Параллельно миру физическому существует духовный мир. Это не только наша духовная жизнь: любовь, ненависть, мысли, страсти, — но и духовные существа, обладающие независимой волей, разумом и возможностями, не сравнимыми с возможностями человека. В отличие от физического мира, духовный мир не нейтрален: если физический огонь можно использовать как в добрых целях, так и во зло, то существа духовного мира имеют свою добрую (Ангелы) или злую (бесы) волю.
Ангелы для многих людей уже давно перешли в мир мифов и фантазий. Сегодня изображения их с пухлыми детскими личиками и маленькими крылышками украшают витрины магазинов в рождественские праздники. В сознании людей сформировался не соответствующий действительности образ Ангела — «купидона». Однако Ангелы — реальные небесные существа, играющие важную роль как в нашей жизни, так и в мировой истории.
Ещё до сотворения видимого мира и человека сотворил Бог неисчислимые Ангельские воинства. С точки зрения человеческого восприятия, Ангелы являются невидимыми, безтелесными существами, но на самом деле они имеют «огнеподобное» тело — более тонкое, чем известная нам материя. Они безсмертны, неизменны, имеют тот вид, в котором были изначально сотворены Богом (периода младенчества у них не было). Природа Ангелов духовна, они не имеют пола и не нуждаются в материальной пище и отдыхе. Они передвигаются с огромной скоростью, и, хотя не вездесущи, а ограничены пространством (находясь на небе, не могут одновременно находиться и на земле), их ограниченность не имеет никакого отношения к земным человеческим ограничениям: стены, двери, замки не могут им препятствовать. Способности и сила Ангелов очень велики и значительно превышают человеческие: они намного больше людей знают о Боге, Его воле, Его созданиях, духовном мире, самих людях и других земных тварях.
Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках людей. В истории и во многовековом опыте Святой Церкви явления их занимают очень важное место.
Людям Ангелы являлись в реальной жизни в образе людей, в снах и видениях воспринимались силой очищенного от страстей сознания в «созерцании истинном».
Количество Ангелов неисчислимо, все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Несмотря на то, что слово «Ангелы» (что значит «Вестники») обозначает лишь один из чинов, оно присуще всем девяти Ангельским чинам, которые делятся на три иерархии, вмещающие в себя три чина. Ближе всего предстоят Святой Троице Престолы, Херувимы и Серафимы, являющие огненную мудрость и ведение небесных тайн. За ними — Власти, Господства и Силы: их предназначение — осуществление великих событий и чудес.
Затем Начальства, Архангелы и Ангелы — они призваны Божественному служению.
Всем Ангелам Бог дал имена. Наиболее известен людям чин Архангелов. В переводе с греческого «Архангел» значит «ангелоначальник». Архангелы, согласно учению Православной Церкви: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Наиболее известны и почитаемы Архангел Михаил («Архистратиг») и архангел Гавриил («муж Божий, крепость Божия»).
Разные пути жизни возможны для человека на земле: есть путь иноческий, путь брачного состояния, другие виды служения. Что выбрать, на что решиться, на чём остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы — Бог им открывает волю Свою о каждом. Они знают, что ожидает человека на том или ином пути: какие невзгоды, соблазны, искушения. Поэтому от одного пути они нас отклоняют, а на другой направляют, учат искать верный путь. Кто колеблется в выборе пути, тот должен просить Архангелов о помощи.
У каждого христианина есть Ангел — Хранитель, с которым он соединяется во время Таинства Святого Крещения, — это наш самый верный друг, который любит нас так, как никто на земле нас любить не может. Ангел — Хранитель руководит человеком, охраняет его, направляет, чтобы он не отклонился от пути к спасению души; уставшего укрепляет, падающего поднимает. Он всегда рядом, за исключением тех моментов, когда мы сами недостойными поступками прогоняем его из нашей жизни. Ангелы повсюду нас окружают, видят все наши дела.
Можно ли почувствовать присутствие Ангела — Хранителя? Можно, по внутреннему настроению души: когда на душе светло и на сердце легко и мирно, значит, он рядом. Когда же в душе буря, а в сердце кипят страсти, значит, ты делаешь что-то не так, и твой Ангел — Хранитель отошёл от тебя.
