«Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ: современные задачи и перспективы развития»

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

25 января 2010 года в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытиеXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования». С докладами на открытии Чтений выступил епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, глава оргкомитета Рождественских чтений.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 593 px. Размер файла 508487 b.
 Фото: Патриархия.Ru
Фото: Патриархия.Ru

Ваше Святейшество! Дорогие собратья архипастыри! Уважаемые руководители органов управления образования! Всечестные отцы, братия и сестры — участники Рождественских образовательных чтений!

Нынешний церковно-общественный педагогический форум проводится уже в восемнадцатый раз, что является свидетельством неизменного внимания Русской Православной Церкви к вопросам образования, и каждый раз в нем участвуют сотни учителей, работников образования, неравнодушных к духовно-нравственным вопросам современной жизни и школы.

Начавшийся 2010 год — Год учителя. Этим самым руководители государства подчеркивают важность для страны сферы образования и ключевую роль учителя для ее дальнейшего развития. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, открывая в Санкт-Петербурге этот год, отметил, что главное сейчас — это повысить престиж учительского труда, не растерять тот опыт, который уже накоплен российской системой образования. О высочайшем духовно-нравственном достоинстве звания «учитель» говорит то, что Учителем именуют Господа нашего Иисуса Христа. Очень верное и точное определение учительского призвания дал и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он сказал: «Само понятие "учитель" предполагает: это человек, передающий мудрость, знания, опыт предыдущих поколений… А без формирования нравственного начала в современном человеке не может существовать никакого образовательного процесса… Сегодня, как, может быть, никогда, нравственное измерение подвига учителя, служения учителя, является очевидным и категорически необходимым».

К сожалению, пока еще отечественный учитель не поставлен на подобающую его роли высоту в нашем обществе, однако, именно от него во многом зависит, станет ли Россия процветающим демократическим государством или вновь будет пожинать горькие плоды нравственного одичания, являющегося главным тормозом ее развития.

Прошлый год был непростым для жителей России. Экономический кризис усугубил многие проблемы, но еще раз продемонстрировал важнейшее значение духовно-нравственной доминанты в жизни большинства людей. Незыблемые ценности веры, патриотизм, жертвенность, трудолюбие, честность, благородство, порядочность — продолжают скреплять нашу огромную страну. Будущее России во многом зависит от того, сумеем ли мы передать эти знания и опыт предыдущих поколений молодежи. Потому вопросы духовно-нравственного воспитания молодого поколения — самые приоритетные для нашей страны.

Минувший год был судьбоносным и для Русской Православной Церкви. Поместный Собор содействием Святого Духа единодушно возвел на Престол Первосвятителей Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Этот исторический Собор, высоко оценивая труды, которые, по милости Божией, принесла Господу за последние восемнадцать с лишним лет наша Церковь, счел важнейшим делом для Русской Православной Церкви всенародное православное просвещение, определив, что духовное, нравственное воспитание личности, особенно детей и молодежи, должно встать в центр общецерковной деятельности и призвал пастырей и православных мирян приложить все усилия для того, чтобы люди не были оторваны от своих традиций, «знали основы православной веры, участвовали в Таинствах и богослужении, руководствовались в своей личной и общественной жизни нравственными нормами Евангелия Христова». «Только следование вечным и неизменным нравственным ценностям, данным в Божественном откровении, позволит преодолеть внутренний кризис личности, разлад в семье и нестроения в обществе… Именно поэтому мы должны сегодня иметь возможность нестесненно обращаться к юному поколению — через проповедь, школу, средства массовой информации», — говорится в Послании Поместного Собора, который обратился с призывом развивать диалог с окружающим обществом, включая, мир науки и культуры.

Стремительно меняется современная жизнь, и соответственно изменяются и многократно усложняются задачи, стоящие перед Церковью. По мнению Святейшего Патриарха, сегодня, когда в мире размываются грани между добром и злом, а зачастую зло даже ставится во главу угла на место добра, все люди должны услышать слово Евангелия, чтобы сориентировать на него свою жизнь. «Задача Церкви, — говорит Святейший Владыка, — состоит в том, чтобы современное человечество поняло: существование цивилизации во многом зависит от того, насколько люди примут в ум и сердце Божию правду». Именно эта главная задача, поставленная перед Церковью самой жизнью, повлекла за собой необходимость в новых условиях поднять на более высокий уровень деятельность Синодальных учреждений, дабы развить и усовершенствовать общецерковную работу по просвещению нашего народа светом Христовым. В соответствии с этой задачей Синод Русской Православной Церкви в конце марта прошлого года принял решение об изменении структуры некоторых Синодальных отделов, и в частности Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

За прошедшее время в согласии с новыми направлениями работы поменялась структура и кадровый состав Отдела. Был укреплен новыми кадрами сектор, отвечающий за катехизаторскую работу, создан сектор православного образования, в состав которого вошел Научно-методический экспертный совет по православному образованию. Поскольку деятельность Отдела во многом зависит от того, насколько благоприятно сложатся церковно-государственные отношения — предстояло вывести сотрудничество государства и Церкви в области образования на новый этап, характеризующийся многогранностью и серьезностью общей работы. В силу этих задач при Отделе была создана церковно-научная комиссия по вопросам преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в российской школе, в которую вошли первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации, специалисты органов управления образованием, ученые Российской академии образования и ведущих вузов в Москве и регионах, представители епархий Русской Православной Церкви. Эта комиссия призвана координировать текущую работу и практическое взаимодействие церковных структур, представителей образовательных и научных учреждений, родительской общественности в области духовно-нравственного образования, а также вопросы преподавания основ православной культуры.

