Москва, 11 марта 2011 г.
"Я бы поспорил с тем, что православие
было основой государства до революции
1917 года. Так называемый синодальный период,
начавшийся в первой четверти XVIII
века и продолжавшийся до Поместного
Собора 1917-1918 годов,
восстановившего патриаршество, не
был самым светлым периодом в истории
Церкви", - заявил В.Легойда
в интервью, опубликованном на сайте
газеты "Газета".
По его мнению, говорить о том, что
"православие было основой
государства, в ситуации, когда
государство вмешивалось во
внутреннюю церковную жизнь, не очень
корректно".
"Другое дело, что, поставленная в эти
условия непростых отношений с государством,
Церковь, наверное, не всегда могла
осуществлять свои основные функции.
Говоря о прессинге со стороны властей,
мы обычно упоминаем советский период, но необходимо
вспомнить и предреволюционную ситуацию",
- сказал В.Легойда.
Он рассказал, что в свое время
долго не мог понять, как в России, "где люди, с
молоком матери впитывавшие в себя
азы церковной жизни, могли пойти и рушить храмы,
которые всегда строились всем миром".
Переосмыслить это его заставил "один
любопытный факт".
В.Легойда напомнил, что в 1916 году
в российской армии была отменена обязательная
исповедь, а до этого солдаты должны были с какой-то
периодичностью исповедоваться. Уже год спустя
выяснилось, что добровольно, по
собственной инициативе на исповедь
ходило менее 10% от всех военнослужащих.
"О какой Церкви как основе жизни
общества вы говорите? В это
время ни общество, ни государство
в России уже не имело глубинных
православных оснований", -
добавил он.