С именем Алексия II связана целая эпоха в истории России и Русской Церкви. Он начал свое патриаршее служение в тот период, когда СССР уже стоял на грани краха, а общество погружалось в политический и криминальный хаос. У Русской Церковью было множество тяжелейших проблем – экономических, организационных, мировоззренческих. Как восстановить разрушенные храмы, превращенные в овощные хранилища и клубы, если в условиях постсоветской разрухи нет необходимых средств? Как организовать процесс подготовки священнослужителей, способных взять духовную ответственность за судьбы сотен тысяч людей, вернувшихся к вере предков на рубеже 80-90-х годов? Как выстроить отношения с союзными, федеральными и региональными властями, часто враждующими межу собой, с другими конфессиями, с политическими партиями? Как примирить между собой разные группы верующих с различными подходами к таким проблемам, как отношение к экуменизму, монархии, вопросам богослужебного языка?
Перечень вопросов, стоявших в то время перед Патриархом, не исчерпывался, однако этим списком. В ту пору многим казалось, что РПЦ не сможет противостоять процессам дробления и распада, охватившим постсоветское пространство. Иностранные эксперты по религиозным вопросам прогнозировали, что Русскую Церковь ждет раскол на несколько враждующих друг с другом юрисдикций. Что «консерваторы» и «либералы» создадут собственные церковные структуры, а распад СССР и возможный распад РФ сделает возможным «парад суверенитетов» не только на государственном, но и на церковном уровне.
Однако эти прогнозы оказались ложными. В ситуации, когда кругом все рушилось и приходило в упадок, Русская Православная Церковь сумела восстановить свои храмы, сохранить единство церковного народа, отстоять целостность своей канонической территории.
Взвешивая каждое слово в своих публичных выступлениях, Патриарх был тверд и непреклонен в ситуациях, когда вопрос касался защиты тысячелетних ценностей России, ее духовного суверенитета. Он открыто предупреждал о тех новых духовных опасностях, которые нависли над страной после распада СССР. «Традиционная христианская культура не только отодвигается на последнее место, предается забвению, но и пародируется, осмеивается как атавизм, нечто отжившее и ненужное. Усиленно пропагандируется и насаждается неоязычество, так называемая постхристианская цивилизация. Кровавым культом насилия, жестокости, предательства, разврата пропитывается вся наша жизнь», – говорил Патриарх, выступая однажды на собрании духовенства московской епархии.
Указывая на темные стороны новой постсоветской реальности, Алексий II стремился уберечь от разрушения духовную идентичность России, важнейшим критерием которой является принадлежность к православной духовной традиции. Надо сказать со всей определенностью, что это ему далось. Об этом, в частности, говорят данные социологических исследований ВЦИОМА. За 18 лет, в течение которых Алексий II был главой Русской Церкви, количество людей, считающих себя последователями православия, выросло в три раза. Так, в если в 1990 году к православной религии себя относили 24%, то уже в 2005 году православными себя считали 62%, в 2006 – 63%, а в 2008 – 73% опрошенных жителей РФ.
Если мы скажем, что эта статистика свидетельствует об огромном нравственном авторитете Патриарха, лично олицетворявшем Церковь и идею Православия для десятков миллионов людей, то едва ли ошибемся. В ситуации, когда многие жители России не имели опыта церковной жизни, не посещали храмов и слабо разбирались в вопросах религиозной практики, их представления о русском православии часто формировались на основе того, что им было известно о жизни и трудах Алексия II.
Нельзя обойти стороной важные итоги служения Патриарха, имеющие международное значение. В 1990–2008 годах Церковь не только смогла предотвратить расколы внутри своей ограды, но и стала одним из главных факторов социальной стабильности на постсоветском пространстве. В Эстонии и Молдавии ей пришлось противостоять попыткам иностранных религиозных центров вторгнуться на каноническую территорию Московского Патриархата, еще хуже обстояло дело на Украине, где раскольничьи группы пользовались открытой поддержкой государственной власти. Однако на всех проблемных территориях Патриарху удалось остановить наступление противников Церкви и сохранить канонические структуры.
Деяния Патриарха Алексия II имеют непреходящее значение для всего Русского мира. В 2007 году многолетний подвижнический труд Патриарха увенчал духовный триумф – воссоединение с Русской Зарубежной Церковью. Последний год жизни Алексия II также был во многом отдан борьбе за сохранение духовного единства России и Украины. Поездка Алексия II в Киев, посвященная празднованию 1020-летия Крещения Руси, стала последним и самым ярким эпизодом его многолетней борьбы с силами разрушения и ненависти.
Возможно, значение всего, что было сделано Алексием II, во всей полноте откроется для нас лишь спустя долгие годы. Быть может, это произойдет тогда, когда канонический статус Московского Патриархата будет приведен в соответствии с его реальным значением в православном мире, и Патриарх Московский будет почитаться всей православной ойкуменой как Вселенский Патриарх. Тогда, возможно, будущие историки Церкви получат все основания констатировать, что фундаментальные предпосылки этого события были заложены именно трудами Алексия II.
Не будем, впрочем, предвосхищать то, что, по нашему мнению, может произойти лишь через много лет. Сейчас ясно одно – ушел из жизни выдающийся церковный деятель, не только мужественно противостоявший процессам хаоса и распада, но и сумевший духовно преодолеть их силой своего авторитета и энергией своего служения.