Существуют также и Ангелы — Хранители народов: например, Ангелом — Хранителем иудеев раньше был Архангел Михаил, который после их рассеяния стал защитником Церкви Христовой. Есть также Ангелы — Хранители стран, городов, Поместных Церквей, монастырей. Ангелы помогают спасению людей. Они открывают праведникам и пророкам будущее, наказывают грешников для их вразумления, противостоят злым духам. Все христиане благоговейно почитают своих небесных защитников.
В Священном Писании показано множество случаев явления Ангелов в мир, начиная ещё с древнейших веков. Можно вспомнить спасение Ангелами благочестивого Лота в день разрушения Содома — города, погрязшего в грехах, спасение пророка Даниила, брошенного в ров со львами. Архангел Гавриил принёс благую весть престарелым Елисавете и Захарии о том, что родится у них сын — Иоанн Предтеча. И он же явился к Деве Марии с благой вестью о Рождестве Спасителя мира — Иисуса Христа.
Ныне также есть множество подтверждений скорой помощи Небесных защитников людям. Расскажем о некоторых из них.
В 50-х гг. XX века Герасим Менагий нёс свой монашеский подвиг на Святой Горе Афонской. Однажды духовник послал его по срочному делу в Лавру, которая находилась в четырёх часах пути от обители. Стояла суровая зима. На половине пути началась страшная вьюга, лесную дорогу занесло снегом, и монах понял, что сбился с пути. Уже замерзая, Герасим стал горячо молиться Господу и Пресвятой Богородице о спасении.
Вдруг явился перед ним десятилетний мальчик. «Благослови, старец!» — обратился он к молившемуся. «Господь благословит», — ответил монах. «Куда ты собрался в такую погоду?» — спросил мальчик. Герасим поведал ему о поручении духовника. Тогда мальчик вывел монаха к дороге, ведущей к Лавре, и вдруг исчез. Герасим оглянулся, ища своего попутчика, но на дороге, по которой они шли вместе, увидел в снегу только свои следы, будто и не шёл с ним рядом мальчик. И тогда он понял, что это был Ангел Господень.
А другой случай произошёл в конце XX века. Мальчик Василий, играя, упал и серьёзно поранил голову. В больнице ему был поставлен неутешительный диагноз — слепота и полный паралич конечностей. Только срочная операция могла дать небольшой шанс на спасение ребенка, но врачи понимали, что надежда на успех составляет не более одного-двух процентов, о чём и предупредили родителей мальчика. Так как другого выхода спасти сына не было, те дали согласие на операцию.
Когда мальчика готовили к операции, как он сам позже рассказал, темнота, заволакивающая его глаза, рассеялась, и он увидел храм с высокими сводами и красным каменным фасадом. Из открытой двери храма исходило ослепительное сияние. Мальчик приблизился к церкви и увидел внутри неё прекрасного юношу, осенённого ярким светом, протягивающего к нему руки. Он говорил: «Иди сюда, Василий! Не бойся, ты выздоровеешь, я буду править рукой врача — операция пройдёт успешно». Мальчик приблизился к юноше и, упав на колени, прислонил свою болевшую головку к его левой ноге. Юноша протянул руку и ласково погладил ребёнка. Перед тем, как видение исчезло, мальчик успел заметить в глубине храма тёмную икону с серебряными крыльями… Операция закончилась успешно: зрение и подвижность конечностей у мальчика восстановились. Успех операции врачи считали чудом. Это произошло восьмого ноября — в праздник Святых Небесных Сил безплотных.
Прошли годы. Все это время Василий искал того, кто возвратил ему здоровье. И однажды в одной из телевизионных передач узнал храм из своего видения. Оказалось, что эта церковь находится в городе Мандамадосе и носит имя святого Архистратига Михаила. Василий посетил этот храм, где принёс искреннюю благодарность за спасение своей жизни Архистратигу Михаилу.
На иконах Ангелов изображают в виде красивых юношей— в знак их духовной красоты — с волосами, связанными лентой, концы которой развеваются на ветру. Обычно у них есть крылья, которые символизируют то, что они быстро исполняют волю Божию.
Ангелы в правой руке держат скипетр, а в левой — шар или монограмму Иисуса Христа, как свидетельство того, что они являются носителями Божественной власти. Облачены Ангелы либо в белые одежды, символизирующие их чистоту и святость, либо в многоцветные — в зависимости от чина, к которому принадлежат. Серафимы изображаются шестикрылыми, а Херувимы и Престолы — как огненные колёса с множеством очей на ободьях.