23 декабря 2009 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства Московской епархии. С основным докладом на собрании выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
***
Фото: Патриархия.Ru |
Председателем Епархиального совета, согласно церковному Уставу, является правящий епископ города, для Москвы ─ это Патриарх. Я провел два ─ первое и последнее ─ заседания Епархиального совета.
Ввиду моей занятости общецерковными делами, по моему указанию текущие заседания Епархиального совета проходили под председательством архиепископа Истринского АРСЕНИЯ, моего Первого викария. Он же отвечает за работу комиссий при Епархиальном совете по различным направлениям церковной деятельности.
Эти комиссии претерпят некоторые изменения. Так, в состав Богослужебной комиссии включаются:
- протоиерей Василий БАБУРИН;
- протоиерей Сергий КНЯЗЕВ;
- монахиня СЕРГИЯ (Инютина).
Состав Имущественной комиссии мною дополняется следующими лицами:
- Преосвященным ТИХОНОМ, епископом Подольским;
- протоиереем Владимиром КЛЮЕВЫМ;
- Павлом Александровичем ШАШКИНЫМ;
- Натальей Александровной ДЕРЮЖКИНОЙ;
- Инокиней КСЕНИЕЙ (Чернега).
Полностью обновлен состав Комиссии по социальному служению. В нее вошли:
Центральное благочиние г.
Москвы:
ответственный ─ прот. Андрей
ШУМИЛОВ,
помощник ─ диакон Игорь СПАРТЕСНЫЙ;
Сретенское благочиние г.
Москвы:
ответственный ─ прот. Александр
БОРИСОВ,
помощник ─ свящ. Алексий ГОМОНОВ;
Богоявленское благочиние г.
Москвы:
ответственный ─ свящ. Владимир
СОКОЛОВ,
помощник ─ диакон Феодор КОТРЕЛЕВ;
Покровское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ игумен ИЛИЯ (Чураков),
помощник ─ прот. Сергий МИНАЕВ;
Москворецкое благочиние г. Москвы:
ответственный ─ прот. Николай КОНОВАЛОВ,
помощник ─ диакон Александр КАРПУНИН;
Даниловское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ свящ. Константин СОПЕЛЬНИКОВ,
помощник ─ диакон Кирилл МАРКОВСКИЙ;
Андреевское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ свящ. Александр КОВТУН,
помощник ─ свящ. Тимофей БОЙКО;
Михайловское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ прот. Серафим НЕДОСЕКИН,
помощник ─ диакон Михаил ВОЛОДИН;
Успенское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ свящ. Максим ЗАПАЛЬСКИЙ,
помощник ─ свящ. Сергий СУЛИН;
Всехсвятское благочиние г. Москвы:
ответственный ─ прот. Сергий КУЛИКОВ,
помощник ─ свящ. Павел ЖУРАВЛЕВ;
Троицкое благочиние г. Москвы:
ответственный ─ прот. Георгий ГУТОРОВ,
помощник ─ прот. Георгий ЛАНКИН;
Преображенское благочиние г.
Москвы:
ответственный ─ свящ. Димитрий
БАБЬЕВ,
помощник ─ диакон Михаил КРИВОШЕЕВ;
Петропавловское благочиние г.
Москвы:
ответственный ─ прот. Александр
КАШКИН,
помощник ─ диакон Алексий ХИЛОВ;
Зеленоградское благочиние г.
Москвы:
ответственный ─ свящ. Константин
МИХАЙЛОВ,
помощник ─ диакон Андрей ОРЛОВ.
В состав комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы включается протоиерей Димитрий МЕДВЕДЕВ.
Состав остальных комиссий оставлен без изменений.
Кроме того, Председателем комиссии при Епархиальном совете г. Москвы по делам молодежи назначается Преосвященный ИГНАТИЙ, епископ Бронницкий.
Исполняющим обязанности благочинного Даниловского округа г. Москвы назначается прот. Олег ВОРОБЬЕВ. Прот. Геннадий БОРОЗДИН освобождается от этого послушания.
Одной из важных задач настоящего собрания является формирование Епархиального церковного суда. В соответствии с положением о Церковном суде, принятом на Архиерейском соборе 2008 года, Церковный суд состоит из председателя суда, его заместителя и секретаря, назначаемых епархиальным архиереем, а также двух выборных членов в иерейском сане, избираемых Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея.
Председателем Епархиального суда мною назначен протоиерей
Михаил РЯЗАНЦЕВ,
заместителем председателя ─ протоиерей Владислав
ЦЫПИН,
секретарем суда ─ священник Александр МИРОНОВ.
При этом я полагаю, что на оставшиеся два вакантных места московское духовенство само может предложить достойных кандидатов. Вам будут розданы листки, в которые предлагается вписать имена и фамилии двух достойных с вашей точки зрения клириков. Лица, набравшие наибольшее количество голосов, станут выборными членами Епархиального суда. Лица, назначенные мною, в бюллетень вписываться не должны.
Обзор деятельности Патриарха как епископа г. Москвы
Завершается 2009 год, ставший первым годом моего Патриаршества. 27 января Поместным Собором Русской Православной Церкви на Патриарший престол был избран 16-й Патриарх Московский и всея Руси. Укрепляемый молитвой епископата, клира и многочисленной паствы, с упованием на волю Божию, принял я выпавший мне жребий Патриаршего служения.
В Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя 1 февраля 2009 г. состоялась Патриаршая интронизация. Благодарю всех клириков и прихожан Первопрестольного града за молитвенное соучастие в этом событии.
Как правящий епископ города Москвы я посетил соборные храмы и ставропигиальные монастыри столицы, участвуя в утренних и вечерних богослужениях на первой седмице Великого Поста. На второй седмице (13 марта) я ознакомился с приходской жизнью девяти храмов столицы, а в Великую субботу побывал на восьми московских приходах. Такие посещения намерен совершать и впредь.
В 2009 году я посетил все московские и подмосковные ставропигиальные монастыри, а также Московскую духовную академию, московские семинарии и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
За истекший год мною было совершено 229 богослужений из
них:
18 ─ в соборах и храмах Московского Кремля,
50 ─ в кафедральных соборах Москвы,
71 ─ в московских обителях, монастырских подворьях и
приходских храмах,
90 ─ в монастырях и храмах других епархий.
В 2009 году возглавил пять епископских хиротоний.
Из совершенных богослужений хотел бы выделить те, что были связаны с памятными событиями.
30 июня я совершил чин основания храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе; 21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, ─ Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове; в этот день храм отметил 500-летие и 20-летие своего возрождения. 31 октября, в праздник обретения мощей преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, в год 530-летия Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря мною была совершена Литургия и освящен памятник Преподобному, основавшему в 1479 году знаменитую обитель. В ноябре была освящена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы строящегося храмового комплекса на Рязанском проспекте.
Благодарен настоятелям московских храмов, наместникам и настоятельницам обителей за труды по воссозданию не только архитектурного благолепия церквей столицы, но и за активное возрождение приходской жизни, которое я наблюдал повсеместно. Особо хотел бы отметить многолетнее усердное служение духовника города Москвы протоиерея Георгия Бреева, трудами которого были созданы приходские общины и восстановлены храмы иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.
Обязанности Патриарха как правящего епископа столицы не сводятся только к попечению о приходах, но также требует ведения конструктивного диалога с представителями всех уровней федеральной и региональной власти. В связи с этим я неоднократно встречался с Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым, Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, с членами Правительства России, полномочными представителями Президента в Федеральных округах, с главами зарубежных государств и правительств, а также с послами стран ближнего и дальнего зарубежья, с представителями научных, творческих и деловых кругов, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями и с представителями СМИ.
