"Нет такого снимка, ради которого стоит мешать богослужению"

Беседа с Сергеем Николаевичем Власовым – фотографом Издательского Отдела Московского Патриархата, автором фотовыставки «Судьбоносные годы Церкви» в музее храма Христа Спасителя

Святейший Патриарх Алексий награждает Сергея Власова Святейший Патриарх Алексий награждает Сергея Власова
Святейший Патриарх Алексий награждает Сергея Власова

Сергей Николаевич, поздравляю Вас с открытием выставки Ваших фоторабот в музее храма Христа Спасителя. Насколько я знаю, она для Вас первая?

– Ранее я участвовал во множестве фотовыставок, посвященных жизни Русской Православной Церкви и Ее Предстоятеля – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, которые часто проходили в рамках торжеств, посвященных 2000-летию Рождества Христова, но там участвовали многие другие фотографы. Нынешняя выставка, совместно подготовленная Издательским Отделом Московского Патриархата и Музеем истории города Москвы – первая, где представлено около двухсот моих фотографий. Формируя экспозицию, которой дано название: «Судьбоносные годы Церкви» мы старались максимально охватить важнейшие события церковной жизни, вплоть до тех, которые совершились уже в нынешнем 2004 году. Если Вы помните, на последнем по времени снимке, представленном в экспозиции, запечатлен Святейший Патриарх с Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей Митрополитом Лавром, после богослужения на Бутовском полигоне 15 мая.

Свои автографы в книге отзывов выставки оставили люди со всех концов России и из-за рубежа: там встречаются надписи на немецком, чешском и даже японском языках. Мне запомнилась одна из последних записей, которую оставила женщина, недавно потерявшая единственного сына. Она, по ее собственному признанию, зашла в выставочный зал и на мгновение забыла о своем горе: такое светлое жизнеутверждающее впечатление на нее произвели Ваши фотографии.

– Я очень благодарен Святейшему Патриарху за то, что он благословил проведение этой выставки и, конечно, председателю Издательского Совета Московского Патриархата протоиерею Владимиру Силовьеву – ее инициатору и главному организатору. Его Святейшество очень интересуется тем, как проходит выставка, какие отзывы оставляют посетители. Когда мы в Отделе готовили эту экспозицию, то сначала предполагали представить в ней только фотографии. Но потом решили, что так она будет смотреться очень однообразно и обратились к Первосвятителю с просьбой передать для выставки что-то из личных вещей и архивных фотографий, на что он дал согласие. Хочу отметить, что в зале размещена, наверное, лишь сотая часть того, что предоставил Патриарх. Почти совсем не раскрыта тема «Святейший Патриарх и дети», которая, на мой взгляд, особенно интересна. К сожалению, в экспозицию не вошли детские письма, адресованные ему, но я их читал. Когда видишь эти строки, написанные неровным детским почерком, и читаешь трогательные пожелания Патриарху, поверьте, душу охватывают самые высокие и светлые чувства.

Очень важно то, что мои фотографии доступны именно широкому кругу зрителей. Многие снимки раньше публиковались в церковных изданиях, включались в большие фотоальбомы, но их мог видеть очень ограниченный круг людей – подписчиков церковной периодики и тех, кому по карману было приобретать дорогие подарочные издания. Ценность этой экспозиции еще и в том, что она дает возможность многим людям увидеть Патриарха всея Руси, не только как религиозного и общественного деятеля, но и как живого человека, узнать о той атмосфере, в которой он возрос.  

– Уже много лет Вы являетесь штатным фотокорреспондентом периодических изданий Московского Патриархата. Каков был Ваш путь в Издательский Отдел?

– Фотографией я занимаюсь с 1976 года, и всегда любил снимать церковную архитектуру: храмы, Московский Кремль, но не просто башни и стены, а именно Соборную площадь, олицетворяющую для меня православную Москву. Учился фотографировать сам, сам составлял растворы, сам проявлял снимки дома в ванной комнате. Лучшее образование это, конечно, практика, поэтому свой опыт фотографа, я в основном, приобрел именно на практике.

Я родился в те времена, когда Церковь переживала трудные времена, это как раз был период хрущевских гонений. О том, чтобы открыто и свободно ходить в храм, особенно тогда, когда я был школьником, не могло быть и речи, надо было озираться по сторонам, чтобы тебя не заметили и не начали потом склонять на школьных собраниях. Слава Богу, эти времена закончились. Школьником я с экскурсией посещал Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, и это для меня всегда было большим событием. После школы закончил авиационно-техническое училище гражданской авиации в городе Кирсанове Тамбовской области. Там меня насильно приняли в комсомол, заставили вступить только из-за того, что иначе мне – выпускнику – нельзя было присвоить звание офицера запаса. Недопустимо было, чтобы беспартийный человек стал офицером советской армии. Хотя авиация манила к себе, но любовь к фотографии оказалась сильнее. В 1996 году я пришел на работу в Издательский Отдел Московской Патриархии. С этого же года неотлучно сопровождаю Святейшего Патриарха во всех его поездках по епархиям. Всего по самым приблизительным подсчетам вместе с ним я совершил более семидесяти поездок.

– Есть какая-то фотография, которая Вам особенно дорога?

