После Соборов

Источник: Нескучный сад

Вот табличка, которую я распространял среди телевизионщиков перед Соборами:

Степень священства Название сана «черного» духовенства Название сана «белого» духовенства Обращение официальное Обращение личное, неофициальное
диакон иеродиакон

нет


архидиакон

Диакон

протодиакон


архидиакон (редко)
Ваше Преподобие

_______//_______


_______//_______
Отец диакон

______//_____


_____//______
священник иеромонах

игумен


архимандрит
священник=иерей

протоиерей


протопресвитер
Ваше Преподобие

Ваше Высокопреподобие

________//_______
Батюшка,
отец (такой-то)

_______//_____


______//_____
епископ епископ=архиерей

архиепископ


митрополит


Патриарх
нет

нет


нет


нет
Ваше Преосвященство

Ваше Высокопреосвященство

______//_______


Ваше Святейшество

Владыка,

________//_____

_______//______

Ваше Святейшество

Если бы я этого не сделал - то в текстах новостей были бы сплошные «святые отцы батюшки митрополиты». Таблице предшествовало объяснение «что такое белое и черное духовенство». Много в том документе было и другого забавного для православного взора: «чем монастырь отличается от прихода», «соотношение понятий “епархия” и “субъект федерации” » и т.п.

В общем, я убедился, что деваться некуда. Как минимум на факультетах журналистики необходим спецкурс «Освещение событий Православной Церкви».

С другой стороны, в ходе подготовки к Соборам я обнаружил, что есть множество нецерковных людей (особенно в среде творческой интеллигенции), которые убеждены, что Церковь им чего-то «должна».

«Нашей Церкви необходимо обновляться: она должна стать ближе к народу, перейти на понятный язык и заняться важной общественной работой!» -- заявил мне один крещеный, но в храм не ходящий коллега. И был изумлен моим нетерпимым и мракобесным ответом, что Церковь должна только одно: вести человека к Царствию Небесному. И если ты даже не пытался прийти на богослужение и помолиться по-церковнославянски, уж точно тебе не поможет, если вместо «благорастворения воздухов» начнут возглашать «хорошая погода».

Всенародное внимание к Соборам и выборам Патриарха накладывает на православных журналистов, да и на всех церковных людей определенные дополнительные и подчас неожиданные обязательства. Например, описывать и обсуждать внутрицерковные проблемы так, чтобы это не оттолкнуло внешних, которые не видят и не чувствуют за всеми нестроениями евхаристического единства (до тех пор, пока оно существует). Уверен, что некоторые публицисты-миссионеры нанесли своими предсоборными публикациями просто непоправимый вред делу православной миссии в России.

Все это вызывает у меня еще и вполне конкретный страх. Ведь взводы и роты вызубривших мою табличку репортеров не делали ошибок в словах. Но они не понимали и не могли передать в своих репортажах главного: зачем все это вообще нужно?

Для самых успешных из них все это такая новая веселая игра: «Вот, я выучил разницу между фиолетовой мантией, голубой мантией и зеленой мантией! И даже понимаю различие межу малым входом и великим входом! Теперь я настоящий церковный репортер!» Но когда говоришь, что через некоторое время после великого входа люди на литургии телесно соединяются с Богом, Творцом Вселенной, -- некоторые отводят глаза, а некоторые смотрят с диковатой ухмылкой: «Ну, вы даёте!»

И правильно: нельзя ведь их принудить верить.

Только тогда зачем им понимание разницы между голубой и фиолетовой мантиями?

Этот вопрос остается у меня. Как иголка в сердце.

Источник: Нескучный сад

4 февраля 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×