Осуществляется конструктивное взаимодействие со многими структурами Московской власти. Так, первый официальный визит в качестве Предстоятеля Церкви мною был совершен в мэрию Москвы для встречи с Ю.М. Лужковым и Московским правительством. Позднее состоялась встреча с Председателем Московской городской Думы Владимиром Михайловичем Платоновым. Во внимание к усердным трудам на благо Русской Православной Церкви заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Сергей Львович Байдаков награжден орденом прп. Серафима Саровского (II степени), а руководитель Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Владимир Иосифович Ресин ─ новой наградой Русской Православной Церкви ― Патриаршим знаком «Храмостроитель».
Важным событием для Москвы стала торжественная церемония возвращения исторических колоколов Свято-Данилова монастыря. Решению этого вопроса во многом способствовал Мэр Москвы Ю.М. Лужков. Столичный градоначальник был награжден благословенной Патриаршей грамотой. Юрий Михайлович продолжает оказывать всемерную поддержку Русской Православной Церкви как в области храмостроительства, так и в сфере социальной, благотворительной деятельности.
Кроме того, совместными усилиями осуществляется ряд проектов, среди которых особенно следует упомянуть издание Православной Энциклопедии и работу комитета Макариевской премии.
7 сентября в Москве состоялась торжественная передача Марфо-Мариинской обители милосердия частиц мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, доставленных архиепископом Берлинским и Германским Марком. Это событие не только стало долгожданным торжеством для Москвы, но послужило дальнейшему укреплению единой Поместной Русской Православной Церкви.
За прошедший год я возглавлял заседания различных попечительских советов: Фонда единства православных народов (в марте), Совета по возрождению кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая чудотворца (в марте), Марфо-Мариинской обители милосердия (в мае), «Православной энциклопедии» (в марте и ноябре), Фонда Андрея Первозванного (в апреле), Фонда поддержки строительства храма св. вмц. Екатерины в Риме (в апреле и июне), Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии (в июне), Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) (в июле), Совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря (в сентябре), Фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (в ноябре), Совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря и организации празднования 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого в 2015 году (в ноябре).
Я посетил Отдел внешних церковных связей, Издательский совет и Издательство Московской Патриархии, Синодальную библиотеку. Возглавил работу Поместного Собора, заседания Священного Синода (31 марта в Свято-Даниловом монастыре, 27 мая в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге, 27 июля в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, 10 октября в историческом здании Синода в Санкт-Петербурге). Возглавил ректорское совещание, заседание Издательского совета, а также церемонии открытия крупных церковных форумов и других общественных мероприятий, а именно:
- XVII Международных Рождественских образовательных чтений «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития»;
- VIII церковно-общественного форума «Православная Русь ─ к Дню народного единства», включая шествие от Казанского храма до Манежа;
- выставки «Патриарх Алексий II. К 80-летию со дня рождения»;
- детского «Праздника меда» (совместно с мэром Москвы Ю.М. Лужковым);
- VIII Московского Пасхального фестиваля;
- торжеств, посвященных 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения;
- III Ассамблеи Русского мира;
- Патриарших рождественских ёлок.
Возглавил (вместе с председателем Совета Императорского православного палестинского общества С.В. Степашиным) совместное заседание Комитета почетных членов и Совета Императорского православного палестинского общества.
Принимал участие в XIII Всемирном русском народном соборе. Выступил с докладами на IX съезде Российского Союза ректоров в МГУ им. М.В. Ломоносова; на заседании президиума Российской академии образования; на совещании ректоров российских вузов. Обратился с приветствием к участникам торжеств, посвященным 50-летию ракетных войск стратегического назначения, в Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.
Неоднократно проводились встречи с молодежью: III Сретенские встречи православной молодежи в Троицком соборе Данилова монастыря (февраль); встречи в Универсальном спортивно-зрелищном комплексе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (в мае); в конференц-зале Центрального выставочного зала «Манеж» в рамках VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь ─ к Дню народного единства» (в ноябре). В Международный день защиты детей, в Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре встретился с участниками православной детской паломнической миссии по монастырям Москвы и Подмосковья, которая ежегодно проходит в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры.
За прошедший год посетил 21 епархию в России, Украине, Белоруссии и Азербайджане.
Прежде чем перейти к основной части доклада, я хотел бы привести некоторые статистические данные.
В Патриаршем ведении находится 836 храмов и часовен:
из них 6 кремлевских соборов,
2 кафедральных собора,
7 храмов при синодальных учреждениях,
409 приходских храмов,
127 Патриарших подворий,
110 монастырских подворий,
53 монастырских храма,
8 храмов при Представительствах Православных
Церквей,
20 крестильных храмов,
94 часовни.
Кроме того, 90 храмов и часовен в стадии строительства.
Богослужения совершаются в 782 храмах и часовнях, причем ежедневно Божественная литургия совершается в 170 храмах. Не освобождены 18 храмов, в 36 не возобновлены богослужения.
На приходах г. Москвы совершают служение 11 епископов, 845 священников и 297 диаконов; всего 1153 клирика. В монастырях Московской городской епархии совершают служение 6 епископов, 52 священника и 37 диаконов, всего в обителях столицы ─ 95 клириков. Общее количество духовенства г. Москвы ─ 1248 клириков. В это число не входят 48 клириков, состоящих за штатом, 31 клирик, запрещенный в служении, 12 клириков, находящихся в заграничной командировке.
Подготовку кандидатов священства и других церковных работников для Москвы осуществляют Московские Духовные академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, а также Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет.
По состоянию на ноябрь 2009 года в Москве насчитывается 213 воскресных школ, в которых обучается 9890 детей и 6566 взрослых. Клир г. Москвы за минувший год пополнялся за счет выпускников духовных школ, а также рукоположения в священный сан по рекомендациям настоятелей. Кроме пополнения клира, имели мы и потери. За минувший год двое священников из клира г. Москвы запрещены в священнослужении, трое перешли в другие епархии. 12 священнослужителей отошли ко Господу. Это:
- протоиерей Николай ДМИТРИЕВ,
- протоиерей Александр КУЛИКОВ,
- протоиерей Павел ГОРДЕЕВ,
- протоиерей Михаил ЗАЛЕССКИЙ,
- протоиерей Вячеслав МЕЛЬНИКОВ,
- протоиерей Иоанн КУЦОВ,
- священник Георгий НЕМЧИНОВ,
- иеромонах АВРААМИЙ (Шарафутдинов),
- иеродиакон СЕРГИЙ (Иванов),
- протоиерей Николай ПЕТРОВ,
- протоиерей Сергий РУСС,
- священник Даниил СЫСОЕВ.
Пропоем почившим клирикам «Вечную память».
Особенности современного социального контекста пастырской работы
Глобальный экономический кризис в конце прошлого года пришел и в Россию. Многие предприятия закрылись или свели к минимуму свою деятельность. Другие были вынуждены пойти на снижение или задержку зарплат, а многие, стремясь оптимизировать затраты, произвели увольнение сотрудников.
Современная российская действительность такова, что не на всех кризис отразился одинаково. Если для одних он стал просто поводом для беспокойства и незначительной экономии средств, то для многих других ─ настоящим испытанием, заставившим думать о выживании. В этих условиях роль Церкви и в духовной поддержке людей становится чрезвычайно важной.
