«Кадом: Затерянная красота» FLV файл. Продолжительность 8 мин. Размер 17.7 Mb)"/> «Кадом: Затерянная красота» FLV файл. Продолжительность 8 мин. Размер 17.7 Mb)"/> «Кадом: Затерянная красота» FLV файл. Продолжительность 8 мин. Размер 17.7 Mb)"/>

Земля, дающая силу

К 800-летию поселка Кадом Рязанской области

Загрузить увеличенное изображение. 525 x 700 px. Размер файла 151337 b.  Кадом. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Кадом. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
На карте России есть такие удивительные места, которые ощущаешь родными, побывав здесь лишь однажды: будто когда-то тут жил, а теперь возвращаешься после долгих странствий. Малые города нашего Отечества – наш исток и наша надежда. Вместе они составляют территорию души, способную дать пристанище тем, кто желает вернуться к самому себе.

Одним из таких заповедных мест для многих стал Кадом. Этот городок[1], раскинувшийся на живописных берегах реки Мокши, ныне является районным центром в Рязанской области. В эти дни Кадом отмечает свой 800-летний юбилей. 800 лет, конечно, цифра условная: к 1209 году относится первое упоминание о Кадоме в Никоновской летописи. С него и принято вести отсчет истории поселения, хотя, несомненно, основано оно гораздо раньше: река Мокша – самый крупный приток Оки, важный торговый путь, и в начале XIII века Кадом, вероятно, был уже значительным торговым и оборонительным пунктом на восточных рубежах Рязанского княжества. В древности Кадом находился в центре весьма обширной территории, которая выходила далеко за пределы современной Рязанской области, охватывая часть современной Мордовии, а также Вознесенский и Дивеевский районы Нижегородской области. Сам город не раз менял свое административное подчинение: например, только в XVIII веке территория Кадомского района попеременно относилась к трем губерниям: Казанской, Азовской, Воронежской, а после Кадом стал заштатным городом, подчинявшимся Тамбову.

Кадом – город с уникальной историей, которая достойна обширных исследований. Здесь настоящее непривычно близко соседствует с исторической древностью. Вот, например, имя города, Кадом. Откуда оно произошло, до сих пор достоверно не известно. Может быть, от арабского «ходим» или «кодим», что в переводе означает «стража», – ведь город был восточным форпостом завоеванных славянами земель, а прийти это слово могло от камских булгар, которые в XI–XII веках вели оживленную торговлю с Востоком по Волге, а со славянами – по Оке и Мокше. В средние века Кадом был пограничным городом-заставой: здесь проходила сторожевая черта с укрепленными пунктами и оборонительными сооружениями для отражения нападений татар и ногайцев. Некоторые местные жители были приписаны к военному сословию и стали называться казаками. Потомки казаков и поныне живут в Кадоме. Один из них, отец Михаил, священник Милостиво-Богородицкого монастыря, старается способствовать возрождению русского казачества для службы Богу и Отечеству. В его кадетской школе дети, наряду с изучением закона Божия и других церковных и светских дисциплин, постигают азы военной подготовки, учатся дружбе и взаимопомощи.

Относительно происхождения названия города выдвигалось и другое предположение: его производили от мордовского слова «кадома», «кадонь», что значит «нечто потерянное, оставленное». Оно могло относиться к Старокадомскому городищу, которое вынуждена была покинуть мордва, теснимая славянами. Ведь изначала Кадомская сторона принадлежала мордовским племенам. Когда образовалось Рязанское княжество, мордовские земли вошли в его состав. Непростым было это соседство: летописи повествуют о частых сражениях за обладание землями, которые вели русские княжества с местными мордовскими племенами и с булгарами, о походах русских князей на половцев, не раз переходивших границы Рязанского княжества.

Немало еще версий о происхождении названия «Кадом» выдвигается историками и лингвистами. Но, как бы то ни было, древнее имя города осталось нетронутым на протяжении веков и сегодня заставляет сильнее биться сердце каждого, кто хотя бы раз побывал здесь.