Настоятельная потребность граждан в изучении истоков своей традиционной религиозной культуры, непрестанная обеспокоенность Русской Православной Церкви и других традиционных религий негативными явлениями в нашем обществе, во многом инициировали принятое в июле прошлого года решение руководства страны и лично Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева о введении преподавания в школах шести учебных предметов духовно-нравственного содержания, которые вошли в экспериментальный комплексный курс под названием «Основы религиозных культур и светской этики». Одним из компонентов этого курса стал и учебный предмет «Основы православной культуры», который в настоящее время преподается в качестве курса регионального компонента в ряде субъектов Федерации или в качестве курса школьного компонента учебной программы во многих общеобразовательных школах по всей России.

Таким образом, с этого года, пока в качестве эксперимента, учебный предмет по основам православной культуры должен выйти и на федеральный уровень. Осуществление данного проекта будет проходить в несколько этапов: первый этап охватывает группу из 19-ти регионов, второй — уже всю территорию России. Однако осуществление этой сложной задачи, которая должна решаться в гармоничном сочетании организации образовательного процесса на федеральном и региональных уровнях, невозможно без деятельного участия в ней Русской Православной Церкви и ее образовательных структур, — как Синодального отдела, так и епархиальных отделов религиозного образования, без тесного взаимодействия с научным, педагогическим, родительским сообществами в регионах. При этом нам еще предстоит преодолеть сохраняющиеся элементы отчужденности в отношениях между церковными и государственными образовательными структурами, особенно на региональном уровне, обусловленные многолетней инерцией отжившей идеологии, наладить открытый доверительный диалог и сотрудничество, отработать механизмы конкретных взаимодействий по удовлетворению образовательного запроса граждан нашей страны на изучение их детьми православной культуры, приобщение к православным христианским духовно-нравственным ценностям и традициям в процессе получения общего среднего образования, обучения в российской общеобразовательной школе.

Сегодня мы уже имеем первые зримые плоды этого соработничества. В июле 2009 года председатель Синодального отдела религиозного образования был введен в Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, а в ноябре 2009 года вошел во вновь созданный Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий апробации нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В рамках указанного Совета мы выстраиваем церковно-государственный диалог по вопросу присутствия в новом Стандарте общего образования полноценной возможности для свободного и добровольного приобщения российских школьников к ценностям православной культуры, преподавания учебного предмета Православная культура.

В октябре прошлого года был утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования. В процессе работы над ним специалисты Отдела религиозного образования и катехизации неоднократно высказывали свои замечания к его тексту, настаивая на том, что духовно-нравственную культуру, учебные предметы по традиционным религиозным культурам и этике нужно изучать по всем годам обучения в общеобразовательной школе, уделяя этому хотя бы 1 час в неделю начиная с 1-го класса. Только такое полноценное изучение сможет благотворно повлиять на развитие и становление свободной и ответственной личности учащегося, откроет ему мир непреходящих ценностей, поможет понять смысл человеческой жизни. В окончательный вариант Стандарта начального общего образования по нашему предложению была включена предметная область, получившая название «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся теперь входит в основную образовательную программу начального общего образования. Очевидно, что введение такой же предметной области, целенаправленно ориентированной на задачу систематического духовно-нравственного образования детей с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семей, необходимо и в стандарт основного общего образования для 5-9 классов и в стандарт среднего (полного) общего образования для 10-11 классов. Это позволит свободно продолжать преподавание Основ православной культуры там, где оно уже ведется, а также станет свидетельством соблюдения демократических норм в отечественном образовании, обеспечивающих свободный выбор учащимися и их родителями изучения в светской школе своей традиционной религиозной культуры, в соответствии с международными и европейскими стандартами в области прав человека.

Надеемся, что голос Церкви будет услышан и наши предложения будут учтены. Очень важно, чтобы и новый Базисный учебный план для начальной школы был принят в соработничестве с Русской Православной Церковью и другими традиционными для России конфессиями. Это более полно обеспечит учет интересов и образовательных потребностей населения. Если в нем не будет предусмотрена возможность изучения учебных предметов по религиозным культурам и этике по всем годам обучения в его основной части, в рамках максимально допустимой учебной нагрузки, то это, безусловно, обесценит и экспериментальный проект, который предстоит реализовать в ближайшие два года. Это будет шагом назад в развитии условий для духовно-нравственного образования российских школьников. По крайней мере, не будет создавать для развития такого образования благоприятных условий. Ведь очевидно, что ни за 35, ни даже за 70 учебных часов школьник не сможет постичь духовно-нравственную культуру Православия, равно как и мусульманства, буддизма, иудаизма, и уж тем более не сможет быть приобщен к ней, в ней воспитан. Образовательная потребность существенной части нашего общества, российских граждан в изучении их детьми православной культуры и православном воспитании — останется неудовлетворенной. О наличии и росте этой потребности, интереса к изучению в российской общеобразовательной школе православной культуры говорит, например, тот факт, что если во Всероссийской олимпиаде школьников по православной культуре в 2008 году участвовало 7 тысяч школьников, то в 2009 году их число возросло сразу до 40 тысяч человек. Такого бурного роста не демонстрировала ни одна школьная предметная олимпиада.