Последние годы государственная власть прилагает немалые усилия для повышения уровня жизни в нашей стране. При этом очень важно, чтобы экономическая политика органично принималась народом, ибо без этого она не будет по-настоящему эффективна. В этой связи весьма положительно были восприняты людьми, особенно малоимущими, изменения в пенсионном обеспечении. Действительно, несмотря на объективные экономические трудности улучшение уровня жизни нельзя откладывать дальше. Примерно у 20% нашего общества нет возможности достойно питаться, одеваться, растить детей, нет доступа к хорошему образованию и культурному досугу.
Сохраняется большой разрыв в уровне жизни между сельскими и городскими жителями. Между доходами 10% самых богатых и 10% самых бедных разница в 20-25 раз. Люди работают, но за свою работу получают недостаточно. А когда человек остается даже без такой работы, соблазн поддаться унынию и ропоту на судьбу очень велик. И это путь в никуда. Задача Церкви ─ словом и молитвой поддержать людей, дать им духовные силы для преодоления жизненных трудностей, а в тех ситуациях, когда нам удается сотрудничать с властью и предпринимателями, ─ помочь сохранить занятость полезным трудом.
Все чаще в нашем обществе происходят порожденные «человеческим фактором» катастрофы и бедствия, в которых гибнут люди. Участились случаи нападений на храмы и священников. Все это признаки неспокойствия, которые свидетельствуют о кризисе человеческой личности и о многих нерешенных проблемах в сфере человеческих взаимоотношений. И Церковь старается эти проблемы распознавать, предупреждая общество о грозящих ему опасностях.
Однако наша работа не должна сводиться только к устранению последствий кризиса. Нужно сделать всё от нас зависящее, чтобы подобные ситуации не повторялись. Экспертный совет «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси сделал заявление в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, сказав как о мерах, необходимых для выхода из него, так и о его причинах. Кризис экономический прямо связан с кризисом ценностей и мировоззрения. И первопричина нестабильности в экономике ─ это деградация ее нравственных основ, когда утрачивается высшая цель хозяйствования, заключающаяся во благе человека, в построении гармоничного и справедливого общества.
Возникшие проблемы не решить одной только помощью людям, пострадавшим от кризиса. Очевидно, что страна нуждается в обновлении всех областей жизни, и не в последнюю очередь ─ сферы экономической.
Еще в 2007 году на XI Всемирном Русском Народном Соборе мне довелось говорить о том, что именно модернизация страны может решить скопившиеся социальные и экономические проблемы общества. Одновременно было сказано, что реформы будут иметь успех только тогда, когда они будут учитывать ценности национальной культуры и духовного наследия.
Этот тезис красноречиво подтверждает наша отечественная история, в которой неоднократно предпринимались попытки реформировать страну. Отталкиваясь от исторического опыта можно сказать, что нынешняя модернизация только в том случае увенчается успехом, если мы будем соединять современные реалии с духовно-нравственными ценностями, принадлежащими нашей традиции. Содействие именно такому развитию страны сегодня имеет прямое отношение к пастырскому служению Церкви.
Год учителя и вопросы образования
Предстоящий год объявлен Президентом Российской Федерации Годом учителя. Этим подчеркивается важность задач образования и труда педагогов для будущего страны. Через образование и воспитание закладывается основа национальной общности, формируется духовная и культурная идентичность, сохраняются традиции и преемственность исторического бытия. Образовательная система, неразрывно соединенная с системой воспитания, должна не только передавать новым поколениям наших соотечественников полезные знания и интеллектуальные навыки, но и формировать их убеждения, закладывать в их души и разум традиционные духовно-нравственные ценности. А хранительницей и проповедницей этих ценностей является Церковь.
В труде учителя есть два важнейших элемента. Во-первых, это пример, неотделимый от нравственного авторитета. Во всем без исключения педагог должен стараться быть образцом для своих учеников. Во-вторых, учитель призван относиться к воспитанникам с любовью. Только при этом условии в юных сердцах зародится тяга к знаниям и к тому, чтобы следовать примеру учителя.
Исключительно велика роль учителя в формировании духовного облика нации. Гении русской литературы, музыкального и изобразительного искусства, ученые, обеспечившие научно-технический прогресс нашей страны, нобелевские лауреаты и олимпийские чемпионы ─ никто из них не смог бы достичь своих выдающихся результатов без хорошей школы, без настоящих учителей.
Быть учителем ─ это не просто профессия, это призвание. Причем сегодня такое призвание подчас сопряжено с материальными трудностями, с нелегким трудом. Однако за верность своему педагогическому долгу учителю воздается сторицей ─ ответной верностью и любовью учеников.
Рутина образовательного процесса способна дать усидчивому человеку хорошие знания. Но если воспитательный элемент в жизни школы уйдет на второй план, если исчезнет тайна встречи личности с личностью, мы не сможем по-настоящему образовать человека. Когда каждый миг общения учителя и ученика будет взаимно обогащать внутренний мир обоих, когда возникнет живая связь между сердцами, тогда и будет действенным процесс воспитания.
Мне доводилось говорить с людьми, уже немолодыми, состоявшимися в жизни, которые с огромным уважением и благодарностью вспоминали своих школьных учителей. Личность настоящего учителя накладывает на ученика добрый отпечаток, который остается навсегда. Поэтому так важно, чтобы учитель не останавливался на достигнутом, пребывал в непрестанном процессе духовного, профессионального и интеллектуального роста.
Как сказал замечательный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело, такое решительное и непоправимое, что рука всякого истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно задрожит. Здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины» (из «Писем о воспитании наследника престола»).
Убежден, что роль светской педагогики в воспитании человека должна рассматриваться совместно с вкладом в образовательный процесс двух других институтов: религиозной общины и семьи. Система ценностей, на которой строится воспитание, первоначально создается в семье, впитывается с молоком матери. А религиозная община становится хранительницей этих норм, бережно передавая их из поколения в поколение.
Школа, семья, Православная Церковь, другие религиозные общины, будучи традиционными общественными институциями, опираются на общие или близкие базовые нравственные нормы, издавна бытующие в народном сознании. Нужно только остановить их размывание и девальвацию, решительно утвердить их в образовательной и воспитательной системе. Без последовательной и структурированной передачи нравственных ценностей невозможно и полноценное образование. Отрадно, что этот факт признается сегодня и государством, и большей частью нашего общества.
В российской образовательной системе вскоре начинается эксперимент по преподаванию основ религиозных культур и светской этики. Значение этого процесса трудно переоценить. Ведь знание основополагающих духовно-нравственных ценностей своей религиозно-культурной традиции станет надежным компасом для молодежи в современном мире. В мире, где все труднее различать добро и зло, где часто под видом борьбы за права человека совершается фактическая пропаганда греха и вседозволенности, где черное часто называется белым, а порок подается как правильный образ жизни.
В ходе эксперимента очень важно честно выявить выбор родителей школьников. И тем, кто в своем выборе колеблется, пастыри должны ясно сказать: вы выбираете будущее вашего ребенка, вы выбираете направление его жизненного пути. Будет ли он жить только по законам сиюминутной житейской выгоды и по диктуемому им минимальному набору правил, обеспечивающих комфортное существование в социуме? Будет ли он всю жизнь блуждать в огромном мире взаимоисключающих духовных практик или твердо станет на почве собственной традиции, которая укрепит, наполнит жизнь смыслом, позволит удержаться на ногах в минуты житейских бурь и невзгод? Вот на какие вопросы отвечают отец и мать, когда либо избирают для своего ребенка ту или иную духовно-нравственную дисциплину в рамках нового школьного курса, либо возражают против предлагаемого им.
