Слава Ирландии

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Образованность и глубокое понимание сути вещей – не одно и то же. И зачастую слишком образованные люди не видят истинных ценностей. Так, немало очень образованных людей, имевших даже докторскую степень, было и среди нацистов и коммунистов (К. Маркс, В.И. Ленин).

Доказательство вышеприведенного тезиса можно обнаружить в речах двух высокообразованных англичан XIX века, имевших совершенно неправильное представление об Ирландии. Один из них был премьер-министром, а второй, как это ни печально, служителем англиканской Церкви.

Загрузить увеличенное изображение. 359 x 500 px. Размер файла 41175 b.
 Бенджамин Дизраэли
Бенджамин Дизраэли

Бенджамин Дизраэли (1804–1881), 40-й британский премьер-министр, заявлял следующее: «Ирландцы ненавидят наш порядок, нашу цивилизацию, нашу развивающуюся промышленность, нашу чистую религию (отец Дизраэли перешел из иудаизма в Церковь Англии ради своей карьеры. – прот. А.Ф.). Этот дикий, безответственный, ленивый, сомнительный и суеверный народ не имеет ничего общего с английским характером. Их идея о человеческом счастье есть чередование клановых ссор и грубого идолопоклонства. Их история описывает непрерывную череду фанатизма и крови».

А вот реакция англиканского проповедника Чарльза Кингсли (1819–1875) на ужасные голод и нужду, увиденные им в Ирландии в викторианскую эпоху: «Я был устрашен этими человекообразными шимпанзе, которых видел на сотнях миль той ужасной страны. Не думаю, что это наша вина. Наоборот, считаю, что их не только больше, чем было раньше, но, кроме того, они более счастливы, содержатся и кормятся сегодня в лучших условиях, чем когда-либо до нас. Однако противно видеть белых шимпанзе; были бы они черными – не было бы так жутко; но их кожа, когда не покрыта загаром, такая же белая, как и наша».

Святой Патрик
Святой Патрик

Не будем комментировать протестантский фанатизм, расистское невежество и слепое лицемерие этих людей, виновных в массовых убийствах и в то же время оправдывающих себя. Не удивительно, что те же люди легко позволили туркам завоевать коренные христианские народы Балкан, да и сами охотно истребляли народы Индии и Африки, Северной Америки и Океании. Их отношение к «небелым» протестантам было, по крайней мере, последовательным. К сожалению, многие историки, писавшие и до сих пор пишущие книги по истории и статьи для газет в Англии совершенно одного духа с Дизраэли и Кингсли. А все, кто с ними не согласны, объявляются «примитивными».

Православное христианство пришло в Ирландию с Востока. В случае со святым Патриком († 461(?); память 17/30 марта) это была Британия периода после ухода римлян. Святой Патрик обучался в Галлии. А многие галльские монахи обучались на Востоке. Подвижники приходили из Египта, Палестины, Сирии и Армении. Ольстерский монастырь Бангора в Ирландии, например, в практиковавшихся в нем молитвах назывался «переведенным из Египта». Кстати, обычай украшать красными точками начальные буквы манускриптов пришел из Ирландии через египетских монахов.

Загрузить увеличенное изображение. 337 x 577 px. Размер файла 245433 b.
 Преподобный Колумба Айонский, чудотворец
Преподобный Колумба Айонский, чудотворец

Тяга к миссионерству в Ирландии началась со святого Колумбы († 597; память 9/22 июня), который в 563 году отправился на остров Айона и крестил Шотландию. С острова Айона ученики святого Колумбы позднее перешли на остров Линдисфарн и крестили всю северную Англию. Далее ученики-миссионеры отправились уже в континентальную Европу. Святой Колумба поистине стал примером того, кто может одержать окончательную победу в деле миссионерства. Монахи отправлялись во все стороны света, уходили в славное и героическое изгнание ради Христа. Некоторые отправлялись на север, как святой Колумба. Другие уходили на северо-запад, как, например, святой Брендан Мореплаватель († ок. 575; память 16/29 мая), побывавший в Исландии, Гренландии и Северной Америке. Некоторые монахи садились в лодку без парусов и полностью отдавали себя в руки Божии. Многие из таких добровольных изгнанников достигали Европы, где встречали варваров. Бесстрашные ирландцы, которых никогда не завоевывали римляне, приносили христианскую веру в эти земли.