В последние годы и общество, и государство выражают потребность и в качественном обновлении воспитания учащихся в российской школе. Соответственно в состав проекта стандарта общего образования второго поколения включены ряд программных материалов по теме содержания воспитания школьников, в частности Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Однако следует сказать, что представленный в настоящее время текст нуждается во всестороннем и серьезном обсуждении научно-педагогической общественностью, Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиями России. Те обсуждения, которые уже состоялись, свидетельствуют о необходимости существенной доработки этого материала. Прежде всего, это касается необходимости отражения как существующего опыта конфессионально-религиозного духовно-нравственного образования и воспитания детей в российской светской школе, так его дальнейшего развития в соответствии с последними по времени решениями руководства нашей страны и лидеров российских конфессий.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации продолжает и будет продолжать придерживаться позиции, согласно которой все образовательные материалы, предназначенные для преподавания учащимся, школьникам положительных знаний о православной культуре должны разрабатываться или рецензироваться с участием Русской Православной Церкви. Мы надеемся на дальнейшее продолжение конструктивной работы и с Министерством образования и науки, и с разработчиками новых образовательных стандартов по практической реализации принятых высшим руководством страны решений.

В процессе церковно-государственного соработничества сложились добрые рабочие и плодотворные взаимоотношения между Отделом религиозного образования и катехизации и Министерством образования и науки Российской Федерации. Мне хотелось бы сегодня с этой высокой трибуны поблагодарить за это Министра образования и науки Андрея Александровича Фурсенко и его первого заместителя Исаака Иосифовича Калину.

Это соработничество выражается в отработке технологий нашего взаимодействия с государственными структурами, в согласовании процедур совместной подготовки учителей православной культуры, разработки и экспертизы учебных пособий, нормативного закрепления принципов нашего взаимодействия. Очень важно и то, что эта общая работа позволит значительно развить и расширить на основе участия в проекте открытое и доброжелательное сотрудничество и с другими российскими религиозными конфессиями. Сейчас начато обучение так называемых тьюторов, преподавателей-тренеров по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для первого потока, первых семи регионов на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве. Второй поток начал обучение с сегодняшнего дня. Понимая, сколь важное место занимает в процессе передачи традиции учитель, нам бы хотелось большей вовлеченности в этот процесс Русской Православной Церкви.

Важнейшим направлением работы обновленного Отдела является катехизация. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно отмечал, что главной задачей Русской Православной Церкви является просвещение светом Христовой веры нашего народа. Сегодня катехизаторская деятельность Церкви, т.е. осуществление духовно-просветительской работы с целью приобщения к нормам христианской жизни обращающихся к Церкви и вошедших в нее людей, является в XXI веке, наряду с миссионерской, социальной, благотворительной деятельностью, важнейшей, неотъемлемой областью церковного служения, от осуществления и развития которой, в немалой степени, зависит духовное состояние членов Церкви, приходов, общин и всего нашего общества.

Мы понимаем катехизацию, прежде всего, как избавление от религиозной безграмотности. Впервые «Катехизация и таинства в Церкви» выведены в Рождественских чтениях как отдельное направление. В нем особое внимание будет уделено современным формам и методам ее организации.

В отличие от практики Древней Церкви, катехизация сегодня включает не только оглашение готовящихся ко Крещению, но и подготовку к церковным Таинствам уже крещеных. Необходимо воцерковить приходящих в храм людей, сделать их жизнь осознанно христианской. Потому катехизация рассматривается нами, прежде всего, как полноценное участие людей в жизни Церкви, ее Таинствах, приобщение к практическому опыту молитвы, церковному общественному служению, а не только как ознакомление со сводом теоретических знаний о вере.

Нам предстоит создание целостной общецерковной системы катехизации, включающей соответствующие структуры и мероприятия по ее развитию на епархиальном уровне, в благочиниях и на приходах. Она должна охватывать все возрастные категории потенциальных прихожан, чьи сердца взыскали живой веры в Бога: детей и их родителей, молодежь и взрослых. Важно также выработать единые принципы и наиболее эффективные ее формы для разновозрастных категорий людей. Однако при этом нужно помнить, что лучший учитель — это тот, кто учит своим примером, и потому весьма важно, чтобы слово катехизатора не входило в противоречие с его жизнью.

Проблемы катехизации невозможно решить и в отрыве от уклада жизни прихода — это дело всей церковной общины. Привычными на приходе должны стать семейные, молодежные, исторические, краеведческие, патриотические клубы, которые могут проводить культурно-просветительские, спортивные и другие мероприятия.

Опыт показывает, что катехизация достаточно успешна и при реализации Церковью социально значимых программ и проектов, способствующих преодолению последствий таких социальных недугов как алкоголизм, наркомания, вовлечение в деструктивные секты, чтобы страдающие от них люди могли не только получить различного вида поддержку, но и услышать слово Христовой Истины.

На каждом приходе обычным явлением должен стать работающий с приходящими в храм людьми педагог-катехизатор. Одной из основных трудностей при введении программы длительной катехизации на приходах является отсутствие в епархиях подготовленных кадров. Эта задача должна решаться не только и не столько на приходе, но, прежде всего, на епархиальном уровне.

Каждая епархия должна иметь курсы практической катехизации и методический центр с целью подготовки и повышения квалификации приходских катехизаторов из числа мирян. В целях повышения эффективности огласительной деятельности в каждом благочинии следует организовать школы катехизации. Необходимо разработать методические рекомендации по практическим видам катехизации на основе современного опыта Русской Православной Церкви, учитывая различные возможности и условия приходов.

