Православный календарьПравославный календарь
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.

Состоялось очередное заседание комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством

Москва, 20 ноября 2010 г.

19 ноября 2010 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялось очередное заседание Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС.

В заседании Комиссии приняли участие ее глава, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Можайский Григорий, архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Брянский и Севский Феофилакт, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, входящие в состав Комиссии клирики Русской Православной Церкви и сотрудники Отдела внешних церковных связей.

Обращаясь к членам Комиссии, митрополит Иларион сказал:

Дорогие владыки, отцы и братья!

Приветствую вас на очередном, пятом заседании Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством. Нам предстоит сегодня обсудить широкий круг вопросов, связанных с существованием старообрядных (единоверческих) приходов в лоне Русской Православной Церкви, а также с диалогом между нашей Церковью и старообрядческими согласиями.

Старый обряд – это не просто обряд. Старый обряд можно назвать эталоном для церковной жизни, для литургического творчества. Я не впервые говорю эти слова, они звучали и при посещении мною Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции. Когда мы участвуем в богослужении, совершаемом по старому обряду, мы не только узнаем, как молились наши предки. Мы учимся у них правилу молитвы, глубже начинаем понимать, что такое церковное литургическое творчество.

Как отмечал ранее Святейший Патриарх Кирилл, несколько столетий назад была предпринята попытка изменить цивилизационный код наших предков, привить им иную культуру и иные ценности. Это закончилось неудачей, а во многом и трагедией. Нужно было многого лишиться, чтобы теперь понимать, насколько важно и полезно обращаться к нашим духовным истокам, обращаться к той традиции, которая сохраняется и в нашей Церкви. Это важное, большое и миссионерское дело, потому что направлено оно на сближение с нашими братьями и сестрами, находящимися до сих пор в отделении от церковного общения.

Мы никого не должны осуждать, никого не должны пытаться насильственно к себе привлечь. Но мы должны уметь служить так, как служили наши предки. Совершать богослужение по старому обряду – это не только своевременно, но это и современно. Потому что старый обряд, как и всякий эталон, не устаревает. Это показывает тот интерес к старому обряду и к каноническому церковному искусству, который не умирает в нашем обществе. Не случайно так много сегодня хоров, исполняющих песнопения знаменного распева. Не случайно господствующим стилем в нашей иконописи сегодня является все-таки именно канонический стиль, а не академический. Старый обряд продолжает оставаться очень значимым свидетельством о том, каким должно быть церковное искусство и какими должны быть церковные обряды – соединяющими с Господом, восставляющими на молитву.

Старообрядческий раскол, которому уже почти 350 лет, – трагедия Русской Церкви. Произошел он вследствие отсутствия мудрости у людей, в свое время инициировавших книжную справу, и у тех, кто воспринял ее как нарушение церковного Предания. Мы сейчас должны задумываться не о том, кто был прав и кто был виноват во всей этой трагической истории, а о том, как исцелить раны, нанесенные за время существования раскола. Раскол – это всегда рана на теле Церкви, и до тех пор, пока он не будет уврачеван, эта рана остается незаживающей и кровоточащей. Наша задача – пытаться минимизировать исторические последствия раскола в сознании православных людей.

Предпринимались неоднократно попытки исцелить раскол. Одной из таких попыток было создание единоверческих приходов. Были предприняты и другие шаги навстречу нашим братьям и сестрам старообрядцам: отменены клятвы на старые обряды, что навсегда будет связано с именами Святейшего Патриарха Пимена и приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима. Снятие клятв определенно способствовало изменению самосознания части старообрядцев: одни перестали сторониться православных храмов и священников, другие воссоединялись с Церковью. Чаще – индивидуально, но известны и случаи присоединения целых общин или групп верующих. Соответственно появляется и задача: принять в лоно Церкви этих людей, создать им психологически благоприятную обстановку, помочь им адаптироваться в новой среде.

Скажем и о другом. Русская церковная старина сегодня не только востребована, но и нуждается в реабилитации. В области изучения собственной церковной древности, формирования верного о ней представления мы находимся в незавидном положении. Ввиду борьбы с церковным расколом в XVIII – XIX столетиях существовали определенные ограничения в развитии отечественной исторической литургики, музыкальной медиевистики. Старообрядцы фактически монополизировали тему русской церковной старины. Между тем их изыскательские интересы не простирались далее середины XVII века. В результате всякий любитель церковной старины, вынужденно обращавшийся к старообрядцам, помимо безусловно полезного, находил там и немало новозаимствований.

В заключение хотел бы сказать о том, что сегодня состоялось мое посещение духовного центра старообрядцев Белокриницкого согласия – Старообрядческой митрополии в Рогожском поселке. Мы имели доброе братское общение за чашкой чая с главой Русской православной старообрядческой церкви митрополитом Корнилием, обсудили некоторые конкретные вопросы, связанные с нашими взаимоотношениями. Не проявляя излишнего оптимизма, рад констатировать положительную динамику двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Русской православной старообрядческой церковью и наличие доброжелательной атмосферы в нашем диалоге. Надеюсь, что диалог будет развиваться к общей пользе наших верующих.

Под председательством митрополита Илариона были рассмотрены текущие вопросы деятельности старообрядных приходов Русской Православной Церкви, а также состояние отношений со старообрядческими согласиями. На заседании был рассмотрен проект Положения о старообрядных (единоверческих) приходах Русской Православной Церкви. Были приняты отчет о проделанной работе и предложения Комиссии Священному Синоду Русской Православной Церкви.

20 ноября 2010 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×