Православное кино должно быть, как минимум, красивым, считают участники пресс-конференции в Москве

Москва, 25 ноября 2010 г.

«Церковь как предмет кинодокументалистики: проблемы эстетики» - пресс-конференция под таким названием состоялась 24 ноября в РИА Новости. Информационным поводом встречи стала премьера, состоявшаяся в Доме кино накануне, 22 ноября, – более полутора тысяч человек посмотрели документальный фильм Дмитрия Таланкина «Экклесиа (Собрание призванных)».

Картина состоит из  четырех серий. «Церковь как мистическое Тело Христово, собрание призванных, живых и ушедших, новомученики и исповедники российские, цельная в своем жизненном строе сегодняшняя молодежь…, Москва, Валаам, Торопец, Сибирь, Крайний север, Казахстан – вот лишь некоторые из тем кинофрески», - так анонсируют создатели фильма свое детище. Феномен Церкви они осмысливают через призму деятельности Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Как сказал на пресс-конференции режиссер фильма Дмитрий Таланкин, он был «поражен явлением Свято-Тихоновского университета», обнаружив там молодежь, в которой есть «стержень – стремление к святости».

Как своего друга и однокурсника по ВГИКу режиссера представил наместник Сретенского монастыря, ответственный секретарь Патриаршей комиссии по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов). Говоря о проблемах православного кино и, в частности, кинодокументалистики, он назвал в качестве главной «отсутствие госзаказа». «Нет востребованности у государства ни на документалистику, ни на детское кино, ни на искренний, добрый кинематограф», -- сказал о.Тихон. По его словам, «деньги – это уже вторичная проблема». Отвечая на вопросы о бюджетах снятых им фильмов, он удивил аудиторию: оказывается, фильм о Псково-Печерском монастыре, завоевавший гран-при на фестивале «Радонеж», был снят «вообще без денег». А картина «Гибель империи: византийский урок» потребовала некоторого финансирования уже после окончания работы над сценарием, инфомирует Благовест-инфо.

Кстати, именно «Гибель империи» Д.Таланкин считает «гениальным примером, высочайшим образцом» православной кинопублицистики. Такая оценка дает представление о критериях, которым следует режиссер. Так, он считает, что «нельзя снимать о Боге и Церкви, как минимум, если это не красиво, тенденциозно». По его словам, такое кино должно «цеплять людей за душу, за сердце». При этом фильм необязательно должен рассказывать о Церкви; главное, чтобы «автор сам воцерковлялся и делал, как Бог на душу положит». Как вспоминал Д.Таланкин, такими словами напутствовал одного православного писателя митрополит Антоний Сурожский, с которым режиссеру посчастливилось встретиться в юности. «Бог открывает нам себя через красоту», -- сказал автор представленного фильма.

Говоря о стилистике своей новой картины, он подчеркнул, что старался избегать приемов научно-популярного кино: приглашенных ведущих, закадрового текста, прямого высказывания. «Мы старались уйти от мнений (на церковном языке «мнение» близко к понятию «прелесть»), но не уйти от фактологии», -- сказал режиссер. Важно было так построить киноповествование, чтобы «зритель сам пришел к каким-то выводам», причем каждая из четырех серий должна «зацепить» своего зрителя. Внимание к фильму, реакция зрителей на премьере «потрясла» Д.Таланкина. Отвечая на вопросы, он сказал также, что сам написал музыку, которая занимает в фильме важное место.

«Изложение в жанре научного исследования» -- так определяет специфику новой картины специалист по истории  Русской Православной Церкви в 1920-1930-х годах, преподаватель ПСТГУ, священник Александр Мазырин. По его словам, одна из приоритетных задач фильма – познакомить широкую аудиторию с малоизвестными фактами из жизни новомучеников российских. «В Европе и США мы наблюдаем угасание Церкви. Динамично развивается сейчас только Русская Православная Церковь. Главная причина в том, что нынешнюю РПЦ созидает сокровище святости, особый вклад в копилку которого внес ХХ век. Это сияние святости, даже не осознавая этого, чувствуют люди, поэтому их так тянет в храм. Важно показать, кто созидал эти сокровища», -- сказал на пресс-конференции священник.

На вопрос о том, нужна ли церковная цензура для фильмов, в которых затрагивается тема православия, архимандрит Тихон ответил: «Я был бы счастлив, если бы она была утверждена… Об этом можно только мечтать». На вопрос о перспективах православного телеканала в рамках нового цифрового общенационального телевещания он отреагировал так: «Нужен не столько православный канал, сколько хорошие передачи о православии в рамках обычных каналов».

Что касается «Экклесии», то создатели надеются увидеть свою картину на телеканале «Культура» - только там возможен показ без рекламы, что принципиально для фильма, показывающего «глубокую внутреннюю связь нашей Православной Церкви со своим народом», как сказал о картине знаменитый режиссер Глеб Панфилов. 

25 ноября 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×