По инициативе и при участии Отдела религиозного образования и катехизации подготовлено учебное пособие для курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов «Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе». В этом году мы планируем разработку новых методических материалов по осуществлению и организации катехизаторской деятельности, по трудоустройству катехизаторов и педагогов воскресных школ, по организации приходского консультирования. Силами Синодального Отдела и епархиальных Отделов религиозного образования будет проведено рецензирование методик, учебных пособий и программ для воскресных школ и катехизаторской деятельности. Все учебные заведения по подготовке катехизаторов и педагогов воскресных школ должны пройти лицензирование и церковную аккредитацию.

Сегодня осуществление катехизической деятельности Церкви в полной мере невозможно без создания современного Катехизиса. Потребность в нем очень велика, невозможно разговаривать с людьми, живущими в XXI веке, на языке века XIX. По постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви в прошлом году была создана Комиссия по подготовке нового полного Катехизиса Русской Православной Церкви, в которую вошел и председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Потребность Церкви в современном Катехизисе давно назрела, и в нем должны быть даны богословски точно выверенные ответы на самые главные вопросы о Православии.

В своем послании Федеральному собранию 12 ноября прошлого года Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев изложил свое видение реформы образования. Он, в частности, предложил законодательно закрепить равенство государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений. Для Русской Православной Церкви это очень важный вопрос. При его решении появится возможность включить православные учебные заведения как полноправные субъекты в единое образовательное пространство страны. Сегодня при равных требованиях к уровню образования, православные школы отстают по части материальной обеспеченности учебного процесса, и такое неравноправие должно быть преодолено. Это позволило бы сделать более эффективным развитие православных школ, и способствовало бы общему повышению уровня образования в стране и процессу демократизации образовательной сферы. Отрадно, что государство готово идти навстречу.

Система православного образования, которая в основных своих чертах была создана ранее, должна также претерпеть изменения и выйти на новый качественный уровень. Во-первых, как уже было сказано, мы надеемся преодолеть ее изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве. Во-вторых, заинтересованы в том, чтобы во многом исключительный опыт, накопленный системой православного образования в области духовно-нравственного воспитания, могла бы усвоить государственная и муниципальная система образования. Педагоги лучших православных учебных заведений готовы поделиться своими достижениями с другими учителями.

Как обстоят дела на сегодня с православной системой образования? Коснемся ее первого звена — дошкольников. К сожалению, число православных детских садов у нас крайне мало — по сведениям Отдела — всего 9 садиков на всю огромную страну! Есть еще, конечно, и православные группы и кружки в государственных и муниципальных детсадах, но на всю Россию их совсем немного. Можно с сожалением сказать, что здесь мы даже не приблизились к выполнению определений Архиерейского Собора 1994 года, предписавшего каждой епархии иметь свой образцовый детский сад. Думается, вина в такой ситуации, все же не столь Синодального отдела религиозного образования и катехизации, ведь методическая сторона вопроса его специалистами была достаточно хорошо разработана. Все разработки изданы, рассылались по епархиям, и желающие могли также получить их и на ежегодных Рождественских чтениях. По-видимому, причина в том, что сами епархии не уделяли должного внимания дошкольному образованию, ограничиваясь проведением для малышей уроков в воскресных школах.

Надо отметить, что в подходах к решению этого вопроса нет необходимого содействия и со стороны органов управления образованием. Так, действующее ныне «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года, затрудняет осуществление работы в детских садах по духовно-нравственному воспитанию детей, так как в нем отсутствует задача духовно-нравственного развития личности ребенка в соответствии с Законом «Об образовании». В данном документе — в перечень видов дошкольных образовательных учреждений с приоритетным осуществлением деятельности разной направленности — ни духовно-нравственное, ни этнокультурное направления не только не вошли как приоритетные, но вообще даже не упомянуты. Думается, что такой перекос в воспитании дошкольников, безусловно, должен быть устранен, поэтому Отдел религиозного образования и катехизации счел возможным обратиться с письмом к Министру образования и науки с просьбой о внесении изменений в «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», что поможет выправить сложившееся положение.

Однако есть и положительные примеры духовно-нравственного воспитания дошкольников. Замечу, что все они достигнуты в тесном взаимодействии с региональными властями и органами управления образованием. В настоящее время в ряде епархий – Московской, Костромской, Белгородской, Курской — идет экспериментальная апробация в детских садах программы «Основы православной культуры» (Мир — прекрасное творение), разработанной лабораторией русской школы Курского государственного университета, а в более 30 регионах страны получила признание программа для дошкольников «Истоки», реализующая социокультурный системный подход к истокам в образовании, также основанная на традиционных духовно-нравственных ценностях России.

Нельзя сказать, что мы в полной мере удовлетворены и развитием среднего звена православной системы образования. По имеющимся в Отделе религиозного образования и катехизации сведениям, на всю страну у нас только 113 православных средних общеобразовательных учреждений. Ограниченность материальных ресурсов тормозит открытие новых гимназий, лицеев, школ. Во многих епархиях из-за тяжелого финансового положения, связанного с высокой арендной платой за помещения, непомерными коммунальными платежами, православные общеобразовательные учреждения испытывают трудности и не могут полноценно развивать образовательный процесс.