Конечно, нам, православным христианам, вовсе не безразлично, какие тенденции возобладают в современной педагогике. Голос Церкви в обществе можно сравнить с голосом совести в душе человека. Не случайно Священное Писание ставит духовную составляющую педагогики в один ряд с харизматическими дарами и исключительными видами служения: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор. 12:28).
В этом смысле особая ответственность ложится на воскресные школы, православные гимназии и другие церковно-образовательные учреждения. Учебный процесс в них должен быть образцом для светской школы, они призваны не только давать питомцам лучшие знания, но и воспитывать достойных граждан страны.
На тех, кто так или иначе причастен к церковной педагогике, лежит большая нравственная ответственность. Здесь недопустимы ни духовная расслабленность, ни любительский подход. Ответственность, мудрость, любовь к людям, ─ вот что должно характеризовать тех, кто трудятся на ниве православного образования, независимо от их социального положения и степени занятости.
Мы живем в условиях жесткой конкуренции идей и стремительного распространения системы взглядов, противопоставляющих себя христианству. Наша обязанность ─ выдержать этот натиск и отстоять право нашего народа на истину. В такой ситуации будет недостаточно энтузиазма отдельных священников и мирян, увлеченных вопросом религиозного просвещения. Все вместе мы должны понять, что нравственное воспитание молодежи, обучение жизни по совести ─ это приоритетное направление современной церковной жизни и нашего взаимодействия с обществом.
Монастыри
Последнее десятилетие было отмечено активным воссозданием древних обителей, возрождением иноческой жизни в стенах разоренных в богоборческое время монастырей. Эта работа потребовала от отцов-наместников и матушек-настоятельниц, всех насельников большого напряжения духовных и физических сил. Мы знаем, что возрождение рядового храма сопряжено с постоянным поиском финансовых средств, умением находить общий язык с властями всех уровней, необходимостью разобраться в юридических и административных тонкостях, а когда речь идет об огромных комплексах старинных храмов и монастырских построек, то масштаб возникающих проблем увеличивается многократно.
Процесс возрождения обителей пока далек ещё от своей финальной стадии, однако сегодня уже можно и нужно переносить акцент со строительных работ на духовно-просветительские. Деятельность любого монастыря должна иметь практическое приложение, соотнесенное с нуждами всей Церкви, необходимо активнее реализовывать социальные, благотворительные и образовательные программы. Каждая подобная инициатива может служить связующим звеном между Православием и людьми, ищущими дорогу к храму, может быть, пока еще не обретшими веру, но готовыми к общению с Церковью в сфере общественно значимых дел.
Монастыри должны снова стать центрами духовного обновления народа Божия. Обители традиционно являлись местами паломничества православных христиан не только потому, что здесь можно было причаститься благодати, источаемой от святынь, но и получить совет в жизненных обстоятельствах, приобщиться многовековой мудрости, хранимой в среде иночествующих. Монастыри могут быть центрами катехизации современного человека только в том случае, если монашествующие понимают этого человека. Поэтому так важно, чтобы монашество отличалось как приверженностью благочестию, так и образованностью, знанием богословских и аскетических творений святых отцов и умением прилагать эти знания применительно к обстоятельствам жизни современного человека. Просветительская деятельность монастырей должна помогать людям в решении стоящих перед ними проблем, связанных с семейной и общественной жизнью, с нравственными аспектами профессиональной деятельности.
Иночество должно не только духовно наставлять, но и быть для мирян подлинным примером твердой и непоколебимой веры, чистоты сердца, благочестия, внутреннего горения и готовности к богоугодным делам. Поэтому совершенно недопустимо, чтобы дух гедонизма и практицизма проникал сквозь монастырские стены. Нельзя, чтобы при реставрации монастырей, покои наместников и настоятельниц превращались в подобие комфортабельных пятизвездночных апартаментов.
Забота о духовной жизни и укреплении аскетического духа в обителях должна быть сопряжена также с привлечением в монастырь новых молодых насельников и насельниц. К сожалению, в последние годы количество стремящихся приникнуть к живительному источнику иноческого делания сократилось, а это для нас с вами тревожный сигнал. Необходимо возрождать институт послушничества, который позволил бы сохранять и передавать традиции русского монашества, выраженные в навыке послушания, стяжании смиренномудрия через подчинение своей воли воле старшего и опытного наставника.
Сокращение числа молодых послушников ─ это отголосок и демографического кризиса, и кризиса духовности в обществе. Еще одна причина подобного положения дел ─ ослабленная работа с молодежью на приходах. Настоятели и благочинные должны присматриваться к молодым прихожанам, предоставляя возможность ищущим духовного подвига реализовать на практике желание своего сердца. Сокращение количества стремящихся стать инокинями и иноками ─ проблема общецерковная.
Другой проблемой современной жизни обителей является недостаточный уровень канонического сознания насельников и даже руководителей монашеских общин. Это может приводить к автономизации монастырской деятельности, не полезной ни для монастырей, ни для епархий в целом.
Очевидно, что Синодальной комиссии по делам монастырей под руководством преосвященного Алексия, архиепископа Орехово-Зуевского, предстоит многое сделать, в том числе и для координации деятельности монастырей, содействуя обмену опытом в духовной и литургической жизни обителей, а также в осуществлении ими социального, благотворительного и образовательного служения. Помимо обмена опытом здесь важны взаимовыручка и соработничество.
Новый типовой приходской устав
Переходя к вопросам приходской жизни, хотел бы начать с важного, с юридической и практической точки зрения, момента, а именно с введения в жизнь новой редакции приходского устава.
Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 октября сего года принят устав прихода с изменениями, соответствующими велениям времени. Во всех приходах г. Москвы надлежит провести Приходские собрания для принятия новой редакции устава прихода, осуществления связанных с этим необходимых переизбраний и принятием годового отчета прихода. Вопросник по годовому отчету каждый настоятель может получить здесь же в зале у отцов благочинных.
Благословляется провести эти собрания под председательством благочинного округа без предварительного письменного прошения, не позднее начала Великого Поста.
После чего надлежит до 1 марта 2010 года подать отчет вместе с протоколом собрания в Московскую Патриархию, где будет централизованно и последовательно осуществляться государственная регистрация новых уставов.
Перерегистрированный устав прихода будет находиться в Московской Патриархии. Приходу будет выдваться нотариально заверенная копия.
Кратко коснусь тех изменений, которые внесены в приходской устав.
Последняя редакция типового устава прихода была утверждена Синодом в 1999 г. За прошедшее десятилетие российское законодательство значительно изменилось. Однако в тексте приходских уставов эти изменения не были учтены, что осложняло приходскую деятельность. С принятием новой редакции приходского устава существовавшее прежде несоответствие некоторых его положений нормам действующего законодательства устранено.
Следует также отметить, что новая редакция устава вносит ряд значительных изменений в структуру и компетенцию органов управления приходом.
В прежней редакции типового устава в качестве высшего органа управления прихода было указано Приходское собрание. Однако фактически большинство важнейших полномочий в сфере управления приходом были закреплены за правящим архиереем. Уставом, например, устанавливалось правило, согласно которому решения Приходского собрания вступали в силу только после их утверждения правящим архиереем.
Это правило сохранено и в новой редакции типового устава, которая прямо называет правящего архиерея высшим органом управления приходом. Правящий архиерей обладает всей полнотой властных полномочий в данной сфере. Прежде всего, это касается кадровых вопросов. Решения о назначении и освобождении от должности настоятеля, об изменении состава Приходского собрания принимаются правящим архиереем. Исключительной прерогативой правящего архиерея является решение вопросов о ликвидации прихода и о внесении необходимых изменений в приходской устав (в случае, если Священный Синод утвердит такие изменения).
