Православный календарьПравославный календарь
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

Выставка "Духовные сокровища Приднепровья" открылась в Днепропетровске

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Днепропетровск, 13 октября 2009 г.

2009 год — год 160-летнего юбилея одного из крупнейших и ведущих музеев Украины — Днепропетровского исторического музея им. Д.И. Яворницкого. К знаменательному юбилею со дня своего основания Днепропетровский исторический музей презентовал выставку «Духовные сокровища Приднепровья. Православная богослужебная утварь XVIII- нач. ХХ ст. из фондов культовой коллекции ДИМ».

Культовая коллекция Днепропетровского исторического музея им. Дмитрия Яворницкого занимает одно из ведущих мест в его собрании. Отдел церковной старины был создан при Екатеринославском областном музее им. Поля в 1904 г. по случаю столетия основания Екатеринославской духовной семинарии. История его создания неразрывно связана с историей музея. Именно во время интенсивного сбора музейной коллекции в ней появляются и различные культовые предметы, церковные раритеты — иконы, кресты, дарохранительницы, венцы, потиры, Библии и Евангелия т.д. Самая существенная коллекция из 600 предметов церковной старины, собранная Д. И. Яворницким, поступила в музей в 1905-1906 гг. Известно, что Яворницкий получил разрешение у Синода право на осмотр и отбор в музей художественно-исторических вещей, находившихся в церквях Екатеринославской епархии, которые не всегда хранились в надлежащем состоянии.

Открытие выставки состоялось по благословению и при личном участии митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея. В своем приветственном слове к сотрудникам музея Владыка поблагодарил их за просвещение и привлечение жителей, а особенно молодежи, к культурному и историческому достоянию нашего Отечества. «Такие мероприятия очень важны для города и общества, так как помогают людям не забывать о своей истории, а в нынешнее непростое время всеобщих подмен важно помнить традиции своего народа, знать веру и истоки его культуры», — подчеркнул архипастырь.

На выставке представлено свыше 250 предметов церковной старины, среди них изделия культового металла. Культовые памятники из металла дают представление об использовании различных вещей в церковно-монастырской среде и о христианской символике на предметах литургической службы, церковной утвари и вотумах, дают возможность увидеть почти все технологии изготовления и декорирования художественных металлических изделий.

Загрузить увеличенное изображение. 1354 x 900 px. Размер файла 302929 b.

Отдельный раздел выставки посвящен коллекции крестов. Крест, как орнаментальный мотив и символический знак, известный во многих культурах и имеет древние корни, это один из основных символов христианской веры и предмет религиозного культа. Христос был распят на кресте во имя спасения человечества. Таким образом, крест становится символом спасения и вечной жизни. На выставке экспонируется напрестольный крест, который обычно используют в литургической службе, стоит на престоле, а также наперсные кресты, кресты-энколпионы, разнообразные нательные кресты.

Среди напрестольных крестов отличается резной кипарисовый крест, который казак Иван Шепотинник вложил в Свято-Николаевскую Ново-Кодацкую церковь в 1774 г. Обращает на себя внимание также серебряный крест-мощовик напрестольный, поступивший из Преображенского собора. Этот крест изготовлен в 1759 г. в Москве на фабрике Кункина. Кресты-энколпионы - своеобразные реликварии, поступили в музей из частной коллекции А. Н. Поля. Относятся они к до монгольской эпохи, найденные на Княжеской горе под Каневом. У жителя Киева В. Балашова музей приобрел кресты-энколпионы, найденные на территории Старого Киева.

На выставке представлены и староверческие кресты. Они, возможно, пришли к нам из староверческих мастерских - церквей поповского и безпоповского направлений - Поморье, Москвы, центральных и южных губерний России. Нахождения староверческих вещей связано с деятельностью в Екатеринославе и Никополе староверческих церквей (Белокриниченского согласия) с начала XIX в. до 1957 г. Значительное количество староверческих вещей поступила в музей в 1919 г. из собственного собрания купца-старовера П. П. Пронина.

В коллекции музея имеются запорожские кресты - в основном нательные, найденные в захоронениях. Церковь имела огромное значение в христианско-демократическом устройстве казачьего общества. Д. И. Яворницкий отмечал, что для казаков «защита веры предков и православной церкви составлял основу всей их жизни».

На протяжении XVII - XIX в. в культовой практике православной и католической церкви в Украине были в обиходе вотума (металлические подвески). Они имели разную форму или просто изображали какую-то часть человеческого тела. Подвески цепляли к чудотворным иконам в качестве благодарности за исцеление. Коллекция вотумов ДИМ насчитывает 68 единиц и датируется периодом с конца XVIII до начала ХХ в. Ее комплектование началось с 1905 г. Вотумы попали в музейную коллекцию из церкви с. Лыхивка Верхнеднепровского района, а также из других сельских храмов. Многие вотумы изготовлены Екатеринославскими и

Золотоношенскими народными мастерами (по образцу "паломнических" табличек). Они имеют бусовый край, изображают людей или части тела.

Жемчужиной культовой музейной коллекция являются религиозные книги – Библии и Евангелия XVII-XIX века, украшенные изысканными металлическими и кожаными оправами.

На выставке также представлено несколько литургических предметов: богослужебных чаш – потиров, дарохранительниц и кадильниц. На выставке экспонируется - дарохранительницы 1771 г. Благодаря вкладной надписи можно установить, что дарохранительница была изготовлена в 1770-1771 гг. в Киеве (любые клейма на ней отсутствуют, возможно, они находились на утраченных частях). Она выполнена с высоким художественным мастерством в стиле барокко.

Экспонируются и венчальные короны - предметы церковного обряда в виде металлических обручей, декорированных ленточным, растительным и геометрическим орнаментом. Представлены, в частности - венец мужской, украшен, финифитеевыми медальонами; венец круглый, металлический, на бархатной подкладке красного цвета, с изображением Божьей матери и младенцем, начала ХХ в.

13 октября 2009 г.

Рейтинг: 3.2 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×