Общественность Болгарии озабочена неудовлетворительным положением с изучением болгарского языка и литературы
Отправив дочь в школу, писатель столкнулся с «новым подходом» в обучении детей родному языку. Оказалось, что на его изучение отведен лишь один урок в неделю, столько же и на литературу, а вот английский дети учат пять(!) уроков в неделю. Автор убежден, что в Англии такое положение дел попросту невозможно! «У нас уже считается нормой изучать прежде всего иностранный язык, а не болгарский, ссылаясь на то, что знание иностранных языков, дескать, полезно для детей, а кроме того, в раннем возрасте они легче даются»,- пишет Е. Измирлиев. Обучение иностранным языкам в Болгарии захватила какая-то мафия, которая трубит направо и налево, что без иностранных языков никуда: организованы курсы, школы, интенсивное обучение, дистанционное, и чему только не учат – от японского до древнегреческого. И все ради одной цели – чтобы болгары могли легче общаться с миром, а ведь болгарский язык – официальный язык Европейского союза.
«Как обыкновенный болгарский писатель, которого кормит болгарским язык,- пишет Е. Измирлиев,- я потрясен манией болгарина знать много иностранных языков и наплевательским отношением к знанию своего родного языка».
Больше того, в болгарском парламенте уже родилась идея принять закон, лишающий болгарский язык статуса обязательного предмета в средней школе. Складывается впечатление, будто только языковеды и люди пишущие заботятся о судьбе болгарского языка. Остальные уже говорят на странном языке, в котором болгарские слова заменены английскими, немецкими и неизвестно какими! Вывески на улицах пестрят иностранными словами, сплошь и рядом на латинице (идея вообще отказаться от кириллицы перманентно муссируется в обществе). Матери все чаще называют своих детей именами известных героев заграничных мыльных сериалов. Из радио и телеэфира льется речь, в которой только при богатом воображении можно уловить действительно болгарские выражения. «Вот почему,- пишет автор,- я хочу всех призвать: пожалейте болгарский язык!»
«Я желаю сотрудникам Министерства образования и науки да и Министерства культуры,- продолжает писатель,- поработать над идеей, чтобы и в нашей, болгарской школе в конце концов усиленно изучались болгарский язык и литература. Потому что по себе знаю – если человек не знает свой родной язык, ему тяжело выучить иностранный. А когда кто-то хвастает, что хорошо знает какой-нибудь иностранный язык, я всегда говорю: «Слушая твою речь и видя, как ты пишешь по-болгарски, невозможно представить, что ты знаешь иностранный». Е.Измирлиев справедливо подчеркивает, что отношение к языку начинается с родного, если ты его не изучил, ты не выучишь другой с иными правилами и культурой.
Легко заметить, что ситуация с изучением болгарского языка удивительным образом напоминает положение дел у нас с русским языком.
И у нас тревогу бьют и маститые литераторы, и рядовые преподаватели да и сами ученики, точнее те из них, кто собирается жить и работать в России. Ужасающая цифра проваливших в этом году ЭГЭ по русскому языку, увы, не отражает масштабы надвигающейся гуманитарной катастрофы. С каждым годом растет армия неучей, неспособных без ошибок написать элементарный диктант, не говоря уже о полном бессилии грамотно и логично изложить свои мысли в сочинении. Заметьте, если еще недавно мы удивлялись, услышав неправильное ударение или стилистическую ошибку из уст журналиста, диктора или политика, то сегодня мы уже удивляемся, услышав грамотную речь! В определенных организациях дирекция идет даже на финансирование курсов русского языка для своих сотрудников, чтобы хоть как-то восполнить пробелы школьного образования. И все это происходит при абсолютно циничном молчании чиновников Министерства нашего образования и всех тех, кто могут и должны пока не поздно обеспечить изучение родного языка и литературы на надлежащем уровне.
Тут невольно поверишь и в теорию заговора – слишком очевидна злая воля, которая последовательно и настойчиво ведет дело к исчезновению славянского мира. Если мы хотим сохранить свою национальную идентичность, мы должны неустанно бороться, за то, чтобы русский язык и литература стали приоритетными предметами в нашей школе. Положение дел сегодня таково, что нам уже недостаточно просить: «Пожалейте русский язык!».
Ольга Решетникова