Москва, 14 октября 2009 г.
В Русской Православной Церкви в целом поддерживают проект закона, регламентирующий деятельность религиозных организаций, но считают, что он еще должен обсуждаться и корректироваться.
"Необходимость появления подобного закона констатировалась за последние годы многими представителями органов власти, религиозными деятелями, журналистами, общественностью", - заявил "Интерфакс-Религия" в среду глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Так он прокомментировал реакцию ряда священнослужителей на поступивший на экспертизу в Минюст РФ законопроект, который предполагает внесение изменений в закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в Административный кодекс.
Священник напомнил, что данный документ в части, затрагивающей миссионерскую деятельность, уже в течение ряда лет обсуждается с представителями многих религиозных организаций, в том числе Русской Церкви. Обсуждался он, в частности, на заседаниях рабочей группы Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ и на специальном совещании в Минюсте.
"Сегодня в этой области у нас есть вакуум правового регулирования, и не случайно на региональном уровне принимались законы о миссионерстве, которые подчас вступали в противоречие с федеральным законодательством, почему регионы и ставили с особой остротой вопрос о целесообразности регулирования миссионерства на уровне федерального закона", - сказал священник.
По его словам, "многие люди испытывают неудобства от приставания к ним миссионеров на улицах, причем эти миссионеры часто скрывают свою настоящую конфессиональную принадлежность, а подчас мимикрируют под православных". Еще одной опасностью является проповедь религиозного экстремизма, подчеркнул отец Всеволод.
Он отметил, что законопроект прошел "несколько кругов корректировки, было найдено "очень правильное" определение миссионерской деятельности как "распространение своего вероучения среди лиц, не являющихся членами, участниками, последователями данного религиозного объединения".
"То есть православный священник, мулла, раввин или лама, приходя к последователям своей религии в больницу, воинскую часть, клуб или частный дом, занимаются не миссионерской, а скорее пастырской деятельностью. Поэтому опасности для ограничения такой пастырской деятельности в данном законопроекте я не вижу", - сказал отец Всеволод.
По его словам, миссионер должен иметь связь с религиозной общиной, "желательно связь, документально подтвержденную".
"Не секрет, что сегодня по той же Москве бродит огромное количество людей в подрясниках, которые собирают милостыню, пристают к людям на улицах и пытаются учить их жизни. Как правило, это обыкновенные шарлатаны, и человек, к которому подходит некто в подряснике, должен быть уверен, что это православный христианин, а не раскольник и не мошенник", - отметил собеседник агентства.
Точно так же, продолжил он, когда некий человек предлагает посетить лекцию по изучению Библии и не говорит при этом, какую конфессию он представляет, "это вводит людей в заблуждение".
"Вот почему очень правильным видится предложение о том, что миссионерскую деятельность можно вести только от имени определенной религиозной организации, название которой, по закону, должно содержать указание на ее вероучение", - заявил отец Всеволод, добавив, что законопроект, "бесспорно, еще нуждается в обсуждении и, возможно, корректировке".
Так, поправка в Кодекс об административных правонарушениях, предполагающая наказание за вовлечение несовершеннолетнего в деятельность религиозного объединения без согласия его родителей обсуждается, по словам священника, "сравнительно недавно и нуждается в конкретизации: нужно ли согласие обоих родителей, до какого возраста это согласие требуется и в какой форме".
"Думается, что речь о наказаниях должна идти только в тех случаях, когда в деятельность религиозных организаций вопреки ясно выраженной воле обоих родителей будут вовлекаться малолетние дети, не могущие сделать собственный выбор. В тех же случаях, когда отец приобщает ребенка к вере, а мать выступает против этого или наоборот, нужно предусмотреть специальный ясный правовой механизм разрешения споров", - подытожил отец Всеволод.