Хотелось бы обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. Среди должностных лиц прихода особое место занимает председатель Приходского совета, который, согласно уставу прихода, имеет право первой подписи банковских и иных финансовых документов. Он также осуществляет прием на работу сотрудников прихода, заключает от имени прихода договоры.
Согласно прежней редакции типового устава, председатель Приходского совета избирался Приходским собранием из числа его членов и утверждался в должности правящим архиереем. Иными словами, должность председателя Приходского совета была выборной; лишь в исключительных случаях правящий архиерей мог назначить на данную должность настоятеля прихода.
Напомню, что отстранение священника от руководства финансово-хозяйственной деятельностью прихода было ключевым направлением «хрущевской реформы», осуществленной в 60-х годах прошлого столетия. В то время Церковь была вынуждена пойти на уступки и передать полномочия по распоряжению денежными средствами и имуществом прихода церковным старостам, которые нередко практически назначались светской властью.
Новый устав максимально приближен по своему содержанию к
уставу прихода, действовавшему до 1961 года. Новая
редакция типового устава прихода является важным шагом на
пути возвращения настоятелей к административному,
хозяйственному и финансовому руководству приходами. Теперь
настоятель будет занимать должность председателя
Приходского совета. При этом, в некоторых случаях,
правящий архиерей вправе назначить председателем
Приходского совета иное лицо, в том числе клирика прихода
или мирянина.
Иными словами, ответственность настоятеля прихода за всю
приходскую жизнедеятельность, как богослужебную, так и
финансово-хозяйственную, возрастает. С момента назначения
настоятелем прихода, он одновременно становится не только
председателем Приходского собрания, но и Приходского
совета. Вся документация, исходящая из прихода (в том
числе и финансовая), подписывается настоятелем и
казначеем.
При этом Приходским собранием избирается помощник настоятеля, его обязанности определяет Приходское собрание. Функции Ревизионной комиссии остаются прежними.
Кроме того изменения будут внесены также в уставы патриарших и монастырских подворий.
Информационное взаимодействие Церкви с обществом
Храмы должны быть просветительскими и миссионерскими
центрами; большую роль в этом способны сыграть
православная периодика и книги. Для этого необходимо,
чтобы православная печатная продукция была бы здесь широко
представлена.
Сегодня существует много хороших, высококачественных
изданий, которым нужно помочь дойти до читателя. Это
журналы для молодежи «Наследник» и
«Отрок.uа» (последний ─ из Украины);
журналы «Альфа и Омега», «Нескучный
сад», «Фома», «Церковь и
время», «Православная беседа» и ряд
других. Духовенству важно понимать, что эти издания могут
стать серьезным подспорьем в миссионерской, пастырской и
просветительской работе.
Что касается представленной в церковных лавках литературы, то зачастую возникают недопустимые ситуации, когда зашедшему в храм человеку предлагается очень мало достойных православных изданий, а порой здесь можно встретить книги, газеты и журналы, которым вообще не место в церкви. Литературой, распространяемой в храмах, должны заниматься лично настоятели; нельзя перепоручать это послушание работникам книжных палаток и свечных ящиков. Даже если настоятель сильно загружен, и есть человек, отвечающий за состояние книжно-журнальной полки, то настоятель обязан быть в курсе того, что в его храме предлагается в качестве чтения для прихожан. Кроме того, в храме хорошо бы иметь отдельную полку или стенд, где были бы представлены только православные СМИ.
Обращаю ваше внимание на то, что по мере совершенствования работы Издательского совета в церковных лавках и в храмах должны распространяться книги только с грифом этого совета, подтверждающим, что печатная продукция рекомендована к изданию и распространению.
С Издательским советом, а также с Богослужебной комиссией в обязательном порядке согласовывается вся богослужебная литература, издаваемая приходами и монастырями. В своем недавнем отчете Богослужебная комиссия указала на то, что многие храмы и монастыри пытаются заниматься гимнотворчеством, составляя акафисты и службы и распространяя их среди верующих прежде рассмотрения и утверждения Богословской комиссией. Чаще всего подобные акафисты бывают отмечены безграмотным изложением, а зачастую имеют и сомнительное богословское содержание. Еще печальнее, когда подобное «творчество» вводится в богослужение. Такая практика будет пресекаться.
Хотел бы сказать и еще об одном важном аспекте, касающемся информационного взаимодействия Церкви и общества. Внимание к Православию со стороны светских кругов и, в первую очередь журналистов, неуклонно возрастает. Этому вызову времени необходимо соответствовать. Важно помнить, что по каждому священнику судят обо всей Церкви, а благодаря средствам массовой информации любой неприятный инцидент вызывает широчайший резонанс. Важно также помнить, что есть вопросы пастырские, а есть вопросы, связанные с церковно-общественными или церковно-государственными отношениями. Говорить от имени всей Полноты Церкви могут лишь специально уполномоченные лица, это нужно помнить самим и стараться напоминать об этом всем, в том числе и журналистам. Мнение даже известного священника или мирянина-активиста не должно выдаваться за общецерковную позицию. Конечно, вовсе отказываться от общения с журналистами не стоит, кроме того, во многом данная проблема зависит от интерпретации журналиста полученного комментария, и все-таки не лишним будет в каких-то случаях обращения журналистов посоветоваться сначала в профильных синодальных структурах или переадресовать вопрос представителям данных структур.
В поддержку информационной деятельности Церкви создан
Синодальный информационный отдел, куда всегда можно
обратиться за помощью и советом. В тоже время необходимо
оказывать содействие сотрудникам самого Отдела в их
ответственном и специфическом служении: если из Отдела
обращаются за разъяснением сложившейся ситуации, важно
предоставить полную информацию.
В Московскую Патриархию и в Синодальный информационный
отдел также необходимо сообщать о фактах мошенничества,
когда предприимчивые люди начинают делать деньги на
авторитете Церкви и доверии простодушных людей. Например,
в добавление к известным видам мошенничества участились
случаи отпевания покойников при моргах священниками, чей
канонический статус вызывает сомнения: раскольниками,
запрещенными в священнослужении, или вообще лицами, не
имеющими сана. Необходимо делать достоянием гласности
подобные факты, подчеркивая безблагодатность данных
чинопоследований.
Информационный отдел также призван поддерживать
православные периодические издания и другие медиа-проекты;
он имеет право присваивать гриф «рекомендовано к
печати». Только с таким грифом могут продаваться
газеты и журналы в церковных лавках.
Хотел бы также проинформировать вас о планах создания
общественной приемной Патриарха, что позволило бы
расширить формы взаимодействия Церкви с обществом. Сейчас
осуществляется активная работа по формированию концепции
данного проекта, и ведется поиск возможных мест размещения
приемной. Со временем будет запущен интернет-портал,
отражающий эту форму взаимодействия Церкви с обществом.
Общие вопросы пастырства
Сегодня мы говорим о возрастающей роли Церкви в обществе, а значит, и о возрастающей нагрузке на священников и церковный причт. Встает вопрос об эффективности их работы.
Результативность трудов клирика следует измерять не по количеству совершенных треб в храме или по вызову. Эффективность пастырской деятельности измеряется тем влиянием, которое совершенное таинство окажет на жизнь пасомого или пасомых. Подводя личный итог своего церковного года, священник должен уметь честно ответить себе на вопрос: сколько крещенных мною людей воцерковились или оказались на пути к воцерковлению, скольких женщин я сумел отговорить от совершения аборта?
