Летопись почитания святых Царственных Страстотерпцев на Урале: история и современность

Мы не знаем, прощен ли нам грех цареубийства…

В прошлых беседах с Алексеем Анатольевичем Кузьминым, составителем жизнеописания Святых Царственных Страстотерпцев, мы говорили, что многие простые люди на Урале почитали Царственных Мучеников с самых первых дней их кончины. Почитание Царской Семьи началось в Екатеринбурге еще тогда, когда не было храмов в их честь, когда они еще не были причислены к лику святых. Люди просто приходили к месту, где стоял Ипатьевский дом, убирали мусор на пустыре, который горожане приспособили для выгула собак.

И все же особой датой в истории столицы Урала стал день 16 июля 1989 года. Вечером на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, стали собираться люди. Первый раз открыто прозвучали народные молитвы Царственным Мученикам. Власти города отреагировали на это событие как на опасный акт гражданского неповиновения. Были избиты и арестованы многие участники молебна. Но, несмотря на сопротивление властей, народное почитание Царской Семьи крепло. На следующий год в день памяти Мучеников собрались уже тысячи людей. Ночью два священника отслужили покаянное богослужение.

18 августа 1990 года на месте Ипатьевского дома был установлен первый деревянный крест, возле которого верующие люди и стали молиться один-два раза в неделю, читать акафисты.

25 августа у Царского креста Высокопреосвященнейший Владыка Мелхиседек впервые отслужил панихиду по Царской Семье. Крест простоял две недели, а затем был сломан неизвестными злоумышленниками; верующие люди снова восстановили его в первоначальном виде.

– Я хорошо помню, – рассказывает Алексей Анатольевич, – как безбожники пытались осквернять этот крест, даже подкладывали под него бомбу. Но крест устоял, и многие годы он был единственным в городе видимым знаком почитания убиенных членов Царской Семьи. Мы знаем, что Поклонный крест является малой архитектурой, который можно назвать еще и мини-часовней.

5 октября 1990 года почитатели Царственных Мучеников установили новый металлический крест, во время воздвижения которого произошло чудесное знамение. С неба в дождливую погоду упал яркий свет, проистекавший из воронки, образованной вращавшимися облаками.

Несмотря на то, что прошло довольно много времени, Алексей Анатольевич Кузьмин хорошо помнит тот день. Вот что он рассказывает:

– Знамение продолжалось минут двадцать, а затем небо постепенно сомкнулось, и луч света исчез. И за это время многое в моей жизни уже переменилось. Я впервые в жизни почувствовал и осознал, что есть Бог. Во мне появился страх Божий, которого никогда раньше не было.

Через пять дней после этого знамения Свердловский горисполком принял решение, разрешавшее «в связи с многочисленными просьбами жителей города и общественных организаций» установку «памятного символа на месте расстрела Царской Семьи»; также было принято решение о передаче небольшого земельного участка Екатеринбургской епархии.

В Царские дни 1991 года в городе впервые был проведен Крестный ход от Вознесенской церкви до Царского места, где архиепископ Екатеринбургский и Курганский Мелхиседек отслужил великую панихиду по невинно убиенным. Ночью у Царского креста в час убиения двумя священниками был отслужен молебен с водосвятием. Вот что писал Владыка Мелхиседек: «В 1991 году Екатеринбургская епархия в первый раз приняла участие в проведении Царских дней. Прибыли гости из других городов, в том числе священнослужители». С тех пор Русская Православная Церковь стала открыто почитать Царя. В 1991 году Екатеринбургу вернули его историческое название, после долгого бездействия был открыт для богослужений старейший в городе храм в честь Вознесения Христова, который был особым символом духовной жизни города. Напомню, что в этом же году состоялся знаменитый Съезд соотечественников, среди участников которого был известный, ныне, к сожалению, уже покойный писатель Владимир Солоухин. С группой участников съезда он приехал в Екатеринбург, и 17 июля они установили Поклонный крест в память Царской Семьи на Ганиной яме. То есть понятие «Царское место» для нас стало обозначать не только место, где стоял дом инженера Ипатьева, в котором Царственные Страстотерпцы приняли мученическую смерть, но и то место, где уничтожались их тела, останки их тел.

Конечно, место убиения – это святое место, но и то место, где уничтожались их тела, где, возможно, остались какие-то их частицы, тоже свято. И о том, что эти места святы, было очень много знаков и знамений, как говорится, небесных доказательств свыше. Люди видели и огненный крест, и огненные столпы, кто-то видел образы членов Царской Семьи… И для многих это стало переломным моментом в их духовной жизни.

