Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

Доктор исторических наук Наталия Нарочницкая: Византия была намеренно изъята из европейского исторического сознания

Недавно на российском телевидении состоялся показ документального фильма наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) "Гибель империи". Своими впечатлениями от этой работы в интервью обозревателю портала "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову поделилась президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Наталия Нарочницкая.

Фильм "Гибель империи" панорамно показал общее движение человеческой истории - то, что современный человек не хочет видеть. К сожалению, нынешний человек видит только поверхность этого фильма, желая оградить себя от бремени ответственности за свои поступки в историческом срезе. Сегодняшний человек предпочитает видеть тот маленький пунктир зигзага, на котором сам находится, и не знать, куда течет эта извилистая река истории в целом. Фильм напоминает нам о нашей праматери Византии, которая была намеренно изъята из исторического сознания не только советского, русского человека, но и вообще из европейского исторического сознания.

Для либералов, которые подняли визг по поводу этого фильма, невыносима сама концепция, что целью и стержнем человеческой истории являются вещи, связанные с верой, гармонией между личным и общим философским смыслом человеческой исторической жизни. Сегодняшний либерал утверждает, что автономность человеческой личности от веры, религиозных, нравственных, национальных, семейных ценностей - это и есть задача человечества и движущая сила. Наоборот, человек в этом случае перестает понимать, как сопрягается его личная жизнь с общим движением.

Этот фильм полезный и на самом деле достоверный, хотя в любом подобном фильме есть известная схематичность. Но наш либерал предпочитает спорить по каким-то деталям: вот, дескать, взяли то из этого века, из другого, потому что сама концепция им невыносима - как это, не Запад светоч, а что-то иное!

В фильме нет лести в отношении Византии, в нем показано, какие у нее были жизненные силы и как она сама их растеряла, потеряла в них смысл, и это ее и разрушило, а другие этим воспользовались. Совершенная правда и то, что именно Византия вплоть до середины второго тысячелетия была культурной митрополией мира, а Западная Европа, где короли мылись два раза в жизни - при рождении и при положении во гроб, была не просто провинцией, а задворками этой цивилизации. А в Византии были утонченные в историческом сравнении манеры, развита культура быта, архитектура, торговля, сложно пошитая одежда. Все это правда, как правда и то, что после падения Византии вся интеллектуальная мысль переместилась в Западную Европу, что послужило огромным толчком к развитию ее науки, культуры, цивилизации. Европа ведь сильно отставала. Те материальные влияния, которые Запад себе обеспечил за счет грабежа Византии и Южной Америки, недооценивают: они по своим масштабам сравнимы со столетним поступательным естественным развитием.

Главная мысль фильма заключается в том, что никакие технологии, никакая наука и внешняя развитость не могут удержать от упадка, если разрушен внутренний стержень, связь между личным и общим, гражданское чувство, понимание того, что есть грех и добродетель, если произошло разложение элиты, которая перестает осознавать себя частью нации.

В фильме и Запад может увидеть предупреждение, потому что то же самое происходит с западной цивилизацией, которая тоже имела импульс, великую культуру, основанную на пламенном утверждении Христовой истины, на борьбе добра и зла. Отсюда монологи Макбета и Гамлета, героя Шиллера. И куда это все пришло, если для человека сейчас главное - это выбор зубной пасты, и родина там, где ниже налоги. Они поэтому и бессильны перед мигрантами - вовсе не потому, что тех много, а потому, что нет своих ценностей.

Нет в фильме лести и нашему государству - наоборот, такое смелое и дерзкое замечание прозвучало, что даже отдельные ответственные и созидательные правления при утере общего стержня и разложения элиты могут остаться в истории как отдельные созидательные правления, и не более того.

Источник: Интерфакс-Религия

6 февраля 2008 г.

Рейтинг: 7 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×