Что прежде всего поражает тех, кто впервые ступает на кадомскую землю? Красота. Величественная и спокойная красота рязанщины. Здесь природа непосредственно и щедро одаривает нас всеми впечатлениями, которых мы ждем, отправляясь в путешествие по родным просторам, прочь от больших заводов, железных дорог и оживленных трасс. Полноводная Мокша, манящая своими дивными излучинами, изумрудное кольцо лесов, заливные луга, живописные холмы древнего города…

Река Мокша. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Река Мокша. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Само название реки, Мокша, напоминает о седой древности, когда лесные племена, жившие в этих местах тысячу лет назад, поклонялись божеству плодородия Мокоши. От этой реки неотделима жизнь народа. Когда-то по ней сплавляли лес – хоромный и дровяной, везли на баржах изделия разных промыслов, деготь, мед и хлеб, а еще – по берегам дивной Мокши рос великолепный корабельный лес, который был защищен от бесцельного вырубания указом Петра I. Мокша щедра и сегодня: до сих пор здесь водятся щука, судак, лещ и стерлядь на радость рыбакам, а в конце августа вдоль ее берегов обильно зреет ежевика…

Городские холмы величественны и таинственны. Каждый из них имеет свое название, каждый чем-то знаменит. Так, на Преображенском холме до недавнего времени стояла церковь в честь Преображения Господня. История этого места необычная. В середине XIII века Кадомский край попал под ордынское иго. Вероятно, православие и мусульманство вначале довольно мирно сосуществовали на этой удивительной земле. Бывало, и татары принимали веру Христову. Письменные источники сообщают, что в первой половине XIV века крестился в православную веру владетельный татарский князь Беклемиш Ширинский. В крещении он носил имя Михаил. «В честь своего преображения», как говорится в предании, он построил в Андреевом городке, предположительно находившемся на современном Преображенском холме, деревянную церковь Преображения Господня и крестил там своих людей. В XVIII веке на ее месте был воздвигнут уже белокаменный храм. Внук Михаила Ширинского, Юрий Федорович, стал храбрым воином. Во время Куликовской битвы он сражался со своим полком на стороне князя Димитрия Донского и пал на поле боя.

Именно при князе Димитрии Донском, в XIV веке, Кадом вошел в состав Московского государства, а в середине XV века вместе с городом Мещерский городец (ныне Касимов) был отдан в удел казанскому царевичу Касиму. Благодаря ордынским служилым людям, которым жаловались поместья преимущественно в Кадомском крае, при Иване III образовалось целое Касимовское «царство», которое просуществовало до конца XVII века.

Из-за обширнейших разливов Мокши населению пришлось в XVI веке оставить Старый Кадом и переселиться в Новый, шестью километрами южнее. А в Старом Кадоме в 1652 году был основан Троицкий мужской монастырь. Правда, просуществовал он недолго – до 1764 года – и был упразднен. Но почти одновременно в середине XVII века и в других концах края начали создаваться обители: Николаевский Чернеев монастырь близ Шацка, Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь около Темникова и знаменитый Успенский Саровский монастырь у слияния рек Саровы и Сатис. Царь Алексей Михайлович жаловал монастырям земельные и лесные угодья, однако им приходилось очень трудно, порой они бедствовали. Ведь одной из первоочередных задач монастырей и прибывавшего в край духовенства являлось распространение православной веры и искоренение нечестивых языческих обычаев, что в условиях активного противодействия языческого и мусульманского населения было весьма непросто, а зачастую и опасно. Так, например, 10/23 апреля на рязанщине совершается память священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского († 1656). Он самоотверженно проповедовал в окрестных мордовских деревнях, встречая порой настоящее вооруженное сопротивление местных жителей. В одной из таких миссионерских поездок архиепископ Мисаил был ранен стрелой и через несколько дней скончался. Он обратил в православную веру более четырех с половиной тысяч человек.

Кадомские поля. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Кадомские поля. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Позже правительству пришлось установить денежные и земельные пожалованья за принятие крещения, освобождать новокрещеных от налогов и рекрутчины. Однако многие, получив после крещения льготы, земельные наделы и поместья, отказывались от новообретенной веры и царских милостей и бежали.

