоследования. Диакон начинает чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается умовение ног Спасителем Своим ученикам. Во время чтения слов «и положи ризы своя» Патриарх снимает с себя облачение и остается в подсаккоснике, епитрахили и поручах, а затем при соответствующих словах Евангелия Патриарх берет лентион (широкое и длинное полотенце) и вливает воду в умывальницу крестообразно.
Далее в Евангелии содержатся слова: «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан»; в этот момент Патриарх поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается.
Когда же Патриарх доходит до старшего из священников, диакон читает следующий отрывок: «прииде же к Симону Петру и глагола ему той», после чего старший священник говорит Патриарху слова апостола Петра: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?», на что Патриарх отвечает ему словами Спасителя: «Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих».
Старший священник отвечает: «Не умыеши ноги моей во
век» и получает ответ от Патриарха: «аще не
умыю тебе, не имаши части со Мною». В ответ на эти
слова священник указует на свои руки и голову, говоря:
«Господи, не нозе мой токмо, но и руце и
главу», после чего Патриарх говорит:
«измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо
весь чист и вы чисти есте, но не вси» и умывает ноги
старшему священнику.
После умовения Патриарх и священники садятся на свои
места, Предстоятель облачается в священные одежды и читает
отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим
ученикам смысл сотворенного умовения.
Затем Патриарх читает заключительную молитву, после чего
совершается отпуст Литургии.