Приведу еще один пример. По данным Федеральной службы государственной статистики за 2008 год, в России было зарегистрировано 1 млн. 178 тыс. браков и 703 тыс. разводов. Таким образом, можно сказать, что 60% браков распадаются. Что мы делаем для исправления ситуации? Священник призван и к профилактике, и к лечению этой страшной болезни. Составляя себе свой личный отчет, священник должен задаться вопросом: а много ли венчанных мною пар строят подлинно христианскую семью? Что я сделал для этого? Да и стараюсь ли я отслеживать судьбу тех, кого приобщил к этому церковному Таинству? Много ли пар, уже собирающихся разводиться, я сумел отговорить и помог им нормализовать семейную жизнь?
В связи с поставленными проблемами возникает вопрос о методах работы пастырей. Как можно надеяться на создание крепкой христианской семьи, если брачующиеся о Таинстве венчания имеют слабое представление, а священник их видит в первый и последний раз? Принятию церковного Таинства ─ крещения, бракосочетания ― должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования, хотя даже такая беседа лучше, чем отсутствие всякой катехизации. Было бы очень полезно продумать способы духовного сопровождения брачующихся со стороны священника, совершившего таинство. К сожалению, бывает и так, что те приходы, где осуществляются попытки внедрить катехизаторскую практику, сталкиваются с простой проблемой: пара, не желающая утруждать себя такими обременительными условиями, попросту идет в храм на соседней улице, где нет катехизации, и договаривается о венчании там. Такое положение требует исправления.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что возрастание в навыке душепопечения и пастырского окормления возможно тогда, когда приходской священник не обременен постоянными поисками средств на содержание себя и своей семьи.
Человек, посвящая свою жизнь Богу и Церкви, должен ставить это служение на первое место, и «не искать своего» (см. 1Кор. 13:5). Если же он будет всецело погружен в собственные бытовые попечения, в заботы о наилучшем устроении жизни своего семейства, то скорее всего он ничего не достигнет ни в одном из своих деланий. Вместе с тем, всецелое посвящение клирика своему служению налагает ответственность на начальствующих над ним ─ в первую очередь настоятелей, которые должны озаботиться тем, чтобы священнослужитель материально не бедствовал.
Настоятели должны создавать на приходах здоровую атмосферу в священническом и причетническом братстве. Размеры денежного довольствия старших и младших клириков, естественно, будут различаться. Вместе с тем если эти материальные отличия значительно разнятся, то это неизбежно оборачивается нездоровыми проявлениями неравенства.
Более того, настоятелям следует помнить, что
невнимательное отношение к нуждам клириков понуждает их
искать дополнительные средства к существованию за счет
требоисполнения, которое поглощает большую часть времени,
а порой и за счет работы по совместительству на светских
должностях. Такие управленческие ошибки приводят иногда к
тому, что батюшки не отказываются освящать светские
объекты сомнительного назначения. Отмечу здесь особо:
недопустимо освящать места, которые могут иметь
«двойное назначение», а также учреждения,
способные прямо или косвенно потворствовать греху: ночные
клубы, дискотеки, рестораны, магазины, в которых продается
сомнительная продукция. За подобное деяние в этом году
мною запрещен в служении один из клириков г. Москвы.
Особо хотел бы заметить, что богослужения в приходских
храмах должны быть уставными, не спешными, но и не
чрезмерно растянутыми. Следует дорожить временем своих
прихожан. Патриарх Алексий II призывал все духовенство к
участию во всенощных бдениях под воскресенье и праздничные
дни. Однако, как свидетельствует Богослужебная комиссия,
не всегда это исполняется.
Важно, чтобы настоятели не забывали о необходимости
обеспечивать достойными пенсиями клириков и сотрудников,
следили за своевременностью и размером отчислений в
Пенсионный фонд.
Социальная работа
Главная задача пастыря ─ вести людей на пути спасения, укрепляя их общей молитвой и совершая таинства, через которые Божественная благодать преображает человеческие сердца. Вместе с тем, как община веры, Церковь призвана внутри и вовне совершать то, чему научена Господом и Спасителем ─ дела милосердия.
Сегодня это служение Церкви осуществляется в больницах, тюрьмах, домах престарелых, детских домах, в работе с беспризорными детьми и лицами, оказавшимися на улице без средств к существованию.
В наше время у каждого прихода должна быть своя социальная специализация, диктуемая не личными предпочтениями настоятеля, а потребностями города, нуждами ближних. За каждым приходом следует закрепить какую-либо городскую больницу, в которую священник обязан приходить регулярно, а не только по вызову или приглашению.
К сожалению, сегодня многие из таковых вопросов остаются без внимания приходов. Назову лишь некоторые из них. Это помощь подросткам, вышедшим из колоний и специальных воспитательных заведений, а также поддержка забеременевших девочек-подростков, подвергающихся общественному осуждению и склоняемых к совершению абортов.
Согласно данным, предоставленным нам социальными структурами столицы, сегодня в нашем городе 123 центра социального обслуживания, шесть социальных приютов и шесть социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, восемь хосписов, восемь учреждений социальной помощи для бездомных граждан на 1477 мест, 156 отделений милосердия для лиц, находящихся на постельном режиме (а таких 4650 человек). На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних стоит более 9 тыс. человек. Около 135 тысяч пенсионеров и инвалидов одиноки и нуждаются в уходе и помощи на дому.
В соответствии с имеющимися договоренностями в ближайшее время должен быть подписан договор между Московской Патриархией и Правительством города Москвы, регулирующий участие церковных структур в сфере помощи наименее защищенным группам наших сограждан.
Предлежащий нам фронт работы обширен, встает вопрос о подготовке специалистов, способных организовать на приходском уровне полноценную социальную работу. Очевидно, нам потребуется ввести должность социального работника в каждом приходе. Сейчас прорабатывается возможность создания специального центра подготовки таких кадров на базе одного из вузов Москвы.
Введение в штатные расписания приходов должностей социальных работников, кроме всего прочего, создает новые рабочие места в городе, что в условиях экономического кризиса имеет немаловажное значение.
Однако появление социальных работников на приходах не означает, что священнослужители могут самоустраниться от непростых социальных послушаний.
Тем более, что социальную работу нужно начинать внутри самого прихода, как это было в апостольские времена. Ведь многие из прихожан остро нуждаются в моральной или материальной поддержке. Именно на них, в первую очередь, должно обратить внимание духовенства и приходская социальная служба.
Знакомясь с расписанием московских храмов, я видел, что на некоторых приходах Божественная литургия совершается только по воскресеньям и праздничным дням. Следовательно, духовенство имеет время для несения послушания в иных сферах церковной жизни, в том числе, и в социальной.
К социальному служению необходимо активнее привлекать наше дьяконство. Напомню, что «диакон» с греческого переводится как «служитель». Полагаю, что успешный опыт неленостного служения диаконов в тюрьмах, больницах, домах престарелых может стать основанием для рекомендации на рукоположение в сан священника.
В сфере социальной работы наблюдается и дефицит финансов: отсутствует целостная система сбора средств для фонда «Милосердие» и других благотворительных церковных фондов. Представляется, что приходам необходимо активнее изыскивать возможности сотрудничества со светскими структурами и коммерческими организациями. Сейчас под социальные проекты выделяются гранты муниципальными, региональными и федеральными властями, а также крупным и средним бизнесом. Зачастую компании формируют специальные отделы по этому направлению. Важно уметь находить такие организации и устанавливать отношения с лицами, ответственными за принятие соответствующих решений. Придите к ним, расскажите о реальных нуждах, покажите конкретные планы и разумные, а не раздутые сметы. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7).
