Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.

«Многие клирики и миряне Южно-Американской епархии изолированы от остальной Церкви»

Беседа с Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Иларионом Восточно-Американским и Нью-Йоркским

Митрополит Иларион. Фото: Г.Балаянц / Православие.Ru
Митрополит Иларион. Фото: Г.Балаянц / Православие.Ru
– Ваше Высокопреосвященство, когда Вы впервые посетили Латинскую Америку?

– Мое знакомство с латиноамериканским регионом произошло в 1987 году. Южно-Американской епархией тогда управлял епископ Иннокентий (Петров; 1902–1987). У него была интересная жизнь. Владыка Иннокентий сражался в Гражданской войне, участвовал во взятии Екатеринбурга в июле 1918 года. Он побывал в печально известном доме Ипатьева вскоре после расстрела государя Николая II и его семьи. В 1948 году Иван Петров – так звали владыку в миру – перебрался в Аргентину. В 1957 году стал иереем, отцом Иоанном. После смерти архиепископа Буэнос-Айресского и Аргентинско-Парагвайского Афанасия (Мартоса; 1904–1983) принял монашество и возглавил осиротевшую епархию.

Основное время епископ Иннокентий проводил в Асунсьоне (Парагвай), поэтому-то Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Виталий (Устинов; 1910–2006) и направил меня в Аргентину. Поездка вспоминается мне приятной и светлой. Наиболее ярким впечатлением была церемония переименования одной из улиц аргентинской столицы в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Вместе с настоятелем Свято-Троицкого храма в Буэнос-Айресе протоиереем Валентином Ивашевичем я ездил в провинцию Мисьонес, где Зарубежная Церковь располагает двумя приходами. Будучи в гостях у пожилого украинца дона Хуана, который выращивал чай мате, мы попробовали этот напиток, передавая по очереди калебас – специальный сосуд с металлической трубочкой (бомбильей). В городе Трес-Капонес за обедом женщины пели национальные украинские песни, что мне напомнило детство, проведенное среди украинских эмигрантов.

Помимо Аргентины, я нанес визит в Бразилию, Чили, Парагвай и Уругвай. В Сан-Пауло служил во многих храмах. В Сантьяго меня сопровождал настоятель Свято-Троицкого Богородице-Казанского храма архимандрит Вениамин (Вознюк). Он показал мне дом архиепископа Леонтия (Филипповича; 1904–1971), правящего архиерея Чилийско-Перуанской епархии в 1953–1969 годах, и подарил его облачение, изготовленное из японского шелка и расшитое цветами. В Асунсьоне я сослужил с владыкой Иннокентием в Покровском храме, а в Монтевидео совершил литургию в Воскресенской церкви – единственном русском храме в Уругвае.

– В какой период своей истории, на Ваш взгляд, Южно-Американская епархия достигла наибольшего расцвета?

– Время расцвета епархии длилось довольно долго. В 20-х годах прошлого века, когда в Новый Свет хлынул поток беженцев из большевистской России, повсеместно началось строительство православных храмов. В 1960-х годах в Латинской Америке действовали четыре архиерейские кафедры: Аргентинско-Парагвайская, Бразильская, Чилийско-Перуанская и Венесуэльская. Интересно, что митрополит Виталий (Устинов), Первоиерарх РПЦЗ в 1985–2001 годах, в первой половине 1950-х годов был епископом Монтевидеоским, викарием Сан-Паульской и Бразильской епархии. Он основал в Сан-Пауло монастырь преподобного Иова Почаевского, устроил приют для мальчиков, открыл типографию.

Дни России в странах Латинской Америки. Венесуэла, Каракас, 23 октября 2008 г. Фото: М.Родионов / Православие.Ru
Дни России в странах Латинской Америки. Венесуэла, Каракас, 23 октября 2008 г. Фото: М.Родионов / Православие.Ru
– Как Вы оцениваете современное положение епархии?

– Южно-Американская епархия находится в глубоком кризисе. Тому есть свои причины: нехватка духовенства, редкость богослужений, отсутствие у прихожан, особенно в провинции, необходимых церковных знаний. Все это привело к неутешительным последствиям. Например, в Парагвае десятки россиян вступили в брак с католиками и теперь ходят в католические храмы. К счастью, они не забывают своих корней и, когда выдается возможность, посещают православные службы.

Проблему кадров священнослужителей решить непросто. Семинарию при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле окончили десятки выходцев из Латинской Америки, однако большая их часть поселилась в США. Конечно, в Зарубежной Церкви есть желающие служить в Южно-Американской епархии, но одни из них не владеют испанским или португальским, а другие не знают русского и, соответственно, церковнославянского языков.

В январе 2010 года мы понесли тяжелую утрату: умер молодой священник отец Родион Арагон, который недавно был рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем Богородице-Владимирского прихода в Сан-Хосе, столице Коста-Рики. До него священники Русской Православной Церкви не жили в Коста-Рике постоянно. Теперь тамошние прихожане вновь остались без пастыря.

Дни России в странах Латинской Америки. Чили, Сантьяго, 9 ноября 2008 г. Фото: М.Родионов / Православие.Ru
Дни России в странах Латинской Америки. Чили, Сантьяго, 9 ноября 2008 г. Фото: М.Родионов / Православие.Ru
– Может быть, кризис епархии – зеркальное отражение трудностей, переживаемых русской диаспорой?

– Безусловно, это взаимосвязано. В 1987 году я застал русскую колонию в непростой момент. Ее численность значительно сократилась. Сотни россиян из-за материальных проблем уезжали в другие края, прежде всего в США. Увядали организации соотечественников. Практически свелось к нулю издание русскоязычных газет и журналов. Перестали выходить книги. С тех пор мало что изменилось.

