Мнения святых отцов Церкви о ворожбе, гадании, заговорах и чародеях.
Преподобный Ефрем
Сирин: «Остерегайтесь
составлять зелия, ворожить, гадать, делать
хранилища (талисманы) или носить сделанные
другими: это не хранилища, но узы».
Святитель Иоанн Златоуст: «Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления».
Святитель Иоанн Златоуст: «Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души».
Святитель Василий Великий: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами».
Святитель Григорий
Нисский: «У плотолюбца в
настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее,
чтобы избежать бед или достигнуть желаемого.
Потому, чтобы люди не обращали взор к Богу,
исполненное обмана демонское естество изобрело
многие способы узнать будущее: например, гадание,
толкование знамений, прорицания, вызывание
мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения,
карты и многое другое. И если какой-нибудь род
предвидения, вследствие какого-либо обмана,
признан истинным, демон представляет его
обольщенному в оправдание лживого предложения. И
на всякую ложную примету демонское ухищрение
указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от
Бога, обратились к служению демонам. Одним из
видов обмана был и обман чревовещателей, в которых
верили, что их чародейство может души умерших
снова привлекать в здешнюю жизнь».
Святитель Иоанн
Златоуст: «Добровольно не
прибегайте к гадателям, но если вас привлекают к
этому другие, и тогда не соглашайтесь... Человек
всегда желает знать невидимое, особенно желает
заранее знать о своих несчастьях, чтобы вследствие
неожиданности не впасть в замешательство... Но
если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны
расположения и милости Божией, и этим приготовите
для себя многочисленные бедствия».
Святитель Иоанн Златоуст: «Гадатель - это злой демон, который говорит из чрева женщин чревовещательниц и этим странным действием старается ложное сделать достоверным; говорит же он не естественным образом, а из живота, и этим людей невежественных повергает в изумление, заставляя поверить, что он говорит истину».
Святитель Иоанн
Златоуст: «Что, например,
значит гадание по звездам? Не что иное как ложь и
путаница, при которых все происходит наугад и не
только на глаз, но и бессмысленно».
Афонский
Патерик: «Один монах случайно
увидел гадательную книгу и, из любопытства
разбирая тайны сатанинского гадания, невольно
увлекся ими. В одну ночь перед ним встал черный
человек исполинского роста и сказал: «Ты
меня призывал вот я. Что тебе угодно, я все
исполню, только поклонись мне».
«Господу Богу моему поклоняюсь и Ему Единому
служу!» - ответил монах. «Зачем же
призывал меня, узнавая мои тайны?». С этими
словами сатана сильно ударил монаха по щеке и
исчез. От боли и страха инок проснулся. Щека его
распухла и почернела так, что страшно было
смотреть. С каждым днем боль усиливалась, а
опухоль совершенно обезобразила инока. Об этом
узнал преподобный Дионисий и сразу пришел к
несчастному. Помолившись Господу и Божией Матери,
святой Дионисий помазал инока елеем. Тот исцелился
и прославил Бога».
Лавсаик: «Один египтянин предался страсти к благородной женщине, которая была замужем. Не сумев обольстить ее, египтянин пришел к чародею и говорит ему: «Или заставь ее любить меня, или сделай так, чтобы муж ее бросил». Чародей взял с него хорошую плату и употребил все свои чары и заклинания. Но, не сумев возбудить любви в ее сердце, он сделал так, что всем, кто смотрел на нее, она казалась лошадью. Муж ее, придя домой, ужаснулся и повел жену к святому Макарию Египетскому. Авва Макарий благословил воду, облил ею женщину с головы до ног и чары тотчас разрушились. Святой Макарий сказал ей: «Никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин. Несчастие случилось с тобой оттого, что ты уже пять недель не приступаешь к пречистым Тайнам Спасителя нашего»».
Пролог в поучениях: «Жил в Царьграде вельможа, имевший единственную дочь, которую хотел посвятить служению Богу. Диавол же возбудил в одном из слуг страсть к ней. Слуга, желая жениться на ней, пришел к чародею просить совета. Чародей свел его с сатаной, который спросил: «Веруешь ли в меня, отрекаешься ли от Господа Христа?» И получив положительный ответ, приказал юноше написать отречение на бумаге. Юноша исполнил повеление. А сатана возбудил в девице страсть к юноше. Девица вынудила отца выдать ее замуж за этого слугу. Когда же ей стала известна причина ее страсти, она ужаснулась и убедила мужа пойти к святому Василию Великому. Святой, получив полное признание от юноши, удалил его в одну из келлий и заповедовал ему молитву и пост. И сам стал молиться за юношу. Прошло несколько дней. Святой Василий спросил его, как он себя чувствует. «Нахожусь в великой беде, отче, ответил юноша, бесы совершенно не дают мне покоя!». Святой ободрил несчастного, перекрестил его и оставил одного. Прошло сорок дней, юноша сказал: «Слава Богу, отче, ныне я видел себя победившим диавола». После этого святой Василий собрал весь клир церковный и множество христиан и провел с ними всю ночь на молитве. На другой день юношу привели в церковь с пением псалмов. Тут диавол со страшной силой напал на него, и он стал кричать: «Святитель Христов, помоги мне!». Святитель сказал диаволу: «Неужели тебе недостаточно твоей погибели, еще и других мучаешь!». Диавол ответил: «Обижаешь меня, Василий! Не я пришел к нему, а он ко мне. И его отречение, которое у меня в руке, я покажу общему Судие!». Святой Василий сказал: «Благословен Господь мой! Не сведут к земле все эти люди простертых к небу рук до тех пор, пока не возвратишь мне рукописи юноши!». И, обратившись к народу, повелел поднять руки к небу и молить со слезами: «Господи, помилуй!». Народ исполнил повеление Святителя. И вдруг, к изумлению всех, из-под церковного купола слетело рукописание грехов юноши. Святой Василий взял его и спросил юношу, его ли это отречение. И, уверившись в этом, разорвал рукописание, ввел юношу в церковь и причастил его».
Волоколамский патерик: «Брат преподобного Иосифа Волоколамского, отец Вассиан (впоследствии архиепископ Ростовский) передал рассказ одного крестьянина: «Долгое время я был тяжело болен, всегда молился и призывал на помощь святого великомученика Никиту. Родственники советовали мне пригласить чародея. Но я отказался и продолжал усердно просить святого Никиту о помощи. В одну ночь слышу, двери дома отворились и входит светлый муж, обращаясь ко мне со словами: «Встань и выйди ко мне» - «Не могу, господин мой, я расслаблен»,- ответил я. Он повторил: «Встань!» И вдруг я почувствовал себя здоровым, вскочил с постели и поклонился Пришельцу. Когда я вставал с земли, то увидел черного человека с огненным мечом в руке. Он хотел ударить меня, но светоносный муж остановил его: «Не его, но тех кто ходил к чародею». Черный человек исчез. Я спросил Пришельца: «Кто ты»? И услышал в ответ: «Я мученик Христов Никита и послан Христом исцелить тебя за то, что ты не согласился призвать чародея, но возлагал надежду на Бога. И вот Бог прилагает к твоей жизни еще 25 лет». После этих слов мученик стал невидим. С теми же людьми, которые посещали чародея, случилось несчастье: ночью их умертвил тот черный человек с огненным мечом».