Нелегко было искоренять и греховные языческие обычаи. Местные жители рассказывают, о чем поведали им их деды: с XVIII века крещеных, соседствовавших с иноверцами, специальным указом стали переселять в другие села, где жили православные. В этих деревнях строились церкви, крещеным семьям давалась в дом икона. Люди, вставшие на путь Христов, уже не озирались вспять, но устраивали свою жизнь в соответствии с Божиими заповедями. Праведная жизнь оказалась сильнее и убедительнее материальных поощрений. Про кадомчан говорили, что здесь люди мирские жили подстать монахам: в глубокой вере, строго и воздержанно.

Так, из века в век, прорастая из поколения в поколение, укрепилась на кадомской земле православная вера. «Город Кадом – чисто православный город, – писал в 1875 году священник Иван Кобяков. – Все граждане Кадома набожны и усердны к храмам Божиим».

Уникальное место есть недалеко от города, его не минует ни один паломник. Это целебный источник Паника. Название его происходит от эрзянского слова, близкого по значению к глаголу «загонять», «прогонять». Вероятно, в глубокой древности здесь было становище для охотников, куда они приносили свою добычу. В памяти народа Паника с давних пор сохраняется как место, к которому приходили на молитву христианские отшельники, скрывавшиеся в глухих кадомских лесах. Сам источник находился под большим дубом, называвшимся «деревом мучеников», а неподалеку стояла часовня во имя пророка и крестителя Иоанна Предтечи и лежал камень с красноватыми пятнами, имеющими вид разлитой крови, за что именовался «камнем мучеников». Старожилы рассказывают предание прапрадедов: по ночам старцы-отшельники собирались в часовне и совершали всенощное бдение, а по утрам снова уходили на уединенную молитву. Глубокий мрак леса наполнял души людей особым благоговейным чувством, изливавшимся в их молитвах и песнопениях ко Творцу всего сущего. Со временем об источнике стало широко известно, к нему начали стекаться богомольцы из разных краев, и в XIX веке здесь была возведена церковь, в которой духовенство Кадома каждое воскресенье служило литургию. А в дни престольных праздников – 24 июня и 29 августа (Рождество Иоанна Предтечи и Усекновение честной его главы) при стечении тысяч богомольцев служилось всенощное бдение и устраивались ярмарки.

Сегодня вид места, где находится источник, несколько отличается от описанного в старых книгах – вырублен лес, нет храма, но вода Паники не теряет своей целительной силы в утешение всем, кто с верой в Бога приходит на это благословенную землю.

Поистине, былинная по своим масштабам древняя история края отразилась и на самобытных характерах нынешних кадомчан. «Эта земля дает силу», – говорят они, – а вера завещана нам прадедами». Множество подвижников трудилось здесь, благовествуя о Христе, немало людей пострадали, отстаивая и защищая спасительный Божий дар – православие. И сегодня древний могучий корень дает новые побеги.

Икона Пресвятой Богородицы «Милостивая» («Киккская»), святыня Милостиво-Богородицкого женского монастыря п. Кадом
Икона Пресвятой Богородицы «Милостивая» («Киккская»), святыня Милостиво-Богородицкого женского монастыря п. Кадом
С 1997 года в Кадоме восстанавливается Милостиво-Богородицкий женский монастырь. Он ведет свое начало с 1793 года. Тогда несколько девиц из купеческого и мещанского сословия, желавшие жить по-монашески, обратились к игумении рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой найти им руководительницу. Игумения прислала к ним свою послушницу, дочь псаломщика Екатерину Горскую, весьма опытную духовно. Иноческую жизнь в общине она устроила по уставу Саровской пустыни. С самого начала община духовно окормлялась саровскими старцами. По преданию, позже сам преподобный Серафим посетил обитель.

Благодаря единомыслию между инокинями и умелому духовному руководству, община стала развиваться, ей жертвовали землю и строения, и через некоторое время началось строительство обители, которую решили именовать богадельней. В 1857 году было завершено строительство летнего каменного храма в честь иконы Божией Матери «Милостивая», позже возведен второй храм и другие постройки. И только 25 ноября 1868 года высочайшим указом община была переименована в монастырь. Здесь располагались школа и приют для девочек-сирот духовного звания. Перед революцией это была обширная обитель с 365 насельницами. Хотя обитель не отличалась богатством, монашество здесь было крепкое.

