Толстой – зеркало русских сомнений

Известно, что решение Святейшего Синода не считать Льва Толстого членом Церкви в свое время раскололо русское общество. Магия личности великого писателя, его вдохновенные и трагические духовные поиски не оставили тогда равнодушными никого – ведь они были удивительно созвучны той эпохе, которая готовила России немалые испытания.

Конечно, журналисты не могли пройти мимо такой благодатной для полемики темы в год 100-летия со дня смерти Толстого. Поэтому дебаты, организованные 23 ноября в РИА «Новости» по случаю памятной даты, продолжались более трех часов. Сюда были приглашены как представители прессы и богемы, среди которых праправнучка писателя телеведущая Фекла Толстая, так и священник Георгий Ореханов, автор двух книг, раскрывающих творчество Льва Толстого с незнакомой обывателю стороны.

Тон дискуссии попытался задать современный интерпретатор творчества Толстого, драматург и режиссер Михаил Угаров, который заявил, что «Толстой при всем его еретичестве был крупным религиозным мыслителем, не признавать влияние которого невозможно». По его мнению, Церковь могла бы не только простить Толстого, но и сама покаяться. Вопреки ожиданиям, этот довод не стал катализатором острой полемики. Многие из поклонников творчества Льва Николаевича согласились с проректором Свято-Тихоновского гуманитарного университета священником Георгием Орехановым, который рассказал, что «для внимательного читателя существует несколько Толстых: в издании Черткова – обличитель, борец с самодержавием; другой Толстой – сомневающийся, искатель истины, и такой образ современному читателю еще только предстоит открыть заново».

Принято считать, что в переломную эпоху конца XIX – начала XX века русская интеллигенция достаточно легко отошла от Христа. По словам философа Хомякова, «если бы объявить на Руси свободу вероисповедания, то православных осталось бы очень мало – аристократия подалась бы в католичество, а крестьяне бы ушли к старообрядцам». Идеологи коммунизма зацепились за этот полемический посыл и поспешили объявить, что вера изжила себя. Конечно, с этих позиций очень просто назвать Толстого «зеркалом русской революции», особенно после прочтения его поздних произведений. Однако редкий советский читатель добирался, например, до дневника Толстого, также написанного в поздние годы, но раскрывающего совсем иначе личность великого писателя. «Сомнения и духовные искания сопровождали писателя постоянно – в каждый момент его жизни. Утром, например, он мог записать какую-то мысль, но уже к вечеру находил тысячи доводов против нее. Ему была глубоко чужда душевная сонливость и успокоенность, которая так часто сопровождает жизнь многих из нас», – рассказал отец Георгий.

Священник констатировал, что современную публику уже не может развести на два лагеря то, что Толстой отошел от Церкви. Но причины этого, к сожалению, в том, что «в постмодернистскую, постхристианскую эпоху человек потерял интерес к религиозным проблемам. И те вечные вопросы, которые задает писатель на страницах своих произведений, его духовные искания – именно они могут пробудить душу читателя. И он будет искать ответы на них в Евангелии и церковном предании».

Все участники дебатов были единодушны в том, что изучение великого наследия Льва Толстого ни в коем случае нельзя изымать из школьной программы. Известная журналистка, прямой потомок писателя Фекла Толстая подчеркнула, что «тексты писателя многие чиновники от образования считают слишком сложными для изучения в детском возрасте». По ее мнению, некоторые современные школьники не в состоянии даже ознакомиться с этими произведениями из-за особой манеры изложения – длинное «толстовское» предложение не воспринимается поколением, воспитанным на смс.

Представители Русской Православной Церкви считают такую ситуацию прямой угрозой духовности нации. «Где современный подросток, который не читает Евангелия и не ходит в церковь сможет узнать о бессмертии души? Чуть ли не единственным источником таких сведений может стать роман "Война и мир". Вспомните эпизод, где французы хотят расстрелять Пьера Безухова, когда герой сам себе задает вопрос: неужели они могут убить мою бессмертную душу? После этого ребенок может задуматься и о своей душе", – отметил отец Георгий.