Но, несмотря ни на что, русские люди не теряют твердость в вере. Большую надежду в меня вселяют новые поколения. В дни своего первого визита в Буэнос-Айрес я встречался с русской молодежью, и увидел, что она стремится проникнуться русской духовной традицией, больше узнать о Русской Православной Церкви. Молодые люди прекрасно понимают, что единственное место, вокруг которого они могут сплотиться, – православный приход. Я поделился с ними своими мыслями на этот счет. Прошло несколько лет, и в Сан-Пауло собрался первый Южноамериканский съезд русской православной молодежи.

– Южно-Американская кафедра вдовствовала три года с момента кончины епископа Александра (Милеанта; 1938–2005). В июне 2008 года в Буэнос-Айрес был назначен владыка Иоанн (Берзинь), получивший титул епископа Каракасского, а позднее и Южно-Американского. Какие перемены произошли в епархии за время его служения?

Дни России в странах Латинской Америки. Буэнос-Айрес, Аргентина, 1-2 ноября 2008 г. Фото: М.Родионов / Православие.Ru
Дни России в странах Латинской Америки. Буэнос-Айрес, Аргентина, 1-2 ноября 2008 г. Фото: М.Родионов / Православие.Ru
– Само присутствие архиерея чрезвычайно важно. Вследствие преклонного возраста и болезни митрофорного протоиерея Владимира Скалона, единственного священника Воскресенского кафедрального собора в Буэнос-Айресе, епископ Иоанн регулярно совершает богослужения в этом храме. Молитвы владыки укрепляют духовные силы его прихожан.

В сентябре 2009 года пришло известие, что аргентинские власти встали на сторону Воскресенской общины в имущественном споре с группой лиц, ушедших в раскол после восстановления в 2007 году канонического общения внутри Русской Церкви. Раскольники пытались изменить устав Русской православной ассоциации в Аргентине, выступающей как юридическое лицо Зарубежной Церкви, с целью захватить ее собственность. Они сместили с поста председателя ассоциации протоиерея Владимира Скалона и ввели в ее состав новых членов. Отец Владимир и протоиерей Игорь Булатов, настоятель Покровского и Свято-Гермогеновского храмов в пригороде Буэнос-Айреса, подали жалобу на раскольников в Министерство юстиции Аргентины. В результате двухлетней тяжбы генеральный инспектор юстиции восстановил отца Владимира в должности и объявил недействительными решения собраний ассоциации, вынесенные в 2007–2008 годах.

– Чем вызвано неприятие большинством приходов Русской Зарубежной Церкви в Латинской Америке Акта о каноническом общении с Московским Патриархатом?

– Многие клирики и миряне Южно-Американской епархии изолированы от остальной Церкви. Они мало интересуются происходящим на исторической родине и живут устаревшими представлениями о Московском Патриархате. В этом кроется причина того, что более половины южноамериканских приходов вышли из подчинения священноначалию и примкнули к так называемому Временному высшему центральному управлению Русской Зарубежной Церкви во главе с «епископом» Агафангелом (Пашковским), запрещенным во служении нашим Архиерейским Синодом и лишенным епископского сана. В безвыходной ситуации оказались прихожане в Сан-Пауло: они вынуждены окормляться у раскольников, поскольку канонических приходов в этом городе просто нет.

– Какие Вы видите пути уврачевания церковного разделения?

– Главный путь – молитва о тех, кто отделился от церковной полноты. Раскольники должны научиться следовать постановлениям, принимаемым единой Церковью по внушению Святого Духа. По моему мнению, в скором будущем заблудшие братья осознают, что пребывание в расколе – духовный тупик.

– Насколько усугубило раскол появление у неканонической «Южно-Американской епархии» своего «архиерея» – «епископа» Григория (Петренко)?

– Думаю, ничего существенно не изменилось. «Епископ» Сан-Паульский и Южно-Американский Григорий не относится враждебно к Русской Зарубежной Церкви. Он занимает выжидательную позицию, и я молюсь, чтобы Господь указал ему правильный путь.

– Какое значение имели Дни России в Латинской Америке, прошедшие в октябре-ноябре 2008 года?

– Для всех участников это было очень значимое событие. Архиереи и священники из России познакомились с бытом приходов Зарубежной Церкви. Русскоязычная диаспора впервые молилась за богослужениями, совершаемыми сонмом священнослужителей двух ветвей Русской Церкви. Тысячи латиноамериканцев посредством выставки «Православная Россия», концертов хора московского Сретенского монастыря и общения с православными священниками приобщились к богатствам русского Православия.

– Как развиваются отношения Русской Зарубежной Церкви с христианскими Церквями региона?

– В Латинской Америке у нас сложились хорошие, добрососедские отношения с инославными Церквями. Там преобладают римо-католики, и мы не можем игнорировать Католическую Церковь. Однако Зарубежная Церковь исключает какие-либо экуменические инициативы и совместные моления.

– Поддерживаете ли вы связи с органами государственной власти стран Латинской Америки?

– Да, Русская Зарубежная Церковь по мере необходимости контактирует с государственными структурами. В ходе Дней России в Латинской Америке церковную делегацию принимали первые лица ряда стран. Но в основном мы сотрудничаем с посольствами и консульствами России, которые неизменно оказывают нам содействие.

С Восточно-Американским и Нью-Йоркским митрополитом Иларионом
беседовал Мигель Паласио

22 апреля 2010 г.

Рейтинг: 8.4 Голосов: 24 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал)
Мигель Паласио

Новые материалы

Выбор читателей

×