У каждого из нас есть выбор. Они сделали свой и ни разу не пожалели. Они и других учат уметь выбирать и не бояться. Ведь выбор сделать легко, тяжело избавиться от сомнений, которые начинаются после.
В нашей жизни есть маленькая дверь в другой мир. Этот мир ближе, чем нам кажется, он есть почти на каждой улице любого города. Это мир — Божьей силы и благодати. В каждой церкви есть люди, служащие храма и Бога, но не монашки и батюшки, а обычные простые люди, которые выбрали место работы и жизни – церковь. У них есть семьи, квартиры, вещи для стирки в тазу, кошка и счета за телефон. Но, просыпаясь утром, путь их лежит не в офисы и заводы, а в храм Божий, где они нашли занятие по душе и разуму.
Выбор
«Каждого человека, вошедшего в храм, приводит Господь. Он, может быть, и пьяница запойный, но его вот так потянуло, он приходит в слезах и на колени — молиться. Каждый человек приходит к Богу, поэтому к нему надо бережно относиться, нельзя цыкать на него, что он там по мокрому полу идёт или платок не так повязал». С этих слов начинает свою историю служащая Храма Воздвижения креста Господня на Чистом Вражке Надежда Васильевна. «Сама, когда пришла в церковь первый раз, всё ходила, металась, не знала куда, зачем. Так и молодые сейчас приходят».
Но молодым сегодня повезло больше. Мясников XX века больше нет. Больше не надо тайком молиться, по ночам скрываться в заброшенных часовнях, больше не надо молчать. В нашем несвободном мире есть одна свобода – право выбирать. В том числе и веру. Охота тебе, русский человек, приносить капусту Перуну и языческим богам – никто не запрещает, а можешь вообще в секты податься – Бог в помощь уйти оттуда полуживым. Но есть наша национальная вера – православие, путь Святого Духа, Отца и Сына Божия. Эта вера принимает и нищего путника, и каждого страждущего, и счастливого младенца, и больного старика. Но ещё она прощает и благословляет последнего грязного убийцу, насильника наших детей, террориста.
«Если он (преступник) пришел с желанием спастись, Господь примет его, а Матерь Божья поможет. А в храме с ним сначала батюшка пообщается, потом ему исповедоваться надо, причаститься» — рассказывает Надежда Васильевна.
Я смотрю в её глаза и вижу неподдельную веру в спасение души преступника. У общества такой веры нет, иначе не поднимали бы вопрос о введении смертной казни.
Надежда Васильевна знает точно, что, если надо, Церковь и оденет, и накормит, и на ноги поставит, и учиться отправит. Главное, чтобы сам человек хотел этого и верил в себя, Бога и спасение.
Откуда в этой женщине такая бесконечная доброта и забота о нуждающихся – факт понятный. Надежда Васильевна всю свою жизнь проработала педагогом в Центре детского творчества, а также воспитателем в детских лагерях. И свою любовь к детям она перенесла в любовь к Богу и всем людям, что не отрекаются от него.
Она никогда не отказывается от работы, частенько ночует в храме, у неё всегда есть приветливое слово и невероятная улыбка для каждого.
Ангел за плечом
«Все зависит от человека. При каждом храме есть ангел, который всё рассказывает Господу и Матери Божьей. Наши помыслы, деяния, нашу злость и зависть ангел уносит на небеса. У каждого человека есть хорошая книга у ангела нашего и плохая книга – у беса. Нам во время Суда Божьего всё вспомнят, и за каждое слово и поступок мы ответим».
Моя вторая собеседница в церкви служит около десяти лет – она самая «молоденькая», но в учениях православных понимает и других наставляет.
«На земле каждый человек грешен, ведь Бог пришел не к праведникам, а к грешникам».
Насчёт грешников она права, думаю я, вспоминая свою собственную жизнь.
Очень часто к Церкви обращаются наркоманы, пытаясь обрести веру в свои силы. Церковь дает всё, что может дать. Остальное уже зависит от Бога и от самого человека.
Эмма Константиновна рассказывает, что у каждого человека есть свой ангел, который всегда рядом. Тут я усмехаюсь и вспоминаю, что мой ангел — хранитель ушёл в бессрочный отпуск без содержания. Эмма Константиновна качает головой и объясняет мне: «Ангел помогает даже неразумному человеку. Если мы не радеем о себе самом, то и ангел от нас отворачивается. Если материться, пить и курить, то ангел также от нас отворачивается. Матерной речи ангелы не выдерживают однозначно и улетают из того дома, где крики и маты. Так что и ангелу, данному нам на попечение и спасение нашей души, мы тоже обязаны молиться».
Эмма Константиновна — бывший экономист, бухгалтер, работник профкома. Всю свою жизнь она и не подозревала, что когда-нибудь обратится к Богу. Но это произошло. Как будто и правда, что Бог призывает в душе. А вот идти ли на этот зов или нет, как всегда, личное дело каждого. Она пошла и ни разу не пожалела.
За окном уже темно. Мы сидим в глубине зала. Яркий электрический свет смешивается с пламенем свечей и отражается от золота подсвечников и икон. Я украдкой смотрю на часы и понимаю, что полтора часа пролетели как десять минут.
Радость
Александр всю жизнь был строителем. До сих пор остался работягой, который знает цену хлебу и воде. Его добрые глаза и русая с проступающей сединой бородка останется в моих воспоминаниях надолго.
«Радость, которая есть в Церкви… её невозможно определить,— рассказывает Александр. — Её нельзя поставить на полку и показывать всем. Вспоминая свою жизнь, я точно могу сказать, что ту радость, которую я получаю здесь, можно сравнить только с ощущениями детей, с их счастьем и невинностью».
Ребенок до 7 лет считается чистым, он ещё неиспорчен, поэтому душа детская всегда свободна. К этой свободе стремится любой прихожанин и служащий. Радость ребенка – настоящая, она не имеет связи с плотским миром, где часто полёт в душе появляется только от дозы алкоголя, наркотика и секса.
«В храме Божьем я уже десять лет, пришёл как-то помочь по строительству, так и остался здесь. Остался душой. Я иногда улыбаюсь как ребенок, плачу как младенец, счастлив как дитя».
Я смотрю на него, а в душе – грусть. У меня такой радости нет давно.
Три человека. Три судьбы. И одна Вера. Та самая, что с большой буквы. Эти люди ходят в обычные магазины, выбираются в кинотеатры, Александр, к примеру, обожает фильм «Остров». Они только газеты и журналы наши не читают и телевизор редко смотрят, потому что рука устает креститься и говорить «Господи, помилуй».
«У церковных людей совершенно другая жизнь, которая связана с нашей мирской тесным образом, но она другая. Как маленький отдельный мир, как будто мы пришли в первый класс и начинаем познавать приближение небесной жизни», — говорит Надежда Васильевна.
Они переглянулись, и Александр сказал: «Но ругаемся мы тоже как все, зато быстро прощаем друг друга. И никогда не позволяем плохого слова в адрес другого человека. Бог слышит».