Взаимодействие с тюрьмами и СИЗО сегодня в основном сводится к традиционным формам попечения: богослужения, подарки к праздникам, катехизаторские беседы. А между тем объем работ здесь должен быть куда более значительным. Раздача подарков и посылок похвальна, но явно недостаточна, от нас требуется основательная катехизаторская работа и душепопечительская практика.
В связи с этим также следует сказать, что серьезная проблема при работе в тюрьмах – отсутствие доступа к подследственным. Довольно распространенная официальная причина отказа со стороны должностных лиц: «Батюшка, мы боимся за Вас и за Вашу жизнь». На это следует отвечать: «Это риски нашего служения. Многие профессии, в том числе, и служение священника, связаны сегодня с опасностями для здоровья и жизни, но возможность столкнуться с такими опасностями не должна приводить к отказу от выполнения своего долга».
О работе с молодежью
Молодая паства ─ предмет особой заботы Русской Православной Церкви. Наш с вами долг ─ противопоставлять натиску пропаганды нравственного релятивизма, всепроникающего гедонизма, моральной вседозволенности и культа личного успеха ─ проповедь образа Христа, слова Евангельской Истины.
Следует принять во внимание со всей серьезностью, что за последнее время молодежь изменилась хотя бы чисто демографически. Нынешние двадцатилетние, это люди совершенно другого поколения, выросшие в совершенно иной среде, нежели те, с кем начинали работать наши миссионеры десять и уж тем более пятнадцать лет назад, и это необходимо учитывать. Когда мы говорим, что знаем молодежь, а на самом деле знаем нынешних тридцатилетних ─ это лишь демонстрирует наше отставание. Говорят, что армия всегда готовится к предыдущей войне. Но миссионер не имеет права готовиться к работе с предыдущим поколением людей.
В Москве, крупнейшем мегаполисе страны, одним из характерных факторов является наличие молодежи в храмах. Это факт. В спальном районе, за воскресной службой ─ множество молодых людей. Мы сегодня реально испытываем дефицит храмов и опытных пастырей, а не прихожан. И если московский священник говорит, что к нему не ходит молодежь, сегодня это уже однозначно говорит о проблемах священника, а не молодежи.
Важно понимать, какая молодежь сегодня стремится в Церковь. В первую очередь это образованное студенчество, причем лучшая его часть, и ее уровню нужно соответствовать. Нужно быть готовым к ее вопросам, к ее позиции. Недостаточно сегодня просто придти к ректору вуза и договориться о показном мероприятии «для галочки» — те, кто потенциально готов войти в Церковь могут даже не придти на подобное собрание. А если придут — начнут задавать жесткие, серьезные вопросы. И в такой ситуации священник не имеет права не ответить или ответить примитивно.
Значит ли сказанное выше, что мы должны сосредоточиться лишь на элите молодого поколения? Нет. Понимая, что именно лучшие представители молодежи могут быть нашими союзниками, нельзя забывать и об остальных, в особенности о «проблемных социальных слоях».
Нельзя отворачиваться от таких явлений в молодежной среде, как экстремизм и антисоциальное поведение; нужно пытаться хотя бы дать им оценку, а в идеале постараться как-то им противодействовать.
Но для того, чтобы оценивать и противодействовать надо знать суть проблем. Нельзя, чтобы священник уподоблялся худшим из популистов, для которых все молодежные проблемы сводятся к наркомании и современной музыке. Социальные процессы в обществе, его текущее состояние на всех слоях и уровнях, вне зависимости от близости его представителей к храму ─ это наука и священник, проповедующий в этом обществе, должен ею владеть.
Наконец, особое внимание следует уделить молодежным организациям, их инициативе снизу. Увы, сегодня существует серьезная проблема социальной инертности в молодежной среде. Однако мы должны понимать, что решить эту проблему ─ серьезнейшая пастырская задача, которую не исправить одними только административными мерами. И уж тем более ее не преодолеть, если не давать развиваться сегодня тем росткам гражданского общества, которые демонстрирует молодежная инициатива.
Работая с детьми и юношеством, особый акцент надо делать на волонтерских проектах, привлекать молодых людей к социальной работе, приучать их к рутинному, повседневному, будничному добру.
Работа с молодежью должна предполагать не только
проведение разовых мероприятий, но и строиться на
постоянной системной основе.
Важно также учитывать на практике несхожесть молодежных
аудиторий, с рассудительностью подходить к вопросам работы
с юношеством в зависимости от степени их воцерковленности,
жизненных приоритетов, возрастных интересов, готовности
участвовать в социально значимых проектах. Для каждой из
таких групп необходимо продумывать свой план работы. При
разработке такого подхода посоветовал бы учесть опыт
московских молодежных православных организаций, обобщением
которого уже озаботилась Комиссия по делам молодежи.
Именно эта Комиссия и призвана помогать приходам и
благочиниям решать задачи как теоретического, так и
практического характера в сфере молодежного служения.
Ищите то, что интересно молодым. Работать с молодежью ─ это значит создавать благоприятные условия для юных талантов, формировать в подрастающем поколении осознание их востребованности и Церковью, и обществом.
Помимо вовлечения молодежи в богослужебную, образовательную или социальную работу прихода очень полезным, как показывает опыт, является организация кружков по интересам, занятия спортом, участие в приходских паломничествах.
Надо сказать, что современная структура прихода, когда штат храма состоит из священника, дьякона, регента и псаломщика, является наследием прошлого. Сегодня надо реагировать на современные потребности Церкви и вводить в штат прихода, как уже говорилось ранее, позицию социального работника, а также педагога-катехизатора и молодежного руководителя с полноценной заработной платой. Важно, чтобы за эти направления деятельности отвечал не активист-любитель на общественных началах, а профессионал. Поэтому наравне с подготовкой педагогов-катехизаторов, которая осуществляется в некоторых из наших церковных образовательных учреждениях, нам необходимо озаботиться и образованием церковных социальных работников, о чем уже упоминалось, а также приходских молодежных лидеров.
Если социальных работников готовят светские вузы, то с молодежными лидерами дела обстоят сложнее. Работать с молодым поколением на современном уровне у нас умеют немногие. Этому надо учиться, а учиться практически негде. Вот почему сейчас изучается проект создания Школы молодежных лидеров при Даниловом монастыре.
Что касается наших православных общеобразовательных школ, то в рамках деятельности Комиссии по делам православных общеобразовательных учебных заведений выявлены следующие основные задачи, решение которых необходимо для успешного функционирования системы православного общего среднего образования в Москве. Думаю, что эти выводы имеют значение не только для Первопрестольного града, но и для всей нашей Церкви.
(1) Разработка учебно-методических материалов и учебников по вероучительным дисциплинам для всех классов общеобразовательной школы и их внедрение в православных школах, гимназиях и лицеях. Ответственность за подготовку этих материалов лежит на Синодальном Отделе по религиозному образованию и катехизации.
(2) Определение церковно-юридического статуса православных общеобразовательных учебных заведений. Важно, чтобы учредителями всех школ, гимназий и лицеев, называющих себя православными, были либо Патриархия, как единственный учредитель, либо совместно с монастырями, приходами, общественными организациями или частными лицами, но непременно на условиях, когда Церковь имеет более 50%. Только так можно добиться ответственного наблюдения за учебным и воспитательным процессом, способным обеспечить соответствие данного учебного заведения определению «православное».
(3) Обеспечение православных средних общеобразовательных учебных заведений необходимыми помещениями, достаточными для организации учебно-воспитательного процесса.
