Москва, 26 июня 2009 г.
Российское законодательство не препятствует изучению православной и других религиозных культур в школах, считают заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина и глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, но консенсуса по форме преподавания подобных предметов пока нет, сообщает РИА Новости.
В последнее время поводом к несмолкающим дискуссиям в обществе и СМИ по этому вопросу служит отсутствие окончательного согласия между чиновниками и служителями культа относительно формы преподавания той или иной духовно-нравственной культуры. Однако некоторым по-прежнему кажется спорной принципиальная возможность обучения школьников религиозным предметам в стране, где провозглашен принцип светскости образования и по Конституции церковь отделена от государства.
"Каких-либо препятствий тому, чтобы всерьез изучалась православная культура и любая другая религиозная культура, в российском законодательстве нет", - заявил Калина в Краснодаре в четверг в ходе заседания совета при президенте РФ по делам казачества.
При этом, по его словам, в школах ряда регионов "широко изучается православная культура".
"Я также убежден, что российское законодательство не препятствует изучению по свободному выбору, при соблюдении принципа светскости образования - основ православной, исламской, иудейской или других религиозных культур", - сказал представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя высказывания замминистра образования.
По его словам, светскость образования не означает, что школьники не должны иметь возможности познакомиться с самыми различными мировоззрениями, существующими в России и мире. "А тем более - с нравственными нормами и культурным содержанием традиционных религий", - добавил Чаплин.
Эти нормы и культурные основы, напомнил свящзенник, формировали страну - и без их освоения "невозможно понять ни нашу историю, ни наш менталитет, ни вообще то, почему мы такие, какие мы есть".
Законодательство, как отметил отец Всеволод, предоставляет для изучения религиозных культур достаточно широкие возможности.
"Теперь необходимо, чтобы федеральное образовательное руководство и российские религиозные организации пришли к консенсусу относительно того, как именно будут преподаваться в школе позитивные знания о тех религиозных традициях, к которым принадлежат учащиеся и их семьи", - подчеркнул собеседник агентства.
Сейчас, по его словам, как раз ведется поиск такого консенсуса.
Русская Православная Церковь призывает к тому, чтобы преподавание основ той или иной религиозной культуры или светской этики осуществлялось "в составе обязательной сетки часов, но по выбору родителей, которые определяют мировоззрение ребенка, а с некоторого возраста - по выбору самих школьников".
"Так же, как осуществляется обучение языкам - в обязательном порядке, но по выбору родителей учащихся", - заключил отец Всеволод.
В свою очередь, разработчики новых школьных стандартов утверждают, что программа 1-4 классов сегодня перегружена.
"Предельно допустимая учебная нагрузка для детей начальной школы составляет 22 часа в неделю. Если мы собираемся вводить в число обязательных еще один предмет (а Русская Православная Церковь предлагает ввести курс "Основы православной культуры" с 1 по 11 класс по два часа в неделю), то мы должны понимать, за счет каких предметов будем это делать - за счет русского языка, литературы, математики либо чего-то другого", - сказал РИА Новости руководитель проекта Российской академии образования по разработке новых школьных стандартов Александр Кондаков.
Он отметил, что область "Духовно-нравственная культура", в рамках которой детей будут знакомить не только с основами православной и других религиозных культур, но и светской этикой или историей мировых религий, включена в вариативную часть учебного плана. Эта часть не предусматривает проведения единых государственных экзаменов (ЕГЭ) и формируется самостоятельно школой, учителями, учениками и их родителями.
Со своей стороны, полпред президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Устинов в ходе заседания совета при президенте РФ по делам казачества отметил, что изучение православной культуры должно быть введено также и в казачьих кадетских корпусах и других учебных заведениях казачьей направленности.
"Зачем вводить какие-то казачьи учебные заведения, если там не будут изучаться основы Православия? Если не будет Православия у нас в казачестве, значит, у нас не будет казачества", - считает Устинов.