В своем выступлении на Епархиальном собрании г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выделил основные задачи, решение которых необходимо для успешного функционирования и развития системы православного общего среднего образования. Это, прежде всего, определение церковно-юридического статуса православных общеобразовательных учебных заведений. Святейший Патриарх благословил, чтобы «учредителями всех школ, гимназий и лицеев, называющих себя православными, были либо Патриархия, как единственный учредитель, либо совместно с монастырями, приходами, общественными организациями или частными лицами, но непременно на условиях, когда Церковь имеет более 50 %». «Только так, — по мнению Его Святейшества, — можно добиться ответственного наблюдения за учебным и воспитательным процессом, способным обеспечить соответствие данного учебного заведения определению "православное". Тем же образовательным учреждениям, которые по составу учредителей не могут претендовать на статус православных, но реализуют в учебном процессе образовательные программы по вероучительным дисциплинам, логично было бы предоставить статус "православно-ориентированных образовательных учреждений"».

По благословению Его Святейшества Отдел религиозного образования и катехизации приступил к составлению единого реестра православных средних общеобразовательных учебных заведений и определению их церковно-юридического статуса с целью усиления их ответственности перед Церковью. В этом году планируется провести переаттестацию всех православных школ. Отделом в настоящее время разработано Положение о выдаче конфессионального представления православным и православно-ориентированным образовательным учреждениям, относящимся к сфере компетенции Отдела и реализующим программы дошкольного, начального и среднего общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования детей и иные образовательные программы. Надеемся, что этот документ будет рассмотрен и принят на заседании Священного Синода как общецерковный. Это позволит укрепить связь Церкви со своими школами, повысить требования к учебному и воспитательному процессу, поставив преподавание вероучительных и общеобразовательных дисциплин на должную высоту, облегчит внедрение в православные учебные заведения единых учебно-методических материалов и учебных пособий.

Очень значимым для Отдела видится необходимость разработки стандартов православного начального и среднего образования по всем вероучительным дисциплинам. Предстоит объединить усилия Синодального отдела и достижения епархий в этом направлении, чтобы в течение ближайшего времени определить общие методологические подходы, принципы стандартизации православного образования, структуру и содержательный минимум. Важным аспектом этих разработок является определение требований к уровню подготовки учащихся. Работа будет проводиться также и по части совершенствования учебно-методического обеспечения православного образования. Речь идет о разработке серии новых учебных пособий по Закону Божию для всех классов православной начальной, основной и полной средней общеобразовательной школы. В настоящее время Отдел религиозного образования и катехизации совместно с Издательством Московской Патриархии работает над азбукой и учебными пособиями для 5-6 классов по церковнославянскому языку. Азбука стоит в плане Издательства на 2010 год. Уже разработана концепция преподавания этого предмета и выпущен сборник программ с грифом Отдела. Есть намерения обеспечить учебно-методическими материалами и такие учебные предметы, как церковное пение и церковные искусства. Собственно говоря, это тоже очень важная часть православной культуры, о которой мы имеем попечение, и у нее огромный воспитательный потенциал.

Что касается обеспечения православных средних общеобразовательных учебных заведений необходимыми помещениями, то здесь без содействия государства никак не обойтись. Мы благодарны Правительству Москвы, которое в 2005 году при личном содействии мэра столицы Юрия Михайловича Лужкова передало в безвозмездное пользование на 10 лет московским православным школам арендуемые ими помещения.

В настоящее время Отдел осуществляет попечение и о церковных приютах. По благословению Святейшего Патриарха создается постоянно действующая Комиссия по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, которая тщательно изучит и проанализирует деятельность уже имеющихся приютов. Будет составлен их полный реестр и выработаны единые требования к такого рода образовательным учреждениям. Комиссия призвана контролировать выполнение церковными приютами действующего законодательства, «определяющего условия проживания, воспитания и обучения детей, охраны их здоровья, прав и интересов, подготовку к взрослой самостоятельной жизни». Она будет также оказывать церковным приютам методическую и практическую помощь в улучшении воспитательно-образовательного процесса.

Что касается православных высших учебных заведений, то православные вузы и кафедры теологии из ведения Синодального отдела религиозного образования переданы Учебному комитету Русской Православной Церкви. Такая подчиненность будет способствовать лучшей координации и управляемости учебным процессом в высшей школе, входящей в систему православного образования и позволит более эффективно встроить этот сегмент православной системы в российское образовательное пространство.

В систему православного образования входят также воскресные церковно-приходские школы. Их в настоящее время немногим больше 11 тысяч, примерно одна школа на три прихода. Конечно, не все они равноценны, как разнятся между собой и приходы нашей Церкви. Предстоит увеличить их количество, повысить образовательный уровень, изыскать дополнительные источники финансирования, улучшить материальные условия учебных занятий. В соответствии с поручением Святейшего Патриарха Синодальный Отдел религиозного образования приступил к работе по систематизации существующего учебно-методического материала и пособий для воскресных школ.

К сожалению, и сегодня многие священнослужители никак не хотят понять важность, прежде всего, образовательной, просветительской деятельности, немало способствующей тому, чтобы храм стал для живущих в приходе людей духовно-культурным центром, могущим составить здоровую альтернативу бездуховности.

В воскресных школах, в большинстве своем, учатся дети младшего и среднего школьного возраста. Поэтому должно тщательно продумать и следующую ступень приходского образования — программу для молодежи, для которой нужны свои формы работы. Подростковый возраст сложный — он требует сугубого внимания и поддержки. Особый акцент следует сделать на добровольческих проектах по работе с молодежью. Именно при храме молодежь должна объединяться на добрые дела, а тон должен задавать священник или благословленный им руководитель.

