Главный храм Свято-Троицкого монастыря «Лавра Мамбре» в Гватемале |
В двадцати километрах от столицы на высоком берегу озера Аматитлан стоит и только что не сияет на солнце куполами великолепный православный храм. Новенький, который сейчас внутри расписывают двое художников из Завидова. Потом станут золотить купола. Церковь Святой Животворящей Троицы возводят семь лет, осталось совсем немного.
На огромном участке земли поместилось еще и здание детского приюта, которое тоже вовсю строят. Монастырю, а его создатели задумали возвести именно обитель, принадлежит еще и берег, и часть озера.
Нас встретили игуменья Инес и сестра Мария. Немного странно это: смуглый загар на лицах, а кресты наши, православные.
– В 20 лет я стала монахиней католического монастыря, – рассказывает настоятельница, – и там мне попалась книга о святом Серафиме Саровском. А еще через 16 лет я ушла из монастыря и приняла православие. Сестра Мария – филиппинка. Вот уже 14 лет как мы православные.
– Но почему именно православие?
– Католицизм давно переживает кризис, всячески старается адаптироваться к новой жизни, но при этом теряет глубину, строгость и нравственную красоту. А православие не занимается приспособленчеством, ему свойственна строгая чистота.
– Почему вы приняли решение строить монастырь именно здесь?
– Здесь прошло мое детство, а на месте храма стояла домашняя часовенка, – объясняет Инес, – и сюда, в новое здание приюта, мы перевезем детей из города. Тут им будет раздолье.
Надо пояснить, что Гватемала – очень бедная страна. К тому же она держит одно из первых мест в мире по количеству тяжких преступлений. Но предки Инес еще 160 лет назад основали в столице приют для детей-сирот. Кстати, как нам сказали, строительство православного монастыря финансирует отец Инес, местный олигарх.
– Отец одобрил ваше желание стать монахиней? Вы единственная дочь в семье? – спрашиваем у игуменьи.
– Когда я ушла в двадцать лет? Нет. А вот переход в православие он одобрил, а мама просто была в восторге. Знаете, они ведь после меня тоже приняли православие. Очень любят Россию, ездили туда не раз. Нас, детей, в семье шестеро.
Храм уже строился, когда в Гватемале открылось российское посольство. И знакомая Инес, дама из семьи старых русских, предложила представить ее послу.
– Представляете, она нас познакомила, а через пять дней умерла, – сообщает игуменья, которая считает, что это некий знак. Успел человек напоследок сделать добро.
И россияне немедленно стали помогать будущему приходу. То, что он будет, сомнений нет. Потому что в частном приюте Инес живут 50 детей от трех лет и старше. Еще десять мальчиков учатся в частной школе на Карибском побережье.
– Школа надежно спрятана, до нее можно добраться только на лодке. Зато гарантировано, что ребята не будут иметь никаких связей с подростками из уличных банд, – поясняет сложную комбинацию Инес.
А прошлым летом Инес и Мария повезли в Москву поступать в Университет дружбы народов (РУДН) на бесплатно выделенные места двух своих выпускников. Будут учиться на психологов. Сами матушки успели съездить в Дивеево, в Троице-Сергиеву лавру и даже в Смоленск.
В городском здании приюта есть своя домовая православная церковь. Юные прихожане живут здесь в отличных условиях, дети ухоженные и ласковые. Но, конечно, в монастыре у озера им будет еще лучше.
Мы видели их, когда дети собрались встречать российского министра иностранных дел Сергея Лаврова и главу фонда «Русский мир» Вячеслава Никонова.
– Вижу по вашим глазам, как вы любите свою страну. Важно, чтобы, когда вы вырастите, вы взяли в попутчики хорошую профессию. Чем больше знаешь, тем лучше жизнь, – объяснял ребятам Сергей Лавров.
А Вячеслав Никонов сообщил, что фонд «Русский мир» открывает в школе-приюте центр русского языка и привез в Гватемалу книги, аудиозаписи и фильмы. Учить ребят будет преподаватель из РУДН. Она же – супруга российского консула.
Когда мы уезжали из монастыря, за рулем огромного внедорожника расположилась сама игуменья. Ее почтительно провожала охрана – здоровые дядьки в черном.
– Это местные бандиты, – улыбнулась Инес. – Когда началась стройка, явились ко мне с требованием платить «за крышу». А я их на работу взяла.
Вот таких православных подвижниц – русских по вере и душе – мы встретили в Гватемале.
В ходе своего официального визита в Гватемалу Сергей Лавров встретился с президентом страны и передал ему приглашение посетить Россию в марте нынешнего года. Приедет в Москву и министр иностранных дел Арольдо Родас. Лавров особо отметил, что коллега был в нашей стране более тридцати лет назад.
А в Гватемала-сити министры подписали соглашение между правительствами о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Пока это рамочный документ, но в перспективе возможны поставки в Гватемалу спецвооружений для борьбы с наркооборотом и оргпреступностью, совместные учения персонала, подготовка кадров. Уже идет работа над соглашением о взаимной защитеинвестиций.
Для решения проблемы продовольствия в районах, пострадавших в сентябре 2009 года от страшной засухи, Россия выделила Гватемале миллион долларов.
А в аэропорту, откуда самолет с российским министром готовился вылететь в Мексику, местный техперсонал фотографировал раскраску-триколор. Такие лайнеры видели здесь лишь однажды – в бурную ночь битвы за Олимпиаду-2014.