Святополк. Один день из жизни воинской части и монастыря, которые неразрывно связаны

У Церкви нет военных семинарий, а в министерстве обороны не предусмотрено института полковых священников. Но, как известно, если чего-то нельзя, но очень хочется, то можно.

Дорога к храму

Ну часть как часть: колючая проволока, КПП, плац, наглядная агитация с призывами к бдительности и пояснениями для личного состава, откуда исходит угроза миру (место империализма сегодня занял терроризм). О том, что мы находимся в расположении «православного полка» Российской армии, почти ничего внешне не напоминает. Маршируют на плацу бойцы не с хоругвями и распевают не псалмы, а обычные строевые песни, не изменившиеся со времен, которые помнит старшее поколение россиян. То есть тогда, когда представить себе солдата, открыто осеняющего себя крестным знамением, было просто невозможно. Впрочем, почему только старшее поколение? А и не так уж давно это было.

– Православных частей в армии нет, – строгим тоном разъясняет подполковник Владимир Пуликов. – К нам, в соответствии с соглашением между РПЦ и Генштабом, направляют служить верующих. Да, преимущественно это молодые люди православного вероисповедания. Но называть нашу часть христианской некорректно не только по соображениям уставного характера, а хотя бы потому, что служат и мусульмане.

Гарнизон затерян во владимирских лесах, примерно в ста километрах севернее столицы. Часть инженерных войск преимущественно занята охраной арсенала, в котором хранится то, о чем посторонним знать не положено.

С названием – сложно. Когда-то, для того чтобы ввести вероятного противника в состояние географической прострации, ее «приписали» к почтовому отделению Плеханы, но часть расположена не там. Часто называют «Арсаками», по одноименной железнодорожной станции, но это тоже мимо. Самое точное определение: Свято-Смоленская Зосимова пустынь. Поскольку знаменитый мужской монастырь, основанный Зосимой, находится не просто рядом, а на территории гарнизона.

– …Да, к слову, а хоругвь у нас есть, – смягчается подполковник Пуликов. – Нам родители одного из солдат подарили. Да пройдемте, сами посмотрите.

Укрепленное на длинном древке полотнище с изображением Иисуса Христа, которое положено во время крестного хода нести впереди шествия (в старые времена с хоругвями иногда шли в бой), стоит в храме. А сам храм – в казарме. Создан руками солдат, естественно, исключительно на добровольной основе. С начала 90-х годов, когда сюда стали призывать семинаристов, в части появились настоящие мастера. Они писали иконы, вырезали деревянные киоты, иконостас, Царские врата. Войсковой храм освящен осенью 2001 года в честь преподобного Даниила Московского, официального покровителя инженерных войск.

По словам офицера, который в части служит с лейтенантских погон, идея призывать в отдельную часть верующих родилась в начале 90-х годов. Армия тогда массово передавала Церкви монастыри и храмы, находившиеся на территории воинских частей или просто на землях минобороны. После того как Церкви вернули Зосимову пустынь, сюда в качестве эксперимента направили служить несколько будущих священнослужителей, благо под боком семинария в Сергиевом Посаде.

Слава о православной части мгновенно разнеслась по всей стране. В армии есть еще несколько православных гарнизонов, например на Валааме. Но там всего-навсего рота ПВО: полтора десятка человек (по пехотным меркам это половина полноценного взвода), а здесь – почти полк.

Верующие всеми правдами-неправдами стали пристраивать в Зосимову пустынь своих детей-призывников. Мотив, собственно, один: спасти ребенка от ужасов дедовщины.

По секрету сообщим, что с дедовщиной в православной части покончили гораздо позже, чем это принято считать.

Были и проблемы у местной братии. Старожилы вспоминают, что одно время половину храма Смоленской иконы Божией Матери занимал армейский клуб, в другой ее части шли богослужения. Представьте, лихие 90-е: в храме одновременно и молятся, и пляшут. Дошло до рукоприкладства. Легенда гласит, что монахи вспомнили, что веру надо отстаивать. Помолившись, братия закатала рукава… В рукопашной «виктория» была на стороне служителей Церкви. Их зауважали. А вскоре и храм полностью отошел монастырю.

Сегодня подобные эксцессы невозможны в принципе: священнослужители с военными живут душа в душу. Иначе и не получится: в монастырь можно попасть только через КПП части. Другого пути нет. Конечно, это только в буквальном смысле слова.

