Днепропетровск, 2 февраля 2011 г.
«Комедия на Рождество, или Ростовское
действо» — самая древняя среди
известных на сегодняшний день русских опер, которая
принадлежит к числу выдающихся памятников
театрального искусства. Она была написана,
вероятно, в последние годы XVII столетия
Представленная впервые учениками
латино-греческого училища Ростова Великого 24
декабря 1702 года, пьеса вызвала к жизни
множество подражаний, исполнялась затем в
«школьных театрах» училищ Киева,
Новгорода, Твери, Казани, Тобольска, Иркутска.
В конце XVIII и в XIX вв. она с
некоторыми упрощениями звучала с подмостков
народных театров и в кукольных вертепах.
В 1915 г. ее играли русские солдаты на германском
фронте.
«Ростовское действо» было написано
в типичном для России XVII ст. жанре «школьной
драмы». Наряду с конкретными персонажами –
пастухами, воинами – в
произведениях такого рода обычно
участвовали и аллегорические фигуры,
выражающие веками выношенное народом
отношение к проблемам Добра и Зла. И здесь мы
встретим роли Мира и Войны (Покой и
Брань), Любви и Ненависти, Радости и
Плача.
Если говорить о содержании пьесы
«Ростовское действо», то
вкратце ее можно пересказать так. Человек
(Натура людская) мучим сомнениями о своей грешной
двойственной природе. Ему
встречаются семь пар «чистых»
(аллегорические фигуры добродетелей) и семь пар
«нечистых» (аллегории грехов), которые
поочередно тянут его к себе. Осознав
свое грехопадение после изгнания из рая,
Человек полагает Смерть единственным мерилом
всего земного и отказывается верить
в вечную жизнь. Однако перед ним
разыгрывается библейская история рождения Христа, и
Человек понимает, что ничто не способно отрешить его
от жизни вечной, и прославляет ее.
Сочинение митрополита Димитрия Ростовского было
высоко ценимо знатоками за совершенство
художественной формы и глубину этических обобщений.
В то же время мудрая простота, живость
в обрисовке характеров и напряженность
в развитии действия делали его
интересным для любого зрителя. Популярности
произведения способствовала и музыка,
значение которой было столь велико, что
«Комедию на Рождество» метафорически можно
назвать русской оперой XVII века.
При ведущем значении музыки единого,
фиксированного нотного варианта не
существовало: музыкальное оформление менялось
от одной постановки к другой. Художественный
руководитель спектакля назывался хорегом и
совмещал обязанности режиссера, репетитора,
балетмейстера, хорового дирижера и композитора
в одном лице. В Ростове хорегом был сам
святитель Димитрий Ростовский. Театральную
музыку для своих произведений он отчасти
сочинял, отчасти подбирал из бытовавших тогда
популярных образцов. В спектакле звучат
мелодии не только Димитрия Ростовского, но и его
современников Николая Дилецкого и
Василия Титова, анонимных русских и украинских
композиторов, а также знаменный и греческий
распевы, панегирические и виватные
канты, белорусские, польские и украинские псалмы,
хоровые концерты, народные песни.
«Ростовское действо» занимает
в своем жанре столь же почетное, если не
уникальное место, как иконы Андрея Рублева и фрески
Дионисия в древнерусской живописи, как
ансамбль Ростовского Кремля в архитектуре, как
хоровые концерты Бортнянского в музыке.
Днепропетровскому слушателю это гениальное
произведение было презентовано в
исполнении камерного хора Донецкой государственной
музыкальной академии им. С.С. Прокофьева под
руководством
дирижера Алиме Мурзаевой. До сих пор
художественная реконструкция «Драмы»
осуществлялась только Московским камерным
музыкальным театром им. Б.А.
Покровского.
Перед началом концерта епископ Евлогий
приветствовал всех
собравшихся от имени правящего архиерея и
передал самые теплые слова признательности
организаторам этого вечера, отметив
важность того, что ныне классические музыкальные
произведения популяризируются и исполняются силами
Православной Церкви. От
городской власти участников творческого
вечера приветствовала заместитель
мэра города Ирина Георгиевна
Зайцева.
Кроме «Рождественской драмы» в
программе вечера прозвучали духовные и
светские произведения украинских и зарубежных
композиторов.