В свете развития церковно-государственных взаимоотношений и перспективы включения наших школ в единое образовательное пространство России, было бы правильно и справедливо, чтобы лучшие воскресные школы получили статус учреждений дополнительного образования, так как в большинстве из них детей учат пению, изобразительному искусству, словесности, краеведению, организуют для них паломнические поездки, приобщая к великой русской культуре, одним словом, дают им полноценное культурное развитие и образование, дополнительное к общему, школьному.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что система религиозного образования повсеместно является областью социального партнерства государства и культурообразующих конфессий. Нормой является государственное финансирование теологических программ, при этом контроль над содержанием образования и квалификацией преподавателей относится к сфере ответственности культурообразующей религии. Таков опыт Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Италии, Испании, Греции, Польши, Чехии, Болгарии, Эстонии и других европейских стран. То же справедливо для исламской теологии в Турции, Бахрейне, Ливии, Сирии, Египте, Саудовской Аравии.

Православное образование у нас в стране только начинает получать государственную поддержку, и мы надеемся на дальнейшее планомерное взаимодействие Русской Православной Церкви и Российского государства в этой области. Добрым примером для нас в этой сфере может послужить эффективное взаимодействие Министерства образования и науки Российской Федерации с Советом муфтиев России по вопросам реализации государственной программы развития исламского образования в российской светской школе и государственные еврейские школы, в которых налажено духовно-нравственное воспитание учащихся на основе религиозно-нравственных традиций иудаизма.

В настоящее время по заказу Правительства Российской Федерации Министерство образования и науки совместно с другими министерствами разработало проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Думается, что такой значимый для России, и в том числе, для ее православных граждан, законопроект должен пройти самое широкое обсуждение. В свете нашего сотрудничества с государством в области образования Отдел религиозного образования и катехизации надеется, что нам будет предоставлена возможность ознакомиться с проектом закона до его рассмотрения Государственной Думой. Ведь совершенно очевидно, что и государство, и Церковь заинтересованы в том, чтобы дети воспитывались порядочными, нравственными, ответственными людьми, уважали культурные особенности российских народов и религий. Достижение такого результата возможно только при условии их обращения к традиционным духовным ценностям, и новый закон должен отвечать этим потребностям нашего общества.

Важнейшие задачи церковно-государственного взаимодействия в области образования не могут решаться без соработничества между епархиальными и региональными властями, в отрыве от епархиальных отделов образования и катехизации, без тесного взаимодействия с педагогическим сообществом в регионах.

Хорошим примером плодотворного и многостороннего сотрудничества может послужить проведение в сентябре прошлого года такого значимого церковно-государственного форума как Образовательные чтения Центрального федерального округа на тему: «Взаимодействие семьи, школы и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи».

Чтения были организованы Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, Министерством образования и науки, Аппаратом Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Отделами религиозного образования и катехизации епархий, находящихся на территории ЦФО, Учебным комитетом Русской Православной Церкви и Администрацией города Сергиев Посад. В Чтениях приняли участие педагоги из 18-ти регионов ЦФО. В их рамках состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» в ЦФО.

С 2008 года этот конкурс Министерство образования и науки совместно с Московским Патриархатом при поддержке Полномочных представителей Президента Российской Федерации ежегодно проводит уже во всех семи федеральных округах. В прошлом году в первом этапе конкурса участвовало 702 работы, а во втором, заключительном, который проводился в декабре в Отделе религиозного образования и катехизации, — 339. Торжественное награждение победителей конкурса традиционно проходит на Рождественских образовательных чтениях.

В этом году нам предстоит проведение уже Пятого юбилейного всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя». Думается, что высокий авторитет этого конкурса и его значимость в деле развития научно-педагогического опыта духовно-нравственного воспитания учащихся в отечественной системе образования может стать основанием для получения им статуса федерального образовательного мероприятия Министерства образования и науки. Мы рассчитываем на поддержку этого предложения министром образования Андреем Александровичем Фурсенко.

С сожалением отмечу, что в настоящее время уровень взаимодействия между епархиальными структурами религиозного образования и органами управления образованием в таких крупнейших мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург с их традиционно высоким научно-педагогическим потенциалом оставляет желать лучшего.

Между тем, введение с 2012 года на федеральном уровне комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает развитие системы научно-методического обеспечения преподавания знаний о религиях, в том числе о Православии: и в московской и в петербургской системе образования, что предполагает их активное взаимодействие с Русской Православной Церковью в сфере подготовки к преподаванию предмета «Основы православной культуры. Нам предстоит также совместная работа по расширению практики организации подготовки и повышения квалификации учителей православной культуры, и нужно смелее проявлять активность в этом направлении.

С оптимизмом можно воспринять пожелание руководства московского Департамента образования о расширении участия образовательных учреждений города во Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». Это добрый знак.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил создание отдела религиозного образования и катехизации города Москвы, который поручено возглавить мне, совмещая труды в Синодальном Отделе. Появление такой структуры, будет способствовать дальнейшему укреплению отношений между Церковью и Департаментом образования города Москвы, поможет сообща, более эффективно, решать насущные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Первопрестольном граде, а единое руководство — обеспечит формирование единого церковного подхода к образованию и в столице, и в епархиях.