«Читать или не читать Толстого, который после известного определения Святейшего Синода сам заявил о том, что не считает себя членом Православной Церкви, – это личное дело каждого православного, но надо помнить, что даже такой суровый критик толстовства как праведный Иоанн Кронштадтский считал Льва Николаевича великим писателем», – подчеркнул проректор ПСТГУ. «В этом-то для православных как раз и заключается трагедия, что великий писатель, один из самых известных россиян в мире на тот момент, перестал быть членом Церкви Христовой», – добавил он.

Священник Георгий Ореханов заострил внимание на том, что культурный и религиозный феномен Толстого должен изучаться не только в светских, но и в церковных вузах. По его словам, изучение жизни и творчества писателя может помочь в разгадке удивительного всплеска религиозного искательства, который произошел в русском обществе в 70–80-х годах позапрошлого столетия и пока остается во многом необъяснимым.

Открыть заново Толстого предстоит не только читателям, но и исследователям – многие годы его творчество подавалось сквозь призму идеологии.

Антонина Мага

24 ноября 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Михаил28 апреля 2012, 15:17
Возможно дело в различии взглядов на личность писателя - с точек зрения 1)ортодоксально-православной и 2) общечеловечески-моральной. Лев Николаевич, отрицая обряды и таинства создаёт образ Платона Каратаева, человека, который, насколько я понимаю, приближен по своему образу к почти идеальному христианину. Он не ропщет, не жалуется на судьбу, находясь в плену у французов Платон являет образец терпимости, переносит тяготы плена с улыбкой, не озлобляясь. Только после того как Платон почувствовал недомогание, начал жаловаться Безухову, немного отошел от этого качества русского человека "что бы не случилось, всё переживём", Безухову стало неприятно с ним общаться. Но описание смерти Платона и последующие переживания по этому поводу Пьера... Платон встретил смерть как истиный христианин,.. да, ему было страшно, может быть,... его просто застрелили у дерева около дороги... Моё мнение: Лев Николаевич очень глубоко понимал образ Платона, это и есть интуитивное чувствование христианского пути, христианских добродетелей. Возможно это просто в крови у каждого второго русского человека благодаря тому, что мы уже более тысячи лет находимся под куполом православия... Жаль что Лев Николаевич не примирился с церковью, возможно из-за видения каких-то мелких недостатков. Кто знает, что бы он еще мог сотворить, находясь в лоне Православной церкви.
Серафим Григорьев 6 декабря 2010, 21:08
Ленин и Лев Толстой

1. «Лев Толстой как зеркало русской революции»:

- …помещик, юродствующий во Христе.

- …истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: "я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками".

- юродивая проповедь "непротивления злу" насилием.

Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная -
Матушка Русь!

- Патриархальная деревня, вчера только освободившаяся от крепостного права, отдана была буквально на поток и разграбление капиталу и фиску *.

- Толстой смешон, как пророк.

2. Л. Н. ТОЛСТОЙ
"СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТ" №18, 16 (29) ноября 1910 г.

- Святейший синод отлучил Толстого от церкви. Тем лучше.
Андрей 2 декабря 2010, 02:49
А по моему подавляющее боьшинство людей считают Толстого великим писателем только потому, что в свое время такую пропаганду проводила советская власть, а после по инерции про-еврейское ТВ. А такая 'любовь' Толстого этими властями по сути была совершенно не в Толстом как писателе, а в том, что он отошел от православия и в части его произведений, прославляющих грехи, а также конъюктурщина, которая была нужна в определенные периоды совка, касающаяся патриотизма. Достаточно вспомнить какие произведения больше всего разрекламированы - Война и Мир, Анна Каренина...
А по сути-то Толстой -это заблудший избалованный барин, у которого по жизни все было нахаляву, а он себе жил в свое удовольствие и типа размышлял :) Ну и до размышлялся
Леонид 1 декабря 2010, 21:35
"всплеск религиозного искательства, который произошел в русском обществе в 70–80-х годах позапрошлого столетия" произошёл просто с выходом синодального перевода Библии.
Ищущие Бога люди просто узнали учение Христа из первоисточника.
Николай 1 декабря 2010, 20:55
"Наталья:ездить на машинах подешевле"