Одним из таких странников был святой Колумбан (память 23 ноября / 6 декабря). Он был примерно на 20 лет моложе святого Колумбы – родился около 540 года в ирландской провинции Ленстер. В течение 25 лет он вел монашескую жизнь в монастыре Бангор. В 590 году он вместе с двенадцатью спутниками отправился в Галлию, где среди варваров-бургундцев в лесах основал три монастыря: Аннегре, Фонтен и Люксей. Последний стал одним из наиболее значительных монастырей той эпохи. Все это свидетельство того, что святой Колумбан имел не меньший успех в обращении в христианскую веру коренных жителей Европы, чем святой Колумба, а этого никогда не удавалось римлянам.

Загрузить увеличенное изображение. 370 x 493 px. Размер файла 105763 b.
 Преподобный Колумбан Люксейский
Преподобный Колумбан Люксейский

Позднее, будучи в двойном изгнании (из Ирландии и Бургундии), святой Колумбан отправился в северную Италию для просвещения ломбардцев. Но когда он перебирался через Альпы, ему пришлось задержаться в Арбоне, недалеко от Констанцского озера. Дело в том, что один из его спутников, святой Галл (память 16/29 октября), отлично знавший германские языки, заболел и не мог идти дальше. Было решено оставить святого Галла в Альпах, а святому Колумбану с остальными его спутниками продолжить путь в Ломбардию. Достигнув Ломбардии, они основали первый итало-ирландский монастырь. В 612 году неутомимый святой Колумбан, которому шел уже восьмой десяток лет, сам принял участие в строительстве обители и с радостью носил деревянные балки на своих плечах. Святой Колумбан умер в 615 году, он оставил после себя большое число писем, проповедей, наставлений братии, стихотворений. Но главное наследие святого Колумбана – это его монастыри в Европе, которые послужили делу распространения православного богословия Ирландии на континенте. С тех пор прошло уже много времени, и сегодня нам сложно сказать, сколько монастырей было посвящено святому Колумбану как при его жизни, так и после его кончины. Таких монастырей, существовавших на территории нынешних Германии, Франции, Швейцарии и Италии, было не меньше 60, а вполне вероятно, что их было более 100.

Загрузить увеличенное изображение. 365 x 493 px. Размер файла 100371 b.
 Святой Галл, апостол Швейцарии
Святой Галл, апостол Швейцарии

Еще один монастырь, о котором мы знаем, – это обитель святого Галла (Санкт-Галлен) в Альпах. Этот монастырь основал оставленный святым Колумбаном в Альпах монах Галл, ставший главной фигурой в учреждении Церкви в Швейцарии. После ухода святого Колумбана святой Галл обнаружил, что вокруг него нет никого, кроме волков, медведей и неграмотных аллеманов. Святой начал обучать этот народ вере и учить их писать. До нас дошла лишь одна работа святого Галла – его проповедь, столь исполненная искренности, простоты и доброты, что нам и сегодня понятно, как она тронула сердца аллеманов.

В 615 году, когда святой Колумбан был на смертном одре, в дверь святого Галла постучали. Это приехали братия из монастыря Боббио и привезли ему посох Колумбана в знак того, что Галл является ближайшим его духовным учеником. В 616 году святой Галл, о трудах которого уже многие знали, отказался стать епископом Констанцским. А в 627 году он отказался возвратиться в процветавший тогда монастырь Люксей в качестве игумена. Он продолжал заниматься своим делом и ко времени своей смерти, наступившей около 645 года, просветил всех аллеманов.

