Руководитель информационной
службы Псковской епархии протоиерей Андрей
Таскаев прокомментировал ситуацию,
сложившуюся в Псковской епархии и связанную с
именем протоиерея Павла Адельгейма,
настоятеля псковского храма Жен
Мироносиц.
«Уже несколько лет продолжается противостояние в храме Жен Мироносиц настоятеля с клиром и приходом. Это недовольство клиром, Архиереем вылилось в явное противостояние отца Павла Адельгейма Правящему Архиерею. К большому сожалению, священник, полагая себя пострадавшей стороной, выбрал в судьи не Священный Синод, что определено правилами нашей Святой Церкви, а средства массовой информации, куда в течение многих лет протоиерей Павел Адельгейм обращается с клеветническими выпадами в адрес Архиепископа Евсевия. На днях Правящий Архиерей получил письмо от прихожан храма Жен Мироносиц, которое мы публикуем. Но добавим, что все три священника, бывшие клириками в Мироносицком храме, не выдерживали служения рядом с отцом настоятелем и переводились на другие приходы, а самого отца Павла, в бытность его настоятельства в Димитриевском храме Пскова, за реформаторские привязанности прихожане вывели из храма под руки.
«Ваше Высокопреосвященство! Высокопреосвященнейший Владыко Евсевий!
Мы, прихожане храма Жен Мироносиц, вынуждены обратиться к Вам, уважаемый Владыко, с надеждой на то, что Вы разрешите наше недоумение, которое связано со следующим случаем, происшедшем в храме Жен Мироносиц 7 января. Одна женщина пришла в храм на праздничную Литургию с сыном (10 лет) причаститься и удивилась: было немного народа. Обычно при служении священника Владимира Будилина собирается много верующих, потому что батюшку уважают, ценят его молитву и его некоторое истовое служение. Он много и подолгу исповедует, помогает людям. Мы об этом пишем, потому что сами исповедовались у отца Владимира. 7 января, увидев, что отец Владимир не служит, она спросила у отца Павла: «Здоров ли отец Владимир?» На что получила ответ в резкой и грубой форме, который потряс ее. Такой ответ услышать от священника она не ожидала, потому что понятия не имела, что происходит в храме. Она простая обычная прихожанка. В Мироносицком храме отец Владимир крестил ее и ее детей. После этого случая ей дали прочитать статью об отце Павле в газете «Псковская губерния», и она снова, как и все мы, была потрясена тем положением, которое сложилось в храме. В этой статье всех смутило многое. Простите, Владыко, но все-таки нам кажется, что оценивать деятельность священника никто из нас не вправе, как это делает автор статьи В. Яковлев. Мы думаем, что выносить церковные проблемы на суд читателей тоже нельзя, ведь у священника есть Священный Синод, есть Патриарх, есть Епископ. Разве можно обращаться через газету к людям, которые не могут знать и понимать жизни Церкви и не сочувствовать ей? Владыко, просим Вас понять наш вопрос. Отца Владимира в храме любили прихожане. На его служении Литургии собиралось много верующих, причастников, почему сейчас два священника враждуют, а как быть нам, как понимать это? И все-таки мы думаем, что любовь паствы к священнику определяется не только качеством его проповедей и его богословским знанием, а той любовью, с которой он совершает богослужение и любит своих прихожан. И это все есть в отце Владимире Будилине, о чем говорит то количество народа, которое бывает на его службах. Нам и страшно и горько, что такое произошло в нашем храме, когда два священника стали врагами и просим, Владыко, Ваших святых молитв и разрешить наше недоумение, оставив отца Владимира в нашем храме».
Письмо подписано 38 прихожанами храма Жен Мироносиц.
Письмо священника храма Жен Мироносиц, которое мы опубликовали, тоже выплеснувшаяся боль, копившаяся годами. Священник прослужил в храме десять лет клириком и более не смог, оказался в тяжелом физическом и моральном состоянии.