После революции 1917 года монастырь был разорен: монахини, священники и дети-сироты выселены, имущество национализировано, многое просто уничтожено. Здание храма превратили в зернохранилище, а затем – в учебный корпус швейного техникума. Обезлюдел и сам Кадом: в ходе коллективизации кулаки и состоятельные жители ссылались в северные и восточные районы страны. Крестьяне, не выдержав голода и репрессий, целыми общинами уезжали во Владимир, в Крым, в Ленинград…

До большевистского переворота в монастыре были почитаемые иконы Божией Матери византийского письма: «Милостивая» («Киккская»), в честь которой называется обитель, и «Цвет неувядаемый», а икона «Достойно есть» и образ великомученика и целителя Пантелеимона были написаны на Афоне специально для обители. В наши дни, когда монастырь, милостью Божией, стал восстанавливаться, произошло неожиданное: в Киккском монастыре на Кипре специально для кадомской обители была вновь написана икона Божией Матери «Милостивая». С великим торжеством икона была встречена на рязанской земле!

Нелегко идут работы по восстановлению и благоустройству обители, но с Божией помощью, трудами добрых людей вновь созидается в Кадоме монастырь, в прежние века бывший центром не только духовной, но и культурной жизни города. В конце 1990-х мало кто верил, что обезображенное здание храма, десятилетия служившее зернохранилищем, можно восстановить и вновь обустроить для совершения богослужений. Ныне служба в обители совершается ежедневно.

Архимандрит Афанасий (Культинов) со своей матерью (ныне схимонахиней)
Архимандрит Афанасий (Культинов) со своей матерью (ныне схимонахиней)
Большой вклад в возрождение монастыря внес духовник монастыря архимандрит Афанасий (Культинов) – личность поистине незаурядная. «Кадом – это благословенное место, – говорит батюшка. – Есть предание, что здесь, на кадомской земле, явилась преподобному Серафиму Матерь Божия. Она благословила Кадом и доселе хранит его». Отец Афанасий, среброволосый монах, похожий на былинного старца-исполина, с оптимизмом смотрит на будущее любимого города: «И в наши дни Царица Небесная помогает нам. Обетований о том, что монастырь будет возрастать, много. Нам потребно усердие и терпение. И еще хотелось бы, чтобы благочестие прежних времен сохранялось и сегодня. У нас мало насельниц, скудное содержание. Опыта у нас нет, и мы часто унываем. Но Матерь Божия знает, в какое время что сделать и как сделать. Просто надо положиться на Ее святую волю. Если кадомская обитель возродится, прежде всего, духовно, то возродится и сам Кадом. Матерь Божия явно готовит это место для важных дел. Здесь перекрещиваются дороги, ведущие к разным святым местам: 90 километров до Дивеева, 60 – до Санаксарского монастыря, да и Выша недалеко. Кадом может стать паломническим центром, прекрасным местом для отдыха, где могли бы останавливаться приезжающие к нашим святыням. Надо нам о людях своих заботиться, Россию поднимать».

Россию поднимать – наше общее дело. Отрадно, что сегодня мы, подобно нашим предкам, пришедшим некогда в этот потаенный край из разных концов, городов и весей, уразумели, что основа нашей жизни – православие, и только Богу возможно то, что порою кажется не под силу людям.

Отрывок из фильма «Кадом: Затерянная красота».


Скачать
(FLV файл. Продолжительность 0 мин. Размер 17.7 Mb)

Вера Юрьева

30 июля 2009 г.