Что касается воскресных школ, то здесь также предстоит большая работа по систематизации существующего учебно-методического материала и пособий. Но уже в настоящее время необходимо озаботиться увеличением количества таковых школ, повышением их образовательного уровня, изысканием дополнительных источников финансирования, улучшением бытовых условий.
Подытоживая ту часть своего доклада, которая посвящена работе с молодежью, хотел бы подчеркнуть, что работа с юношеством ─ это не только работа во имя будущего России и других государств на пространстве исторической Руси. Это и одна из эффективных форм вовлечения в церковную жизнь старшего поколения ─ родителей и учителей. Это форма катехизации современной семьи, это способ духовного преображения нашего народа.
О богословском образовании духовенства
Вызывает беспокойство отсутствие законченного духовного образования у части московских клириков. Такая ситуация недопустима. Поручаю Епархиальному совету разобраться с каждым случаем и сделать конкретные предложения о радикальном оздоровлении ситуации.
Вопрос о недостаточном уровне богословского образования клириков ― это вопрос не только к самим этим клирикам, но и к настоятелям и к благочинным. Именно им надлежит отслеживать происходящее в этой области и принимать меры к исправлению создавшегося положения. Те же лица должны особо заботиться о выявлении и подготовке достойных кандидатов для обучения в духовных семинариях. Все желающие поступать в духовные школы должны иметь возможность подготовиться к вступительным экзаменам, в том числе, и посредством обучения на подготовительных курсах при духовных семинариях. Прошу Учебный комитет озаботиться организацией таких курсов.
Кроме того, необходимо продумать организацию системы повышения богословско-пастырской квалификации священнослужителей г. Москвы. В ближайшее время она должна быть воплощена в жизнь.
Эстетика современной церковной архитектуры
Православная традиция включает в себя, в частности, практику благоукрашения и соразмерности в убранстве всего, что так или иначе связано с богослужением. Эстетическая составляющая чрезвычайно важна для воспитания и духовного возрастания человека. Поэтому на настоятелях лежит особая ответственность за убранство и чистоту в храмах.
В условиях постоянно ведущегося строительства новых храмов
и монастырей, возрождения разрушенных святынь необходимо с
особым вниманием следить за благообразием возводимых
строений. За это отвечает Искусствоведческая комиссия при
Епархиальном совете.
Московские власти, идя навстречу нашим просьбам,
согласились выделить первые участки под строительство
церквей, которые должны будут стать «храмами шаговой
доступности». Предполагается, что эти здания будут
возводиться по ускоренной схеме с использованием модульных
конструкций. Искусствоведческая комиссия должна будет
оказывать содействие в подготовке соответствующих
проектных предложений.
В отчете Искусствоведческой комиссии прозвучала тревога по поводу того, что при производстве ремонтных работ в храмах нередко меняется внутренняя и внешняя окраска здания. При этом всё это делается «по вкусу» настоятеля. Известны случаи, когда с приходом нового настоятеля значительно изменялось внутреннее убранство храма, причем не в лучшую сторону. При воссоздании интерьеров порушенных церквей настоятелям необходимо согласовывать свои действия с Искусствоведческой комиссией при Епархиальном совете, которая и создана для того, чтобы помогать им и приходским советам в решении весьма непростых вопросов, связанных с эстетикой храмового пространства.
Тоже касается проектов храмов, часовен, колоколен, домов причта и даже церковных оград.
Осуществление таких проектов может быть только по благословению Патриарха, которое будет преподаваться на основе заключения Искусствоведческой комиссии.
В условиях масштабного церковного строительства важно не упустить возможности воплотить в камне и дереве высокие идеалы русского церковного искусства.
Финансовые вопросы
Нынешняя экономическая ситуация и все более серьезные налоговые требования вынуждают Церковь для собственной финансовой устойчивости нормализовать в существующем правовом поле взаимоотношения «приход ─ епархия ─ Патриархия». Решение проблемы самофинансирования Церкви во многом гарантирует ее административную и финансовую независимость. Важно, чтобы все священнослужители и, в особенности, те из них, кто несет материальную ответственность осознавали необходимость финансового участия в решении епархиальных и общецерковных задач.
Собственность приходов, патриарших подворий, монастырей, епархий является собственностью Церкви. Ревизионная комиссия при Епархиальном совете города Москвы будет всемерно содействовать, в соответствии с существующим законодательством, обеспечению финансово-хозяйственной деятельности приходов города Москвы и помогать руководству приходов налаживать квалифицированное финансовое управление.
Юридические вопросы. Новое в законодательстве
Хотел бы проинформировать вас о нескольких важных законодательных актах, принятых в этом году и касающихся правового положения Церкви.
Прежде всего, Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 170-ФЗ внесены поправки в статью 32 Закона «О некоммерческих организациях». Согласно новой редакции этой статьи, с 1 января 2010 г. от обязанности ежегодно сдавать отчеты о своей деятельности в органы юстиции будут освобождены те религиозные организации, денежные и иные имущественные поступления которых в течение года составили до 3-х млн. руб. При этом должны быть соблюдены два условия:
─ в состав участников таких религиозных организаций
не должны входить иностранные граждане либо лица без
гражданства;
─ в течение отчетного периода данные религиозные
организации не финансировались из-за рубежа.
В целях освобождения от отчетности потребуется направить в органы юстиции заявления в произвольной форме.
Вместе с тем, те религиозные организации, денежные и иные имущественные поступления которых в течение года составили более 3-х млн. руб., должны будут по-прежнему сдавать в органы юстиции отчеты о своей деятельности.
Содержание, сроки и порядок подачи в органы юстиции отчетов и заявлений будут дополнительно разъяснены особым циркулярным письмом Московской Патриархии.
Необходимо отметить еще одну законодательную новеллу. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 17 июля 2009 г. № 173-ФЗ установил новые правила заключения договоров безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом. Ранее закон предусматривал требование об обязательном проведении конкурсов (аукционов) на право заключения таких договоров, в том числе с религиозными организациями. Данное требование не распространялось только на храмы и иное имущество религиозного назначения. Все остальное имущество, включая объекты благотворительного, социального или образовательного назначения, могло быть передано религиозным организациям в безвозмездное пользование только по результатам конкурса (аукциона). Теперь это требование отменено.
Новая редакция ст. 17.1 этого закона предусматривает заключение с религиозными организациями любых договоров о переходе прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Следует отметить, что аналогичный порядок заключения договоров предусмотрен данным законом для негосударственных образовательных учреждений, созданных религиозными организациями.
На завершающей стадии находится разработка законопроекта о безвозмездной передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.
Законопроект, после его доработки будет внесен в Правительство Российской Федерации.
Заключение
В завершение своего выступления хотел бы обратить внимание присутствующих на то, что все указания моего предшественника Святейшего Патриарха Алексия, особенно касающиеся дисциплины, благоговения при совершении богослужений, дежурств священников в храме в течение всего дня, остаются неизменными. Все храмы должны быть открытыми в течение светлого времени суток для всех желающих прикоснуться к святыням, при этом всегда должен быть дежурный священник, способный дать ответ пришедшему к нему по всем вопросам духовной жизни и спасения. Именно в церкви люди должны получать ответы на эти вопросы, а не в подземных переходах и не на перекрестках, где ведут свою душепагубную работу сектанты всех мастей, уловляя в свои сети слабые души.
Я призываю всех помнить о нашей общей великой ответственности перед Богом, Церковью и обществом. Пусть ваши труды, совершаемые в винограднике Божием, станут добрым примером для всех окружающих, дабы люди, видя «ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16) и сами возгорались желанием приобщиться к благому и легкому игу Христову (см. Мф. 11:30).