Говоря об укреплении сотрудничества с учеными, методистами, специалистами в области педагогики и образования, следует также отметить, что при Синодальном отделе начинает работать научно-методический экспертный совет по православному образованию. Основной задачей Совета является проведение экспертизы, в том числе с целью присвоения грифа Отдела учебно-методическим изданиям, духовно-нравственной и культурно-просветительской литературе православной направленности, предназначенной для использования во всех типах образовательных учреждений. В ближайшее время будут сформированы списки экспертов для таких секций как вероучительные предметы, православная педагогика, православная культура, церковнославянский язык, церковные искусства и ремесла, предметы гуманитарного, а также естественнонаучного цикла. К работе по данному направлению будут привлечены специалисты в области педагогики, профессиональные богословы, квалифицированные преподаватели вероучительных и общеобразовательных предметов.

Процедура церковной и педагогической экспертизы учебных пособий по Православной культуре для школ еще предстоит обсуждать с Министерством образования и науки, Российской академией образования. Деятельность данного Научно-методического экспертного Совета должна стать составной частью единой системы экспертной деятельности Русской Православной Церкви, в том числе быть согласованной с деятельностью Издательского Совета, который в настоящее время занимается построением системы общецерковной экспертизы всех православных изданий.

Для того чтобы Синодальный Отдел мог представить Министерству образования и науки полный перечень учебников и пособий, официально одобренных Церковью, все учебники и пособия, которые сегодня уже используются в школах России для изучения православной культуры — а это уже более сотни наименований — должны пройти соответствующую церковную экспертизу.

В декабре прошлого года прошло заседание Экспертного Совета при Отделе, который рекомендовал учебник по Основам православной культуры, разработанный группой педагогов под общим руководством профессора МДА протодиакона Андрея Кураева, для преподавания этого предмета в рамках федерального экспериментального проекта 2010-2012 гг. Серия учебных пособий, разработанная профессором Шевченко Людмилой Леонидовной, рекомендована в качестве дополнительной учебно-методической литературы.

Было принято решение и о подготовке учебной программы и методического пособия для учителя по этому экспериментальному курсу «Основы православной культуры». В настоящее время Отдел ведет работу по развитию учебно-методического обеспечения преподавания православной культуры в общеобразовательной школе, включая вопросы подготовки новых пособий и полных учебно-методических комплектов по всем годам обучения. С этой целью в Отделе будет создан Методический кабинет Православной культуры, на базе которого сможет работать соответствующая группа церковных и светских специалистов, ученых.

В силу ряда не зависящих от нас причин большинство епархий, из входящих в 19 регионов, отобранных для осуществления проекта на его первом этапе, не имеют развитой практики изучения православной культуры в общеобразовательной школе. Синодальный отдел религиозного образования сейчас старается оказать всемерную консультационную, методическую помощь и поддержку этим епархиям, в которых взаимодействие епархии и органов власти в области образования не так развито, как в тех регионах, где давно ведется успешное преподавание православной культуры. Для того, чтобы распространить положительный опыт сотрудничества епархий с региональными органами управления образованием, институтами повышения квалификации учителей необходимо, прежде всего, наладить тесное сотрудничество епархий — участников проекта с Синодальным Отделом. Епархиальным отделам образования будет легче взаимодействовать между собой через структуру, координирующую и контролирующую православное образование в стране.

В октябре прошлого года Синодальный отдел провел совещание по вопросам преподавания Основ православной культуры в общеобразовательной школе в рамках эксперимента по введению новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики». В совещании участвовали представители епархий, органов управления образованием, институтов повышения квалификации учителей, Российской академии образования. Совместно удалось выработать основные методологические принципы участия Церкви в эксперименте на уровне регионов.

Для реализации церковно-государственных соглашений в регионах и контроля за их исполнением, было рекомендовано создание Координационных советов епархий и регионального органа управления образованием, а также епархиальной комиссии по проекту, назначение куратора проекта в епархии, персонально ответственного за ведение всех работ по нему и за взаимодействие со специалистами нашего Синодального отдела. Оправданным было бы заключение дополнительного соглашения между епархиями и региональными органами управления образованием по вопросам реализации данного проекта.

Епархиальная комиссия, ответственная за реализацию проекта, призвана активно участвовать в каждом этапе проекта: в отборе школ и свободном выборе в них учебных предметов духовно-нравственной направленности родителями школьников, в выборе педагогов и их подготовке с участием специалистов епархии, отработке процедуры получения ими церковной рекомендации. В каждой епархии должно быть создано методическое объединение учителей православной культуры, а при возможности и в районах (благочиниях), городах. Епархиальным комиссиям необходимо также курировать организацию курсов для педагогов, которым предстоит в ближайшее время преподавать этот предмет, и при необходимости оказать посильную помощь. В решении всех этих вопросов мы рекомендуем опираться на положения согласованного ранее на федеральном уровне Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и Епархии РПЦ. Данное соглашение было направлено в региональные органы управления образованием в 2007 г. (письмо Директора департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.И. Калины от 13.07.2007 г. № 03-1584). Реализация новых проектов, развитие государственно-церковного взаимодействия в сфере образования, преподавания православной культуры должны, безусловно, осуществляться на основе принципа преемственности, опоры на достигнутый положительный потенциал и результаты.

Епархиальные комиссии призваны контролировать ситуацию с проведением федерального эксперимента и иметь объективную и полную информацию по всем вопросам. Необходимо наладить взаимодействие со средствами массовой информации по освещению проведения экспериментального проекта, с общественностью, с другими традиционными конфессиями в регионе, участниками проекта. Очень важна организация информационно-разъяснительной работы с родителями учащихся, знакомство их с примерным содержанием предмета по православной культуре (как экспериментального курса, так и в целом по всем годам обучения), основными требованиями к знаниям и практическим умениям учащихся. Нельзя упустить из виду организацию церковного и общественного мониторинга за ходом и результатами федерального проекта на региональном уровне во взаимодействии с другими традиционными конфессиями.