Поведение отца Павла можно объяснять человеческой грешной природой, когда многие из нас бывают недовольны президентом, губернатором, мэром, начальниками, жизнью ... Но Церковь - это не место для выражения недовольства священником, любого недовольства - личного ли, связанного с психологическими проблемами, а, тем более, недовольства, связанного с неприятием правил и канонов Русской Православной Церкви, что было прямо выражено в книге, написанной отцом Павлом. Это недовольство отца Павла выплеснулось на страницы средств массовой информации, в Интернет и стало публичным. Он - обвинитель Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, а персона отца Павла Адельгейма стала у светских людей предметом обсуждения в Интернете, как пострадавшего от Архиерея священника Псковской епархии.
Разве возможно священнику для доказательства своей правоты выбирать в судьи газету или Интернет? Немало лет отец Павел пишет в прессу, подкрепляя свои претензии к Владыке Евсевию цитированием Священного Писания, Правящий Архиерей - постоянный предмет его клеветнической критики. Но Архиерей молчит. Более того, не запрещает священника за его своеволие и бунт, как нарушающего иерархические каноны Церкви, потому что Правящий Архиерей уважает возраст отца Павла, многолетнее служение у престола, его инвалидность. Но это принимается отцом Павлом как слабость Владыки, и он усиливает свою клеветническую риторику в адрес Архиепископа Евсевия. Еще царь Давид просил: «Избавь меня, Господи, от клеветы человеческой» (Пс., 118). Клевета - единственное оружие, против которого нет защиты ни у простого мирянина, ни у Архиерея, ни у Патриарха, от клеветы невозможно очиститься и оправдаться, поэтому наш Правящий Архиерей молчит.
Владыка Евсевий поставлен Русской Православной Церковью на псковскую кафедру окормлять, руководить Псковской епархией. Он имеет полную власть в Псковской епархии, и если отцу Павлу что-то не нравится в деятельности нашего Владыки, у него есть право писать в Священный Синод, на Архиерейский собор, а если отца Павла не устраивают правила нашей Русской Православной Церкви, тогда ему надо снять с себя рясу и честно написать в газетах: мне не нравятся правила и каноны Русской Православной Церкви. Но он поступает по отношению к Архиерею, как обычный, недовольный своим начальником, подчиненный, и пишет на него публичные доносы. Святая Церковь строго иерархична, и серьезные спорные вопросы, особенно богословского толка, обсуждаются и разбираются на Архиерейском соборе, на Священном Синоде. Никому из законопослушных граждан России не придет в голову поддерживать человека, идущего против государственных норм и законов, или военного, принявшего присягу, и не выполняющего приказы. Непослушание священника Епископу, Правящему Архиерею абсолютно невозможно в Церкви. Отец Павел поступает как офицер, изменивший присяге, что говорит о сильном светском духе его натуры, его диссидентском, бунтарском настрое, чему можно только посочувствовать. Он забывает о своей ответственности перед Богом и не сомневается в своей правоте, воюя с Архиереем и церковными канонами.
Гордыня священника гораздо опаснее гордыни мирянина, потому что он - пастырь и ведет за собой людей, а духовную прелесть трудно искоренить, почти невозможно, потому что эту духовную проблему трудно вычленить как грех, увлекаясь борьбой за свою правду. Гордыня священника наносит колоссальный вред не только самому пастырю, но и репутации Церкви в обществе.
Наш Архиерей миролюбивый человек, и подходит к проблеме отца Павла по-человечески, не запрещает его в служении. Но встречаться с отцом Павлом Владыка отказывается, пока сам священник принародно не покается, не откажется от своей клеветы в адрес Архиерея и нашей Церкви через те же газеты, в которых он писал не один год свои обличительные письма в адрес Правящего Архиерея. Информационная служба Псковской епархии просит общественность не делать поспешных выводов в этом конфликте, который сложен и не всем может быть понятен, потому что это конфликт внутри Церкви и одновременно внутри человеческой бунтующей натуры. Постулаты отца Павла отнюдь не непререкаемы, потому что отец Павел давно уже живет в одиночестве своей самовольной автономной церкви, забывая, что: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин, 13:34).