Отец родной

С дедовщиной бились долго и упорно. Успех связывают с именем иеромонаха Варнавы. В части его называют отцом родным.

– К нам часто приезжают бывшие солдаты, – рассказывает ефрейтор Вадим Новиков, стрелок караульной роты. – Некоторые, из числа священников, даже служат в нашем храме. Рассказывают, что раньше были и отношения хуже, и вообще все жестче. Дедовщина при них определенно была.

В родной Твери Новиков окончил музыкальное училище. Стоял перед выбором: либо в консерваторию, либо в армию. Отец-игумен благословил сюда.

– Да и косить от армии не хотелось, – простодушно признается стрелок.

На мой вопрос: используются ли в части термины «дед», «дембель», «молодой»? – Вадим отвечает уклончиво: – Ну, все-таки это армия, определенные традиции есть. Но традиции традициями, а кулаками здесь махать не принято.

– Дело в том, что старослужащих в нашей части принято уважать, – продолжает Новиков. – Этому учит и отец Варнава. Батюшка так и говорит: вы должны уважать тех, кто больше прослужил, без этого нельзя. Они опытнее, могут подсказать, как лучше поступить в той или иной ситуации. А вот кровати за старослужащими заправлять никто не должен, кроме них самих. В казарме горничных нет.

– И вообще, служить надо правильно, – философски заключает ефрейтор. – Так, чтобы тебя уважали. А если все все понимают и можно объяснить не кулаком, а словом – то откуда взяться дедовщине?

Кроме «чуда» наведения уставного порядка в казарме отец Варнава, сам когда-то отслуживший срочную в ракетных войсках, – автор еще нескольких «чудес».

Он бессменный попечитель гордости части и монастыря – православного воинского хора (кстати, стрелок и профессиональный музыкант ефрейтор Новиков – его солист). В репертуаре – духовные песнопения, военные марши и патриотические песни. Записано несколько дисков. Хор 15 лет подряд участвует в музыкальных конкурсах, в том числе и международных, и неизменно становится их призером. Что чудесного? Не путайте коллектив с ансамблями песни и пляски, там музыканты и солисты служат на постоянной основе. «Чудо» Зосимовского коллектива в том, что хор полностью состоит из солдат срочной службы, а это значит, что находится в состоянии превентивного обновления. Тем не менее здешний взвод певчих – по-прежнему самый известный духовный православный хор в России.

Секрет – в правильном отборе. Это касается и музыкантов, и солдат.

Перед тем как молодого человека призовут в эту часть, ему предстоит пожить какое-то время в монастыре. Фактически отец Варнава проводит и отбор молодого пополнения, и организует с ними допризывную подготовку.

– Обратите внимание: призывники в монастыре ходят в форме и кирзовых сапогах, – говорит батюшка. – Это надо, чтобы парень привык к некоторым неудобствам еще до армии. Здесь же мы учим их подшивать подворотнички, пришивать пуговицы и так далее. Так что к периоду прохождения срочной службы у ребят уже есть некоторые навыки, и им легче служить.

Отец Варнава охотно разъясняет родителям будущих призывников, как попасть служить в Зосимовский полк.

– Нужно для этого прежде всего молиться, – говорит батюшка. – и не позже чем за полгода до призыва приехать к нам, готовиться к военной службе при монастыре, знакомиться с командованием части. Здесь же мы готовим специальные списки, которые подаем в Генеральный штаб и военный отдел Московской патриархии.

География призыва: от Петропавловска-Камчатского до Подмосковья. Много ребят из Астрахани, Ростова, из-за Урала. Чтобы не гонять будущего воина по всей стране (представьте – слетать на Дальний Восток), его временно приписывают к Троице-Сергиевой лавре. Оттуда и призывают.

Священный «калашников»

– Перед религиозными праздниками батюшка всегда меня вызывает, – рассказывает Реваль Шигапов. – Дает продукты, инструктирует по блюдам, которые готовят для храма. Говорит: надо вот такой-то салат приготовить. Допустим, если пост, нельзя животное масло, только растительное.

Батюшка ко мне нормально относится, доверяет. Хотя знает, что я сам не православный, в храм не хожу. Я ведь вообще-то мусульманин…

Реваль – повар. До службы заочно учился в родной Казани в Институте управления экономики и права. После призыва попал в учебку: школа военных поваров в Новочеркасске.

