В настоящее время с помощью компьютерных систем осуществляется ведение документации, обеспечивается электронная почта, связь с банками данных. Сети машин охватывают пользователей, расположенных в одном учреждении или находящихся в различных регионах мира. Компьютеры управляют робототехникой на производствах; ускоряют расчеты с покупателями в супермаркетах; обрабатывают банковские операции; драматически расширяют возможности конструктора; отслеживают состояние больного в госпитале; помогают ловить преступников; незаменимы в области современного дизайна и графики, кинематографе и фотографии; входят в наш домашний быт как сердце «электронного дома», как средство общения через интернет и самовыражения, центр развлечений. Так ли безоблачно для человечества столь интенсивное сращивание с машиной? Какую угрозу несут нам гудящие и жужжащие системные блоки под нашими рабочими столами? Эта опасность называется «компьютерная зависимость» и выражается наиболее ярко в маниакальной увлеченности компьютерными играми, а также в «интернет-зависимости».
Что касается компьютерных игр, то достаточно зайти на русский сервер суперпопулярной игры LineAge (на жаргоне «Линейка») и посмотреть доступную статистику игроков – впечатляет.… Например, игрок CEYLARMUN провёл внутри игрового мира почти 500 суток реального времени; игрок DevilsToy – 415, а занимающая последнюю строку среди первой сотни ветеранов Bebi – 122 дня своей жизни. Причем за этими сухими цифрами стоят, как правило, искалеченные судьбы. Геймеров привлекает возможность создать альтенативного online персонажа, уйти от сложностей реальности в иллюзорный виртуальный мир, который со временем становится все ярче и привычнее благодаря исключительно высокой графике и продуманности геймплея; стать героем и полубогом, реализовать себя на бескрайних равнинах сказочного мира… Играть сутками можно и offline, т.к. практически любая компьютерная игра предоставляет возможность увлекательного режима «одного игрока».
С духовной точки зрения, на мой взгляд, увлечение играми есть прежде всего чудовищная потеря времени, того самого времени, которое нам выделено на развитие личности, на общение с Богом и покаяние. Нельзя не сказать и о развитии жестокости и бездушности в человеке, который только за одно командное сражение в сети расстреливает без всякой жалости ради очков десятки виртуальных образов живых людей. Да и режим «один игрок» отнюдь не способствует развитию гуманности и сострадания в геймере, достаточно вспомнить такой хит игростроения как «Dark Messiah Of Might`n`Magic», где игроку предлагалась возможность стать настоящим гурманом самых изощренных убийств, по ходу игры превратиться в демона, а затем и вообще отдать свою душу дьяволу, было бы желание. Кстати, любая игра в жанре «фэнтэзи» густо замешана на магии, крови; также абсолютно небиблейской системе устроения мира и иногда требует от игрока (например, «Oblivion») поклонения демонам и принесения жертв на виртуальных алтарях, что с точки зрения Христианства просто возмутительно. Родители должны четко осознавать, что слабохарактерный, не имеющий должной силы воли изнеженный ребенок не сможет противостоять фотореалистичной графике и увлекательному сюжету, будет рано или поздно увлечен водоворотом интереснейших внутриигровых событий и предпочтет бытие бога виртуального сказочного мира прополке огорода с любимым дедушкой… Зачастую маниакальная увлеченность играми сопровождается психическими расстройствами, изменением характера в худшую сторону, скандалами с родственниками, растратой немалых средств (например, на эксклюзивную экипировку своего виртуального персонажа), преступлениями и даже убийствами, а также настоящей смертью от истощения у экрана (недавно такой случай произошел в Китае).
Удивительно, но факт: по статистике ESA средний возраст «заядлого» игрока составляет 33 года, по данным BBC – 28, а вовсе не 15 – 16 лет, как это можно было бы предположить. Косвенно эти данные подтверждаются тем, что главные герои большинства культовых шутеров (в виртуальные тела которых воплощается игрок) далеко не дети, что свидетельствует об определенной целевой направленности игры. Конечно, не все геймеры болезненно зависимы, но что заставляет взрослого мужчину вечерами напролет, настороженно озираясь, бродить с монтировкой наперевес по ЗD закоулкам? Предположу, что нехватка адреналина и мужественности в реальной жизни… Время для подвига и мужского самовыражения есть всегда (достаточно попробовать ратоборство с абсолютно реальными духами тьмы при исполнении Евангельских заповедей), однако, проще и увлекательнее распилить рисованной бензопилой рисованную же тварь, чем критично взглянуть на самого себя и сделать правильный вывод.
В понятие «интернет – зависимости» обычно включают киберсексуальную, информационную зависимости; также навязчивую потребность в азартных online играх, покупках, аукционах и пристрастие к знакомствам в сети. В августе 1997г. появился даже медицинский термин: патологическое использование Интернета (Pathological Internet Use), на сегодня это официально признанный диагноз психического расстройства.
