И.о. декана механико-математического факультета МГУ им М.В. Ломоносова Владимир Чубариков рассказал корреспонденту «ТД» о том, почему мехмат не будет переходить на Болонскую систему, как ЕГЭ принижает роль учителей и как соотносятся наука и вера.
– Да, обязательно будет дополнительный экзамен по математике. И для математиков и для механиков (у нас два отделения и раздельный конкурс).
– Есть ли отличия в успеваемости, «качестве» студентов по сравнению с наборами прошлых лет, ведь в этом году они были набраны по результатам ЕГЭ?
– Отличия, конечно, есть. Проблема в этом году была еще и в том, что было очень много победителей олимпиад по математике первого уровня. Поскольку на отделении механики в этом году не было дополнительного испытания (было только на отделении математики), к нам поступило много призеров олимпиады. И теперь их приходится отчислять.
– Не справляются?
– К сожалению, да.
– У вас такая серьезная первая сессия?
– У нас все сессии серьезные. Если человек перестает заниматься, то он не может сдавать экзамены. На первом, втором, третьем курсах идет фундаментальная подготовка, поэтому учиться нужно серьезно.
– Как факультет готовится к переходу на Болонскую систему?
– Мы не будем переходить на систему магистр-бакалавр. Министерство разрешило нам продолжать готовить специалистов.
– Почему было сделано это исключение?
– Перерыв в занятиях математикой чреват тем, что человек после этого не сможет заниматься фундаментальной наукой. Должна быть постоянная подготовка, как у спортсменов, только тогда можно надеяться, что человек сможет делать фундаментальные открытия. В прикладных областях есть «подсказка от природы». А математика – наука божественная. Мы ищем то, что дано свыше. Старые математики так и писали – «я нашел».
– Есть ли условия для занятий математикой в России? Ведь не секрет, что многие ученые уезжают за границу.
– Действительно, многие уезжают, но пока страна имеет достаточно талантов здесь. Таланты распределены по территории нашей страны равномерно, поэтому очень важно их находить.
– А научные центры в России все-таки сосредоточены в Москве и Петербурге, или есть серьезные институты, например, в Сибири?
– Есть и вне столиц. Но важнее не научные центры, а хорошие учителя. И очень жаль, что потеряна связь чиновников с учительством. Сейчас статус преподавателя сильно принижен. Восстановить его было бы очень большим достижением. Введение ЕГЭ в определенном смысле тоже принижение учительства. Раньше учитель или собрание учителей определяли достижения ученика и выдавали аттестат зрелости. Сейчас даже понятие аттестата зрелости упразднено. ЕГЭ как форма проверки знаний может существовать – в девятом, в десятом классе. Но выпускные испытания должны проводиться, я считаю, в другой форме.
Есть два основных предмета: язык и математика. Они учат грамотности, логике. Если этого не будет – мы погибли. Уже есть примеры: в армию приходят люди, которые не могут расписаться. Это страшно! Мы можем вернуться к временам, когда придется заниматься ликвидацией безграмотности.
Сейчас появились различные современные технические средства, компьютеры. Они, конечно, помогают в работе. Но ведь нужно понимать, что население в стране очень разнородно по грамотности. И что в селе, даже если вы пришлете эти компьютеры, их не смогут использовать. Но все-таки прежде всего человек должен учиться классическим вещам, так называемым «свободным искусствам» – математике, филологии, логике и так далее. А если он учится только тому, как нажимать на клавиши, то можем отучиться мыслить. А нам нужны люди думающие.
– Как обстоят дела с педагогическими кадрами на факультете? Есть проблема старения кадров?
– Такая проблема, безусловно, есть. Но так как к нам постоянно приходят молодые талантливые ребята, ситуация пока не критическая. Мы охотно принимаем молодых специалистов. Наверное, их привлекает марка факультета, имя МГУ, хотя, к сожалению, зарплата, которую они получают у нас и зарплата, которую получают их сверстники, расходятся в десятки раз.
– Стереотип о том, что естественнонаучные знания несовместимы с верой сохраняется в научной среде?
– Дело в том, что к религии часто подходят с позицией, что надо что-то доказывать. А вопросы, связанные с верой, определяются лишь самой верой. Не надо ничего доказывать – надо просто верить. Тогда все становится на свои места. В науке важна доказательная часть, а вере – просто вера. Эти две составляющие не противоречат, а, напротив, дополняют друг друга, позволяют человеку жить полноценной жизнью.
– Недавно студенты и преподаватели университета обратились к ректору и Патриарху с просьбой открыть храм на территории кампуса на Воробьевых горах. Как Вы относитесь к этой инициативе?
– Действительно, мы обращались к ректору с инициативой открыть храм, посвященный просветителям словенским Кириллу и Мефодию. Я думаю, это правильно, ведь наша культура и образование начались с письменности, которую дали нам святые братья.
Беседовала Мария Хорькова