Если говорить о чуде, то нужно отметить, что оно может быть разным для каждого человека. Но если человек приходит к Богу и видит свои грехи, то каким бы чудо ему странным ни казалось, он верит, что оно – от Бога. Потому что эта такая духовная радость, которую любой христианин должен чувствовать и понимать. Сейчас происходит много чудес, мироточит очень много икон, и многие даже перестают обращать на это внимание, забывая о том, что Господь к каждому стучится в свое время. Для людей верующих это укрепление их в вере, для неверующих – «безумие», как говорил апостол Павел. Многие неверующие прежде люди после того, как увидели какое-то явное чудо, приходят к Богу – но Христос-то хочет, чтобы люди верили в Него не за чудо, а просто верили. Поэтому кому-то, может быть, было дано в жизни чудо, а кому-то нет. И блажен тот, кто верит в Бога и без этого.

Но, видимо, такой был промысел Божий, что с Царской Семьей было очень много чудес. Алексей Анатольевич вспоминает первый приезд Великой княгини Ольги Николаевны Куликовской-Романовой к нам в Екатеринбург в 1991 году.

– Когда мы приехали на Ганину яму, был сильный дождь. Но едва Ольга Николаевна подошла к Поклонному кресту, выглянуло яркое солнце, и все увидели, как с неба опустился яркий светлый столп. Все замерли, все плакали. Через год, в 1992 году, Владыка Мелхиседек сам лично совершил Крестный ход от Шувакиша до Ганиной ямы, где совершил первый Архиерейский молебен. Тогда случилось прямо противоположное: чистое солнечное небо затянуло тучей и с первых слов молитвы начался сильный ливень. После окончания молебна Владыка сказал: «Вот поплакали, и природа с нами поплакала». А затем снова выглянуло солнце, и люди, промокшие до нитки, полностью высохли, пока шли обратно на станцию Шувакиш.

23 сентября 1992 года на месте будущего Храма-на-Крови Владыка Мелхиседек в сослужении с архиепископом Пензенским и Кузнецким Серафимом и епископом Челябинским и Златоустовским Георгием совершили торжественную закладку камня с частицей святых мощей праведного Симеона Верхотурского. На закладку храма в Екатеринбург приехала Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Она передала волю своего тогда еще живого супруга, Тихона Николаевича, о передаче Русской Православной Церкви образа иконы Божией Матери «Троеручица», который был привезен им другом, верным офицером императрицы Марии Федоровны, матери Царя-Мученика. Он был привезен из Екатеринбурга: эту икону он нашел выброшенной из дома Ипатьева во дворе. Я уже говорил, что был один-единственный день, 25 июля 1918 года, когда возле дома Ипатьева не было охраны, и в этот день все, кто хотел, мог сюда зайти и взять что угодно. Нет никаких сомнений в том, что эта икона была в ипатьевском доме и является «живой» свидетельницей молений Государя и членов его семьи.

Тихон Николаевич был уверен, что на месте убиения Царской Семьи обязательно будет построен храм, и завещал передать «Троеручицу» именно в этот храм.

Она была передана Храму-на-Крови в 2003 году, встречал святой образ в Екатеринбурге многочисленный Крестный ход. В этом тоже была какая-то преемственность. Икона, попавшая из России сначала в Данию, а затем в Канаду, спустя много десятилетий вернулась обратно в Россию. У многих еще на памяти печальный случай, произошедший с этой иконой: ее похитили прямо из храма – первое время она находилась непосредственно на аналое.

Верующие люди были в шоке: неужели от нас ушло благословение Императорского дома? Неужели мы не смогли сберечь святыню?

Три дня никто ничего не знал о судьбе иконы. Полковник Романов, который занимался расследованием этого дела, очень жестко сказал коллекционерам: «Если через три дня икона не будет возвращена – пеняйте на себя». И икону быстро возвратили через подставное лицо. Сейчас для «Троеручицы» изготовили красивый киот из уральских самоцветов.

25 января 1993 года в Екатеринбургский городской совет и средства массовой информации поступило обращение архиепископа Екатеринбургского и Курганского Мелхиседека, где иерарх Русской Православной Церкви Московского Патриархата впервые официально назвал Царственных мучеников Святыми: «…среди жертв канонизированные святые новомученики и исповедники Российские во главе со святым благоверным Царем-Мучеником Николаем II Александровичем. Святой Царь Николай пока не канонизирован Патриаршей Церковью, но он является местночтимым святым как раз в Екатеринбурге, и мы, жители города, свидетели массового церковного почитания его, его августейшей Семьи и сонма всех святых новомучеников Российских».