– Нужная профессия, – убежден солдат. – Фактически я старший повар, и вроде бы у меня получается. Те солдаты, которые бывали в других частях и могут сравнивать, говорят, что готовим мы вкуснее. Да и продукты здесь лучше. И вообще – хорошая часть. Люди общительные, нет агрессии. А с христианами проблем нет.

Реваль в мечеть в увольнение не отпрашивался. Просто нет потребности. Но уверен, что, если бы попросил командира, его бы отпустили. Хоть в Москву.

Высокое начальство говорит, что солдат не ошибается.

Бойцы-христиане храм посещают ежедневно, точнее – ежевечерне. По меньшей мере трижды в день верующие солдаты молятся. Перед завтраком, обедом и ужином в столовой раздается непривычное для казармы: «Отче наш, иже еси на небеси…» В караульной роте в отличие от других подразделений все сто процентов личного состава – православные, поэтому делают это организованно.

У части есть свои традиции. На Новый год личный состав поздравляет командир вместе с батюшкой. Перед присягой здесь принято освящать оружие. То есть каждый автомат освящают раз в полтора года. Сейчас, в связи с сокращением срока службы, будут это делать раз в год. Пожалуй, здесь самые освященные «калашниковы» в армии.

После службы в части солдаты иногда остаются в монастыре.

– Сейчас среди братии, правда, бывших солдат нет, – говорит монах Аристоклий. – Был у нас замечательный мальчик, учится в семинарии, был келейником у самого Варнавы. Он уехал в Свято-Пафнутиев Боровский монастырь. Сейчас готовится к пострижению.

Чаще, уволившись, «зосимов-ские солдаты» становятся священнослужителями. Таковых уже более 70.

Блицопрос. Нужны ли в армии штатные полковые священники?

Владимир Пуликов, подполковник: А зачем? Все воинские части так или иначе находятся вблизи храмов. Поэтому полковой священник нужен на корабле, кстати, на флоте они первыми и появились. Нам-то еще один зачем? Наоборот, есть стимул у Церкви и командования наладить взаимодействие. Польза от этого всегда обоюдная – и храму, и воинской части есть чем друг другу помочь.

А вот в боевых условиях священник бы, пожалуй, и не помешал.

Вадим Новиков, ефрейтор: Как таковой – нет. Священник – ну какой он офицер? Офицер – он всегда начальник. Ему все не расскажешь, не исповедуешься.

Монах Аристоклий: Нет, нет и нет! Это уже проходили, это уже показали. Были до революции полковые священники, как они в 1917 году защитили Родину? Да никак! Штык в землю, все разбежались. Их постреляли вместе с офицерами, вот и все.

Распорядок дня

Монастырь

Начинается день в 5 часов утра келейной молитвой.

В 6.00 утра – служба. Продолжается до 9.00 или до 11.00 в зависимости от дня. В 11.00 – трапеза. Потом час отдыха. Далее – послушания: кто в столярке, кто на скотном, кто на кухне готовит. В 17.00 – опять служба, обычно до 20.00. В 20.00 – трапеза (иногда – в 19.00). Потом – келейное правило*.

22.00 или 23.00 – упокоение сном.

* Келейное правило – молитвы и псалмы с определенным числом поклонов. Правило назначается для каждого монаха сообразно его силам души и тела. Общий устав для молитвенного правила заключается в том, чтоб оно никак не превышало сил подвижника, не истощало этих сил, не расстраивало его здоровья и этим не принудило отказаться от всякого правила.

В/ч 42754

Подъем – 6.00

Утренняя физзарядка – 6.10-6.40

Завтрак – 7.30-7.40

Учебные занятия – 8.40-15.50

Выполнение производственных задач

на объектах части – 8.30-13.20

Обед – 13.20-14.00

Время для личных потребностей – 14.00-14.30

Уход за оружием – 14.30-16.30

Самостоятельная подготовка – 16.30-18.20

Воспитательная, культурно-досуговая,

спортивно-массовая работа – 17.30-18.20

Уборка помещений и территории – 18.20-18.40

Ужин – 18.55-19.10

Время для личных потребностей – 19.10-21.30

Вечерняя прогулка – 21.30-21.40

Отбой – 22.00

 

Источник: Российская Газета

7 июля 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×