[1] До 1926 г. Кадом носил статус города. При послереволюционной ликвидации губерний и проведении нового административного деления Кадом стал центром района, но превратился в село. В этом качестве он был до 1957 г., когда получил статус рабочего поселка городского типа.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
николай18 января 2013, 03:48
Как человеку любящему сказки понравилось, и про духовное наследие написано не плохо. Но как историку не очень. Кадом располагался на самом краю славянского племени мещера но к нему отношения не имел да и к мордовским племена эго отнести нельзя так как мордва не то что города а даже деревню основать не могла до 15 века ( мордва селилась родственными общинами). А Кадом для того времени был большим городом. Да и кстати если верить летописям то название реки мокша пришло с ее верховьев а именно нынешней пензинской области которая в то время была территорией булгарских племен и получила свое название за долго до образования племени мокша.
Людмила Бондарчук 3 ноября 2012, 12:39
Я живу в Кадоме вот уж девятый год и благодатнее земли для меня не стало,где бы я ни была,куда бы не поехала- всегда с большим нетерпением жду своего возвращения домой.Здесь живется и дышится совсем по-другому,очень легко...Да,соглашусь,что молодежи очень тяжело найти работу и поэтому многие уезжают,а жаль...Можно очень долго рассуждать на эту тему,но то что Кадом - это уникальный уголок нашей любимой Родины - это фвкт.И недаром к нам едут паломники со всей России и я очень счастлива,что могу всем сказать:я здесь живу!
василия16 июля 2012, 23:45
Отца Афанасия я знаю вскользь, но ту духовную силу, которая исходит от него, притягивая к себе людей, нельзя не заметить. По его молитвам люди светлеют. Присмотритесь - не все уж так плохо! Ещё Пушкин писал "Душа русского народа живет в деревне". Тут все, как в большой семье: все всё видят и знают - и любят, и прощают, и поворчат, и приласкают. Слабый укрепится, лукавый устыдится. Верьте в лучшее - и Господь не оставит вас. СПАСИ ВАС БОГ! Лето 2012
Дантес 2 июня 2012, 20:38
О нравственности в п.г.т Кадоме можно поговорить и всем желающим увидеть, пример маршрутное такси кадом-сасово, кто наглей. Тут все и пожилые женщины и молодые лаботрясы, приди хоть в 8 часов (маршрутка в 11часов 30 мин.)очереди никто не занимает, водителю наплевать, кто влез. Обязательно сниму на камеру. Продолжение следует!
Николай 3 мая 2012, 10:04
Кадом не когда не был населен мордвой а являлся территорией мещеры и мокшанских племен ( в летописи Никона они стоят обособленно от мордвы. и мордва не строила городов ( город обозначал в то время крепость). Кадом-это древни-греческое слово. Под влияние Рязанского княжества Кадом не входил до начала 14 века а был центральной частью Пургасовой Руси. Кстати мордовские историки называют Пургаса мордовским князем, хотя в нижегородской летописи сказанно, что нижний новгород осадил БУЛГАРСКИЙ КНЯЗЬ ПУРГАС.Паника - деревня основанная примерно в 17 веке. Паника -это слова народа мещеры обозночающие селение расположенное в лесном массиве.Также когда вы пишите историю Рязанского княжества либо ,что-то с нею связанное не стоит использовать Мордовских историков , так-как у них уже и Рязань мордва основала.
Виктория24 января 2012, 22:54
А у меня фамилия Кадомская. Я из рода нескольких поколений священнослужителей и священников. И служили они в Кадоме, Старом Кадоме, Темникове и других соседних местах Тамбовской губернии. И фамилия поэтому Кадомские. Из архивов уже удалось найти не много информации. Очень хочется услышать о прошлом рода. Не встречал ли кто и не слышал о священниках Кадомских?
Мария31 августа 2011, 13:46
Здравствуйте и спасибо всем, кто напоминает нам о нашей малой Родине.К своему стыду я не знаю ее истории. Но к счастью в последние годы я смогла на ней побывать. И оптимизма по поводу развития Кадома я не почерпнула там. Производства свернуты, вследствие чего молодежь уезжает из этих мест. Без молодых сохранить старину и ее приумножить не возможно. Поэтому наряду с возрождением православия необходимо возрождать и развивать экономику.
ИГОРЬ 5 февраля 2011, 19:59
Очень красивый поселок! Когда-то в нем работал, летал над ним. Поля удобрял.
р.б.Георгий14 ноября 2010, 20:50
Спаси Вас Бог.