Для участников совещания были подготовлены методические рекомендации с развернутым освещением всех этих и других вопросов, касающихся участия епархии в проекте. Как вы понимаете, вся эта огромная работа проводится с целью минимизировать различные риски в ходе проведения столь значимого эксперимента.

Еще раз особо хочу сказать о важности взаимодействия Синодального Отдела с епархиальными отделами религиозного образования и катехизации. Этой работе необходимо придать новый мощный импульс, вызванный настоятельной необходимостью активизировать церковно-просветительское и катехизаторское направления деятельности и, конечно же, участие или подготовку к участию в проекте введения в школах России экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики». Задачи, которые ставятся перед Церковью в сфере образования, невозможно решить без заинтересованности епархиальных отделов образования, без них Синодальный Отдел просто не сможет полноценно работать по данному проекту. Синодальный Отдел призван осуществлять общее руководство и координацию деятельности епархиальных отделов образования, и для достижения положительных результатов должна быть проявлена готовность к общению с обеих сторон.

Пользуясь случаем, хотел бы сегодня еще раз обратиться к собратьям архипастырям с почтительной просьбой: проникнуться важностью новых духовно-просветительских задач, стоящих перед нашей Церковью, которые мы просто обязаны решать в интересах православного народа, граждан нашей страны, семей, родителей, детей и при всей многогранности своих архипастырских попечений отнести очерченный круг задач в сфере образования к первостепенным и приоритетным задачам.

Особое внимание в работе Отдела будет уделено правовому обеспечению системы православного образования. Нам предстоит разработать современную правовую базу деятельности Отдела в области образования по следующим направлениям:

• церковная аккредитация православных учебных заведений;

• научно - методическая экспертиза и присвоение грифа Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви православно ориентированной учебной литературе;

• разработка типовых уставов православных учебных заведений;

• подготовка типовых форм договоров епархий с различными структурами о сотрудничестве в сфере образования, духовно-нравственной, культурно-просветительской деятельности, патриотического воспитания.

Необходимостью стало проведение юридической службой Отдела консультаций по правовым вопросам для руководителей учебных заведений, оказание необходимой помощи в составлении документов, а также проведение контроля за соблюдением законодательства при осуществлении образовательной деятельности православными учебными заведениями.

Разносторонняя деятельность Синодального Отдела образования нуждается в информационном обеспечении и общественной поддержке. Известно, что информация в современном мире играет ключевую роль, и мы придаем информационному обеспечению православного образования огромное значение. Обновлен сайт Отдела, улучшилась его структура, он стал не только интересным, современным, живым и многоцветным, но и более осмысленным и детализированным. Сайт будет развиваться и уже в ближайшее время станет источником полноценной и актуальной информации по вопросам религиозного образования в стране. Мы очень надеемся, что официальный сайт Отдела будет интересен не только специалистам в области православной педагогики, но и детям, и их родителям. Будем благодарны всем, чьи хорошие идеи и предложения смогут сделать его лучше.

В настоящее время уже налажено и будет в дальнейшем развиваться взаимодействие со средствами массовой информации, общественными и религиозными организациями для своевременного информирования общественности о важнейших событиях в области православного образования и деятельности Отдела.

Понятно, что такие масштабные общецерковные задачи Отдел религиозного образования и катехизации не сможет решить только своими силами, без взаимодействия с другими синодальными отделами Русской Православной Церкви. Мы осознаем, что многочисленные стороны церковного служения это звенья одной цепи. И чем теснее мы будем взаимодействовать, тем крепче она будет. Наше соработничество не ограничивается только рамками Рождественских чтений, в подготовке и работе которых – как никогда – в этом году принимали участие все Синодальные Отделы, за что я особо хотел бы поблагодарить их руководителей и сотрудников.

Совместно с Синодальным информационным отделом мы готовы решать общие задачи, связанные с просветительской деятельностью Церкви. Сегодня крайне важно раскрыть смысл церковной позиции по таким вопросам как преподавание религиозной культуры и этики в светских школах, объяснить необходимость поддержки духовно-нравственных традиций народа. В наших общих планах также создание просветительских и образовательных теле- и радиопередач.

Тесное рабочее взаимодействие осуществляется и с Синодальным Отделом по делам молодежи, и с Синодальным Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества, деятельность которых, так же как нашего Отдела, находится на передовой линии церковно-государственных взаимоотношений, и с Издательским Советом Русской Православной Церкви. Вместе с тем, здесь нам следовало бы наладить более полное и регулярное взаимное информирование о мероприятиях, инициативах, выступлениях с выходом на сферу образования и более тесную координацию с тем, чтобы избежать дублирования и повысить общую эффективность нашей деятельности.

В заключение своего выступления я хотел бы выразить глубокую признательность всем организаторам и участникам этого форума – прежде всего его Председателю, нашему Великому Господину и Отцу — Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, за его высокое Первосвятительское внимание и каждодневное попечение, а также архипастырям, пастырям, мирянам, государственным и общественным деятелям, ученым, педагогам, воспитателям, наставникам подрастающего поколения, совершающим свой каждодневный, великий и благородный нравственный подвиг, и, молитвенно желая всем нам добрых и полезных результатов от трудов, испросить на них благословение Святейшего Владыки: благословите и помолитесь о всех нас, Ваше Святейшество!

Благодарю за внимание.

Епископ Зарайский Меркурий

26 января 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×