Большинством голосов, около 57 процентов, швейцарцы в ходе референдума высказались за введение запрета на строительство в стране новых минаретов.
Сегодня в стране, численность населения которой составляет порядка 7,5 миллиона человек, проживает около 400 тысяч мусульман, из которых практикующих примерно 50 тысяч. Речь идет, в основном, о выходцах из Турции и бывшей Югославии. Как и в большинстве европейских стран, ислам – вторая по распространенности религия в Швейцарии после христианства. Многие обозреватели отмечают, что мусульманская община в стране ведет себя, в общем-то, довольно спокойно, ее представители стараются не привлекать к себе излишнего внимания.
Этому внешнему межконфессиональному спокойствию могут только позавидовать некоторые соседи Швейцарии. Скажем, граждане Франции, которые еще долго будут помнить события конца 2005-го, когда разъяренные толпы молодчиков арабского, по большей части происхождения, в течение двух недель громили пригороды Парижа. Нет, «войны предместий» для Швейцарии – это из разряда экзотического. Тем более, вердикт швейцарцев, на первый взгляд, многим кажется неожиданным.
Парадокс еще и в том, что непосредственных неудобств минареты, вроде бы, и не приносили: в стране действует, по разным подсчетам, от полутора до двух сотен мечетей, но только у четырех из них имеются минареты.
В таком количестве эти башни, какими бы высокими они ни были, вряд ли способны заслонить собой знаменитые на весь мир пейзажи швейцарских гор и альпийских лугов. Более того, даже существующие минареты, с которых в странах мусульманского мира принято призывать на молитву исповедующих ислам, в Швейцарии безмолвствовали – из-за местных законов о защите граждан от чрезмерного шума.
Даже для того, чтобы в перспективе противостоять возведению новых минаретов, необязательно было затевать народный референдум и вносить поправки в конституцию: достаточно, как это делалось и раньше на уровне городских администраций, просто продолжать отказывать мусульманам в соответствующих разрешениях на строительство.
Чего же боятся коренные швейцарцы? Понятно, что не минаретов. Их опасения связаны с другим, а именно – с исламским фундаментализмом и исламизацией общества. И минареты для многих из них – это всего лишь наглядный символ этой угрозы. Будь на голосование вынесен поставлен вопрос о запрете ношения мусульманками в Швейцарии паранджи или хиджаба, можно предположить, что результат оказался бы тем же.
Как говорится в заявлении инициаторов референдума, «его итоги свидетельствуют о беспокойстве населения страны перед лицом галопирующей исламизации общества».
«Это также ясный сигнал правительству, чтобы оно следило за соблюдением принципов правового государства каждым жителем нашей страны. Те, кто не уважают правила нашего общества, теряют разрешение находиться на нашей территории. Для нас не может идти и речи о том, чтобы предоставлять мусульманам какие-либо исключительные права, основанные на законах шариата, как, например, освобождение от посещения школьных уроков физкультуры в бассейнах, заключение брака по договоренности родителей, отделение мусульманских кладбищ от христианских и т.д.», – доводят они до сограждан свою точку зрения. По словам одного из представителей Швейцарской народной партии, «результаты голосования говорят о том, что швейцарцы не хотят в своей стране ни минаретов, ни законов шариата».
«Не аргументы против строительства башенок над мечетями убедили большинство проголосовать за запрет, а страхи, которые внушает ислам, его юридические нормы, его предписания относительно одежды, его социальные проявления», – отмечает швейцарская газета «Ле Там». И продолжает: «Тем самым членам мусульманских общин ясно дали понять – чтобы вас принимали в Швейцарии, надо доказать ваше желание интегрироваться».
Вместе с тем, как говорят швейцарские власти, итоги народного референдума не означают, что мусульмане страны будут как-то ограничены в своих религиозных правах.