В ночь на 17 июля 1993 года на месте мученической кончины Царской Семьи, по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Мелхиседека, состоялась первая Божественная литургия. Ее совершил священник Александр Никулин. На ней присутствовали известная православная писательница монахиня Нектария из Калифорнии, перу которой принадлежит несколько книг о Царской Семье. Так зародилась ежегодная традиция совершать Божественную литургию именно в часы убиения августейших Страдальцев. После богослужения на Святую Пасху, Рождество Христово, Крещение Господне и Великую Субботу службы на этом святом месте стали новым церковным торжеством, главный момент которого – ночная Божественная литургия. С того времени память Царской Семьи, по сути, стала для нас великим праздником. По смыслу этот день близок к празднованию усекновения главы Иоанна Крестителя: великий праздник, но строгий пост. Мы еще находимся в таком состоянии, что нам нужно проявлять больше покаяния. На нас до сих пор находятся последствия страшного греха цареубийства – мы не знаем, прощен ли этот грех.

В 1993 году почитание Царской Семьи впервые проходило организованно, и Тамара Никитична Воронина, народная артистка России, подготовила литературную композицию «Последний Царь», с которой вышла в широкие народные массы. В ней звучали пророчества Серафима Саровского об участи Царской Семьи, стихи Марины Цветаевой, посвященные Императрице. Эта работа стала особой «духовной лампадой» для многих людей в почитании Царской Семьи на Урале.

28 декабря этого же года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II свидетельствовал, «что народ наш, проходящий через испытания, наложенные Богом за грехи богоотступничества, цареубийства и гражданской смуты, и раскаивающийся в этих грехах, нуждается в видимом знаке покаяния», и благословил строительство в Екатеринбурге Храма-памятника на Крови в честь Всех Святых, в земле Российской Просиявших.

Ко дню рождения Царя Страстотерпца Николая 19 мая 1994 году над Поклонным крестом была возведена часовенная сень, увенчанная маковкой с крестом, и Владыка Никон в Светлую Пасхальную Седмицу служил здесь Литургию, причащал верующих. Ко кресту приходило много людей, очень разных, истинно верующих и случайных прохожих, которые, увидев, что здесь молятся, останавливались и спрашивали, что здесь происходит. Некоторые удивлялись – почему люди почитают Царскую Семью? В то время об Императоре Николае II говорили и писали только отрицательно. Это сейчас появилось много книг, архивных документов, благодаря чему каждый человек может сам разобраться что к чему, подумать, сделать какие-то выводы.

Мы знаем, какой могущественной была Россия при Царе и что с ней случилось, когда не стало царской власти. В лице Царя мы имели отца. Семье невозможно жить без отца, иначе это будет неполная семья. Как правильно сказано, семья – это клеточка всего общества. И как в государстве – так и в семье, как в семье – так и в государстве. Нет отца – нет семьи. Образно говоря, советская власть выступила в роли отчима. Строгого отчима, который не любил и порол свое приемное дитя, которое по своим грехам этого и заслужило. А когда и этого отчима не стало… создается такое впечатление, что мы стали просто беспризорными.

Иностранцы нам говорят: вы, русские не можете без царя. Сейчас наша страна переживает довольно тяжелое время. Видимо, про это время сказал когда-то преподобный старец Серафим, что «будут монахи как мирские, а мирские яко бесы». Царь – это не только государственная власть, царь – это основа народа. Народ счастлив, когда имеет царя. И русский народ был единственным народом в мире, который в жизни нес эту идею: вера, отображенная в государственном управлении – как образ Небесного Царства и царства земного. Поэтому сломать царскую власть в России было наипервейшей задачей и со стороны иностранных государств, и со стороны большевиков-богоборцев.

Вот почему была особая злоба к священнослужителям, особая злоба в разрушении храмов: потому что именно здесь убить надо было все в основании.

– Но вот что самое интересное, – отмечает Алексей Анатольевич, – почитание Царской Семьи в России началось именно у нас, на Урале, в таком «безбожном» по сравнению со средней полосой крае. Здесь память о Царе оживила многих. Я просто знаю и вижу, что многие пришли к Христу через Царя. Я сам про себя могу так сказать: если бы не было Царя, если бы не было Царской Семьи, я не знаю, как бы я пришел к Богу.

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве с 13 по 16 августа, состоялось прославление Собора святых новомучеников и исповедников Российских. В числе первых были названы Святые Царственные Страстотерпцы, было принято официальное решение о канонизации членов Царской Семьи, хотя народ давно уже почитал их как святых, и эта канонизация явилась только подтверждением факта, который уже существовал сам по себе.

Почитание Святых Царственных Страстотерпцев – это единственное, чем мы можем еще оправдаться перед Богом. Наш край может спастись именно памятью о Царственных Мучениках. Не случайно сюда едут люди со всей России и из-за рубежа, стремясь своими молитвами и Крестными ходами вернуть Государю свой долг, изгладить свою вину. И они получают от этого большую духовную радость, праздник для души – такая пасхальная благодать дается здесь людям.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×