Мы очень многого не знаем об этих вольных изгнанниках из Ирландии. Их домики, строившиеся из глины и прутьев, уже давно развалились, а большая часть их замечательных творений была уничтожена. Но мы знаем точно, что эти «зеленые мученики»[1] прошли всю Европу и повсюду основывали монастыри, впоследствии выросшие в такие города, как Оксерр, Лаон, Люксей, Льеж, Трир, Вюрцбург, Регенсбург, Рено, Райхенау, Зальцбург, Вена, Санкт-Галлен, Боббио, Фьезоле, Лукка – и мы назвали далеко не все. Ирландский подвижник святой Фурсей († ок. 648; память 16/29 января), которому часто являлись видения, приехал в Восточную Англию, затем в Ланьи – чуть восточнее Парижа, а после – в Перонну, со временем названную «Перонной ирландцев» и известную также как «Город святого Фурсея». Святые миссионеры-ирландцы Кайдок и Фрикор (VII век; память 1/14 апреля) преуспели в Пикардии. Ирландец святой Виргилий († 784; память 27 ноября / 10 декабря), занимавшийся геометрией, стал впоследствии архиепископом Зальцбурга. Святой Донат († 874; память 22 октября / 4 ноября), тоже ирландец, был единодушно избран епископом Фьезоле (недалеко от Флоренции) и руководил этой епархией почти 50 лет. Святой Катальд (VII век; память 10/23 мая), родом из Ирландии, почитаемый по всей южной Италии под именем Сан Катальдо по сей день, был удивлен, когда его на обратном пути из паломничества в Святую Землю вдруг назначили епископом в городе Таранто, расположенном на самом своде итальянского «сапога». Собор в Таранто до сих пор освящен во имя святого Катальда.

Среди таких добровольных изгнанников было и много женщин, хотя мы меньше знаем об их путешествиях. Однако то, что многочисленные церкви освящены во имя святой Бригитты в Германии, Франции, Австрии и Италии, говорит само за себя.

Более половины комментариев на Священное Писание в Западной Европе с 650 по 850 год были написаны ирландцами. К концу VIII века они дошли до города Модра в Моравии (ныне Словакия. – Д.Л.), где недавно была откопана церковь, похожая на маленькую церковь в Глендалоу. Следы «белых мучеников» найдены даже в Киеве.

Кстати, еще в 870 году монах Эйрик Оксеррский (841–876) писал в житии святого Германа, что «почти вся Ирландия, не взирая на море, ступает на наши берега».

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 65732 b.
 Остров Скеллиг Михаил
Остров Скеллиг Михаил

Некоторое время Ирландия была единственным местом, сохранявшим православную цивилизацию в Западной Европе. Примерно с 500 по 600 год – более 100 лет – православное христианство в Западной Европе существовало благодаря таким местам, как остров Скеллиг Михаил, расположенный западнее берегов Ирландии, породивший многих святых. Два последующих столетия, то есть примерно до 800 года, звезда Ирландии ярко сияла на весь Запад.

Сейчас, когда в Ирландии Католическую Церковь подорвал скандал со священниками-педофилами, Ирландии снова пора, оглянувшись назад, за XII век, в который англо-норманны принесли сюда римо-католицизм, обратиться к своим корням и возвратиться к своей славе.

Протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского Дмитрий Лапа


Orthodox England. Vol. 13. № 4.

9 августа 2010 г.

[1] Древние ирландцы классифицировали мученичество по трем степеням, или уровням. Первый уровень – «белое мученичество», предполагавшее очищение плоти посредством лишений, поста и добровольного страдания. Второй уровень – «зеленое мученичество», достигавшееся очищением души путем отказа от всех желаний и покаяния во всех грехах прошлого. Последний уровень – «красное мученичество», когда монах становился миссионером, уходя в мир, готовый подвергаться гонениям и пострадать до смерти ради Царствия Христова.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Димитрий16 мая 2013, 20:19
Спаси и сохрани, Господи, протоиерея Андрея Филлипса
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×