«Четыре существующих минарета останутся. Кроме того, сохраняется возможность строить мечети. Мусульмане в Швейцарии имеют возможность практиковать свою религию в одиночку или вместе с остальными, и жить в соответствии со своими верованиями так же, как и раньше», – сказано в заявлении правительства.
Министр юстиции Швейцарии Эвелин Видмер-Шлумпф подчеркнула, что свобода вероисповедания по-прежнему останется одной из ключевых ценностей страны. «Запрет направлен только против строительства новых минаретов, речь не идет о неприятии мусульманского сообщества, религии и культуры», – сказала она. Примерно этими доводами Видмер-Шлумпф, находясь в Брюсселе, где проходил Совет ЕС по внутренним делам, уже на следующий день после оглашения итогов референдума пыталась убедить своих коллег, а также председательство Евросоюза, дабы хоть как-то сгладить критическую реакцию в Европе. Особого успеха швейцарка не добилась, да и поздно было: в понедельник утром новость уже красовалась на первых страницах большинства европейских СМИ, а с середины дня по всему миру уже покатилась волна беспокойств и сожалений. «Отметились» многие – от Ватикана и организации «Международная амнистия» до Совета Европы и самой Организации объединенных Наций. Общий посыл таков: решение швейцарцев – явная дискриминация, вносящая раскол и сеющая вражду. Свое негодование, естественно, выразили и лидеры мусульманского мира.
За весь ЕС высказался глава МИД председательствующей в сообществе Швеции Карл Бильдт, назвавший запрет минаретов «предубеждением» и «во всех отношениях негативным сигналом». Вместе с тем, консолидированной позиции Евросоюза по этому вопросу так и не прозвучало: совсем недавно избранные «лица» ЕС, Херман Ван Ромпей и Кэтрин Эштон, которые, по идее, должны говорить от имени всего сообщества «одним голосом», красноречиво промолчали. По вполне понятным причинам.
Мусульманский вопрос для Европы – материя весьма тонкая, порой даже взрывоопасная. Здесь любое неосторожное слово или публикация в СМИ – вспомним Данию и карикатуры на пророка Мухаммеда – может вызвать бурную реакцию.
Брюссель, кроме того, волнует еще и то, что швейцарский референдум может стать примером для других европейских стран. Недаром французский министр иммиграции Эрик Бессон признался прессе, что «предпочел бы избежать подобного голосования во Франции». Бельгийские СМИ, комментируя итоги швейцарского референдума, замечают, что, если бы подобный плебисцит провели в Бельгии, то его итоги, вероятнее всего, оказались бы аналогичными. И это вполне похоже на правду: приветствовавшая решение швейцарцев крайне правая партия «Вламс Беланг», действующая в нидерландоязычном бельгийском регионе Фландрия, уже давно выступает за запрет строительства новых мечетей. Вот и глава МВД Италии заявил, что тоже не прочь провести у себя в стране референдум по минаретам. Думается, что и в некоторых других европейских странах найдется достаточно охотников призвать народ сказать символическое «стоп» процессам исламизации.
Проблемы с интеграцией мусульман и исламизацией Западной Европы вызывают беспокойство во многих европейских столицах, хотя правящая элита, политические партии и основные европейские СМИ, ритуально выступающие против исламофобии, неохотно признают их наличие.
Речь идет, в частности, о появлении во многих городах Европы своеобразных «гетто», целых отдельных районов, большинство жителей которых – представители нетитульных меньшинств. Они, в основном, малообразованные, живут на предоставляемые государством социальные пособия, их семьи, как правило, разрастаются с поразительной скоростью, их дети не хотят учиться, часто предпочитая школе мир уличных банд. И главное – они не очень-то жалуют местные законы. Против возникновения таких «параллельных» обществ и проголосовали в Швейцарии.
Можно, конечно, осуждать швейцарцев, как это и делают сейчас большинство европейских политиков, однако было бы глупо отрицать, что они ткнули пальцем в больную мозоль.