А я на священнослужителей смотрю, как на родных старших братьев и если бы у меня была машина и лучше подороже, то я бы её подарил батюшке, который служит в храме, в который я хожу как в свой родной дом.
А в семье всё общее и я знаю, что у батюшки гораздо более поводов иметь машину, чем у меня и если машина подороже, то она дольше прослужит и меньше будет ломаться и он сможет посетить много прихожан из отдалённых деревень и меньше будет тратить на ремонт машины, поэтому ни какой роскоши в дорогом авто нет.

А однажды у меня сестра заблудилась в лесу и вышла из него очень далеко от города и сказала, что её до города подвёз именно, проезжавший мимо священник. Вот так.
Анна Старицкая 1 декабря 2010, 07:26
Мне кажется, что будучи, безусловно, гениальным писателем и тончайшим психологом, Лев Николаевич был начисто лишён чувства мистичности христианства. Он, видимо, обладал чрезвычайно рациональным умом и поэтому Таинства церковные представлялись ему каким-то колдовством, шаманством. Не мог он верить в чудеса, в мистику. А поскольку уже ощущал себя пророком, то гордыня заставляла верить в свою собственную непогрешимость. Вот так и пропала его бессмертная душа. Очень страшный пример это для нас всех того, куда может завести самая страшная гордыня - гордыня ума. Так много ему было дано от Бога!
Заметил ли кто-нибудь, что два крупных мыслителя и великих сбивателей с толку огромных масс населения земли наш Лев Николаевич и Чарльз Дарвин похожи внешне, как братья-близнецы.Что-то за этим стоит.
Светлана30 ноября 2010, 13:54
Наталья,
речь идет не о бытовой зависти, о которой говорите Вы.
Речь идет о Таинствах Церкви.

И Толстой эти Таинства не понимал и не принимал, но, самое грустное, он хулил их, издеваясь.

Так что Дай Бог нам понять то, о чем писали святые отцы, - тогда и остальное станет ясно.

Наталья30 ноября 2010, 11:03
А мне кажется церкви надо признать свои проблемы как того, так и этого времени, поменьше интересоваться финансовыми вопросами, ездить на машинах подешевле - глядишь и поймете о чем Л.Н. Толстой написал.
Николай27 ноября 2010, 11:50
Спасибо, сестра Светлана! "Воскресение", я действительно, не читал. Благодарю за предостережение. И не только меня предупредили, но и других.
Светлана26 ноября 2010, 13:46
Николай, рада за Вас! Но с осторожностью рекомендуйте чтение романов Толстого, так как такое богохульство, как в "Воскресении" - похуже чем тома публицистики.

Гениальная форма, замечательный слог. В результате сохраняется в душе совсем в другом "отделении", где "просто грязь", которой поливают Церковь.
Марина25 ноября 2010, 16:08
Самое печальное , что заново открывают великого писателя единицы, а большинство предпочитают сидеть у телевизора, и о бесмертной душе они не ведают!
Николай25 ноября 2010, 09:10
)))))Светлана, главное- я знаком со Священным Писанием...
Светлана24 ноября 2010, 18:47
Николай, Вы, видимо, не очень знакомы с другими романами Толстого :).
Анастасия24 ноября 2010, 16:54
Я полностяю согласна с Николаем! Спасибо за статью! Анастасия
Николай24 ноября 2010, 12:07
Когда Лев Николаевич творил своё, то он, воистину, творил как великий писатель.
А когда он взялся критиковать не своё, то писателем он быть перестал, а стал критиком и именно в этом была его ошибка...
Поэтому я признаю, что Л.Н. Толстого как великого писателя, но не желаю знать как критика...
Вот и получается, что писатель и критик- совсем не одно и тоже, и если Бог- Автор, то Его критик- Богохульник.

Читайте "Война и Мир", "Анна Каренина" и прочие великие произведения, но не читайте его критику Слова Божия...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×