Бостон, 1 июля 2009 г.
Православное Богословское Общество Америки (ПБОА, OTSA) было основано в 1966 году для совместной работы преподавательских корпораций семинарий: Свято-Владимирской, в Крествуде, шт. Нью-Йорк, и греческой Святого Креста в Бруклайне, шт. Массачусетс. Со временем задачи общества расширились, и теперь оно объединяет тех, чья преподавательская деятельность связана как с преподаванием специализированных богословских дисциплин, так и с общеобразовательными курсами о православной духовности, культуре, искусстве и др. ПБОА в первую очередь связано с Греческой Православной Архиепископией Северной и Южной Америки, а затем с Американской Православной Церковью. Поскольку большинство из 150 членов живут в том же районе США, где находятся две вышеуказанные школы, то ежегодные конференции обычно проводятся в одной из них.
В этом году конференция проходила в греческой семинарии с 4-ого по 5-ое июня. Центральным выступлением стал доклад всемирно признанного ученого литургиста католика восточного обряда архимандрита Роберта Тафта. Доклад был посвящен мнимому конфликту между символизмом блж. Симеона, архиепископа Солунского, жившего в конце XIV - первой половине XV века, и литургическим богословием протопресвитера Александра Шмеманна, сообщает официальный сайт РПЦЗ.
За два дня было прочитано двенадцать докладов.
Все доклады, прозвучавшие на конференции, были объединены темой диалога с прошлым или настоящим. Доклад Антония Киеропулоса касался диалога между византийцами и представителями исламского мира. На невозможность диалога с воинствующим материалистическим направлением в современной науке указал в своем докладе проф. Дэниэл Буксхоеведен, преподающий палеоневрологию в университете Южной Каролины.
Проблему диалога затронул доклад преподавателя Свято-Троицкой Семинарии Андрея Псарева, посвященный анализу экклезиологии РПЦЗ в отношении Московского Патриархата (1927-2007). Доклад вызвал живую дискуссию, которую обогатило присутствие в зале инокини Вассы (Лариной), проф. Венского университета, которая, сославшись на пример Европы, указала на то, что РПЦЗ нельзя воспринимать, как нечто однородное. Докладчик отметил, что «экуменизм» сам по себе нейтральный термин, наполнение которого зависит от того, кто этим термином пользуется.
В кулуарах конференции живую реакцию вызывали вопросы толкования 28-го правила 4-го Вселенского Собора Константинопольским Патриархатом. Участие представителей РПЦЗ дало возможность всем желающим узнать из первых рук о прошлом и настоящем нашей церкви, о истории, которую православный мир мало знает.