Александр16 мая 2010, 21:52
Прекрасная статья! Хотелось бы ещё по больше узнать историю родного края.
Алена Королева17 апреля 2010, 19:11
я скучаю по Кадому,я здесь жила 4 года,если кто меня помнит,я бывшая жена Васи Чембулатова. Кадом - это Бермудский треугольник!!!
Антонина 4 апреля 2010, 14:26
Спасибо всем, кто принимает участие в создании подобных сайтов!!! Это так важно для людей неравнодушных к истории своей страны,своей семьи. Мой прадед- Шокшинский Иван Васильевич, родился и служил диаконом ( не знаю точно название храма,похоже тот,что на фото)в Кадоме где-то до сороковых годов. Прошу тех,кто может помочь с информацией (из церковных книг или архива)ответить lemask@yandex.mail.ru Буду очень благодарна за любую справку и информацию.Антонина
р.б.Марина19 марта 2010, 18:58
Очень тепло стало на душе после прочтения о возрождении монастыря. В годы моей учебы в Кодомском швейном техникуме нам студентам запрещалось ходить в церковь.Проходя мимо храма душа рвалась посетить это святое место.
iov7517 февраля 2010, 13:06
Моя сестра и брат уже многие годы мечтают о том, чтобы уехать из города и поселится в деревни около скита. Мечтают жить и работать. Сейчас эта мечта преобретает ощутимый характер. Они попросили меня поискать такое место где бы около православного монастыря или скита жила православная община. Я хотел бы задать вопрос. Скажите, а возможно ли около вашей обители купить им дом и поселится? С уважением. Жду ответа.
Лариса 8 декабря 2009, 20:46
Благословен Господь! Такая затаенная "жемчужина",просто бальзам на душу.Конечно она засияет,будем молиться,чтобы все посеянное в прошлом- сторицей возрасло в будущем! Радости всем!!!
НиколайНК20 августа 2009, 22:36
Про "Свято Милостиво-Богородицкий женский монастырь" http://www.milostivo.orthodoxy.ru http://kadom.ru/orthodox/svjato_milostivo_bogorodickij_zhenskij_monastyr.htm
nina15 августа 2009, 13:36
ja sama iz rigi latvija,a matj i otec iz sasovo kogda ja procitala statju tak serdce zesimilo prosto ocenj tjazelo na duse ne mogu daze pisatj spasibo.
Илья 1 августа 2009, 21:51
Очень благодарен за статью! Было очень интересно, и радостно, что есть еще Россия! Благодаря таким обителям еще держится Русь. Я верю, что Господь Россию, путем страданий приведет к великой славе! Об этом свидетельствует Серафим Саровский. Но конечно, как говорит Патриарх Кирилл, молодежь - это будущее страны. Нужно подымать нравственность, и пути достижения этой цели П. Кирилл старается освоить. Нужно молиться за словян, за обьединение, в духовном и политическом плане! С уважением Илья (Беларусь)
Алексей 1 августа 2009, 10:38
Хорошая и добрая статья, но есть неточность.Мокша - название части мордовского народа, по названию народа стала именоваться река.
Раб Божий Александр30 июля 2009, 17:59
Искренне благодарю автора за данную статью. …Знаете, Вера, красивых мест в России немало. И возрождаемых обителей – не один десяток. И почти каждая обитель может поведать много интересного (порой и чудесного) из своей истории, - далекой и близкой. Есть и в Вашей статье много достойного внимания и умело описанного, и в части этой местности на Рязанской земле (история, природа,..), и в части прошлых и сегодняшних будней монастыря. Но есть и особенное (хотя бы для меня) в Вашей публикации. Первое. «Матерь Божия явно готовит это место для важных дел» - слова архимандрита Афанасия, которым хочется верить и над которыми следовало бы не праздно задуматься и как-то посодействовать (кому это возможно) возрождению этой обители. Второе. Прочитав статью, открыл ссылку касательно вышеуказанного священника, рядом с последним фото статьи. Открыл и уже не мог оторваться от «Воспоминаний архимандрита Афанасия (Культинова) в 4-х частях». В свое время, пару лет назад, эти статьи мне не удалось прочитать («прохлопал»). Теперь ознакомился - к большей своей душевной радости. Прочитайте и Вы, братья и сестры, эти удивительные и правдиво – искренние воспоминания священника нашей Церкви. ...За включение этой ссылки в статью, Вера, - очень и очень Вас благодарю. ------------------------------------------------------ - Укажите в комментариях (если это возможно) реквизиты монастыря. Кто захочет - поможет в рамках своих возможностей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×