– Каждая фотография имеет свою историю, каждая дорога по-своему. Конечно, бывают такие снимки, когда понимаешь, что это запечатленное мгновение неповторимо, больше его не будет. Но, повторяю, каждая фотография, каждая поездка – это событие. Даже если Святейший Патриарх посещает ту или иную епархию уже не один раз.

На моих снимках часто можно увидеть патриаршего архидиакона Андрея Мазура. Это – выдающийся человек, живое олицетворение истории Русской Православной Церкви XX века. Я преклоняюсь перед ним и очень его люблю, за доброту, за жизненную стойкость, за искрометное чувство юмора.

Какая поездка со Святейшим Патриархом запомнилась более всего?

– Если говорить о 2003 году, то это, конечно, Дивеевские торжества, посвященные 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского. Никогда не забуду грандиозный Крестный ход, который шел из Сарова в Дивеево. Когда он приближался к Серафимо-Дивеевскому монастырю, мы вместе с фотографом ХПП «Софрино» Виктором Корнюшиным залезли на крышу жилого дома, чтобы сверху сфотографировать происходящее. Я увидел это бескрайнее людское море, в котором вместе были священнослужители, монахини, молодые мужчины, женщины в белых платочках, дети, словом, действительно, шла вся Православная Русь. Это трудно осознать, когда находишься внизу, среди этих людей, недаром поэт сказал: «большое видится на расстоянии». Такое же ощущение было, когда я фотографировал Крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери, которую переносили из храма Христа Спасителя на Красную площадь. Когда я поднялся на колокольню Казанского собора, то воочию увидел заполненную народом Красную площадь, тысячи человек, которые собрались чтобы помолиться у святыни Русской земли. Ни одна первомайская демонстрация не собирала столько людей.

– Как Вы выбираете, что именно нужно снимать?

– Прежде всего, нужно зафиксировать само событие. Допустим, совершается в Успенском соборе Московского Кремля литургия в день памяти святителя Иова, первого Патриарха Всероссийского. С фотографически-съемочной точки зрения все обыденно – Святейший Патриарх постоянно служит в соборе в дни памяти Московских святителей. Я считаю необходимым запечатлеть то, что является отражением события праздника. Во-первых, после литургии служится молебен святителю, это уже часть торжества. Во-вторых, Святейший Патриарх прикладывается к мощам святителя Иова и это тоже отличительная особенность именно этого праздника.

К сожалению, многие люди составляют себе представление о событиях церковной жизни по газетам и телевизионным новостям, которые далеко не всегда бывают объективны. Недавно я видел сюжет по каналу НТВ о Крестном ходе с Тихвинской иконой. Основное содержание видеоряда, который по времени продолжался менее минуты, заключалось в том, как внутри Крестного хода несколько человек переругались между собой, и какая в нем стояла давка. Возвращение в Россию Тихвинской иконы – это историческое событие, Крестный ход, в котором шли тысячи людей, вместе с молебном продолжался более трех часов, и из всего этого времени корреспонденты НТВ выбрали для показа именно такую картинку. Ничего лучшего они не смогли или не захотели увидеть.

– Что бы Вы могли посоветовать фотографам, которые приходят снимать церковные события?

– У меня есть правило, которого я неизменно придерживаюсь – не существует такого снимка, ради которого стоит мешать богослужению. Как бы не был уверен автор в том, что он снимет выдающийся кадр, все равно надо соблюдать церковный этикет и всегда помнить, что если мы находимся на богослужении, то это – самое главное.

– Осознавать себя фотолетописцем истории Русской Православной Церкви почетно или ответственно?

– Почетно и ответственно. Когда я был маленьким, то видел фильм о Петре Первом и запомнил кадр: царевна Софья выходит из Успенского собора. В те времена и думать было немыслимо, что в Успенском соборе будут проводиться богослужения, и я буду на них присутствовать и тем более фотографировать Патриарха. Сейчас это происходит, совершаются службы в Успенском соборе, где служили все Патриархи и митрополиты Московские. На мой взгляд, каждая такая служба – это событие истории Русской Православной Церкви XXI века. Ведь многие уже забыли, что практически целое минувшее столетие религиозная жизнь была под запретом, а сейчас ее возрождение идет на наших глазах. Просто мы не отдаем себе отчет в том, что происходит, для многих чудо становится обыденной реальность. Ну, построили храм, ну, принесли в России Тихвинскую икону, и что тут особенного? А ведь все это история, которая совершается на наших глазах. Наши дети и внуки будут потом интересоваться: как это все происходило? Когда двадцать лет назад мне не присваивали офицерского звания и вынуждали вступить в этот несчастный комсомол, кто бы мог подумать, что мимо Кремля по Красной площади когда-нибудь пойдет крестный ход с хоругвями и иконами? Кто бы мог тогда такое предположить? Слава Богу, сейчас это стало возможным, но мы должны быть очень внимательны к происходящему. Надо запоминать, как происходило возрождение церковной жизни, потому что потом надо будет рассказать об этом, чтобы наши потомки все это представляли себе, понимали, каких трудов и усилий это стоило.

C фотографом Сергеем Власовым беседовал Владимир Сергеев.

Владимир Сергеев

Сергей Власов

17 августа 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×