Киберсексуальная зависимость есть непреодолимая потребность к постоянному посещению порносайтов и занятиям виртуальным сексом, как правило, анонимно. Что касается порносайтов, исполненных всеми мыслимыми и немыслимыми видами разврата, то «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5. 28), а «блудники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6. 9-10)
В этой связи невозможно не упомянуть такую форму общения как чат, основная функция которого есть обретение человеком иной, виртуальной формы существования. Изумительно точно определен чат как карнавал в потрясающей работе Вадима и Елены Нестеровых «Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов». Процитирую это достойное исследование: «Чат карнавален по своей сути. Как и карнавал, … чат – это отрицание реальной жизни, реальных статусов, общепринятых норм общения, да и, в определенной мере, просто реальных людей. Это игра условностей и условных персонажей…Собственно, часто нельзя говорить о том, что в чатах общаются реальные люди, в чатах живут созданные ими образы… По сути, чат – это пьеса, разыгрываемый без всякого сценария актерами-импровизаторами с постоянной сменой действующих лиц, так как это представление не знает разделения на исполнителей и зрителей». Переходом в иную, виртуально-карнавальную плоскость является смены реального имени на никнейм, при этом человек как бы отрекается от самого себя и надевает маску образа. Как любой средневековый карнавал, популярный чат безумен и абсолютно аморален. Основные занятия чатлан – сексуальные утехи друг с другом, смех, обсуждение музыки и чревоугодия всех видов.
Чат не знает времени и географии, не знает идентификации и морали, карнавален и реален: вот почему некоторые индивидуумы проводят до 18 часов в сутки в этом странном фееричном киберпространстве хаоса и какофонии.
Отдельного разговора заслуживает пристрастие к знакомствам в сети. Завсегдатаями сайтов знакомств становятся люди, для которых цель – ничто, движение и общение – всё. Им нравится примерять маску анонимности, отыгрывать без опасений отрицательные стороны своей личности, как Зорро появляться и исчезать в любой момент времени, раскрепоститься от любых форм морали и устоев общества. Такие индивидуумы заводят странички сразу на нескольких сайтах знакомств и морочат там по вечерам головы другим посетителям, представляясь то прекрасной женщиной, то успешным мужчиной судя по настроению. Эта свобода быть кем угодно (и не быть за это порицаемым от общества) и есть наркотик, создающий зависимость.
Информационная зависимость тоже занимает своё достойное место в уродливом пантеоне злоупотреблений компьютером. Основная опасность – перегруз новостями, стресс избыточных данных и колоссальная потеря драгоценного времени (жизнь нам даётся один раз: «человекам положено однажды умереть, а потом Суд» (Евр. 9:27)) в результате непреодолимой тяги к поиску (в т.ч. и ненужной) информации в сети, бессмысленный серфинг.
Также отдельного разговора заслуживает блогосфера. Блог — это сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре?менной значимости. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны или доступны хотя бы определённому множеству пользователей Сети. Это определяет и отличия блоговых записей от дневниковых: первые обычно предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором. К сожалению у некоторых пользователей возможность поделиться своими мыслями с сообществом превращается со временем в бытовой эксгибиционизм, когда любое внутрисемейное движение выносится на всеобщее обозрение и со смаком оценивается благодарными вуайеристами из френдленты.
Фактически определение интернет – зависимости формулируется так: это навязчивое желание войти в сеть, находясь off-line, и неспособность выйти из сети, будучи on-line.
По данным различных исследований, зависимыми от компьютера являются до 10% пользователей, как правило, это мужчины в возрасте от 16 до 40 лет не имеющие семьи и детей, с трудом адаптирующиеся в обществе, либо имеющие сексуальные проблемы, алкогольную или наркотическую зависимости. Впрочем, стать зависимым может любой.
Осознание проблемы есть первый шаг к выздоровлению. Если человек не признаётся сам себе и окружающим, что болен, излечение будет невозможно. Поэтому первый шаг женщины, возмущенной тем, что её супруг все вечера напролет просиживает за «железным другом», не обращая никакого внимания на семейные дела и проблемы, состоит в том, чтобы аккуратно с Божьей помощью привести его к осознанию, пониманию данного расстройства. Кроме того, не следует забывать о том, что, возможно, одной из причин ухода мужа в «параллельный мир» является неправильное поведение самой супруги в семье, её собственная бесцветность и неинтересность. В любом случае, у такой женщины есть повод сходить в храм и пообщаться со священником.
Что можно посоветовать взрослому человеку, который нашел в себе силы признаться в том, что он болен компьютерной зависимостью в какой либо из её проявлений? В первую очередь речь должна идти об ограничении предела времени работы за компьютером. То есть банально настроить будильник и, когда он зазвенит, без всяких отсрочек немедленно сохранить все файлы, попрощаться с собеседниками и выключить машину. Можно также посоветовать ввести в свою жизнь больше спорта, прогулок на свежем воздухе и живого общения, чтение духовной литературы, и т.д. до тех пор, пока человек не почувствует, что занял по отношению к машине доминирующее положение. Борьба за личную свободу должна быть совмещена со многими домашними и храмовыми молитвами об укреплении Богом нашей слабой воли благодатью. Могу посоветовать, например, читать дома акафист перед иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», прославившейся чудесами избавления страждущих от пристрастий к алкоголю и наркотикам. Вообще же основное и универсальное лекарство от всех видов зависимостей есть интерес к духовной жизни, его и надо разогревать всеми доступными способами.
С детьми дело обстоит сложнее, здесь функцию ограничителя должны исполнять родители, невзирая на протесты и негодование отпрыска.
Закончить размышления по поводу компьютерной зависимости я бы хотел словами апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, небесного покровителя Обители, в которой живу: «Дети! Храните себя от идолов. Аминь!» (1 Ин.5, 21).