Украинская Православная Церковь и президентские выборы

Интервью с викарием Киевской митрополии, архиепископом Переяслав-Хмельницким Митрофаном

Управляющий делами Киевской митрополии архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан дал интервью украинской радиостанции "Общественное радио". В прямом эфире он прокомментировал позицию Украинской Церкви по отношению к раскольническим группировкам, участие верующих в выборах президента, а также разногласия с Ватиканом. Предлагаем читателям "Православия.RU" сокращенный перевод беседы с владыкой Митрофаном.

– Социологические исследования показывают, что большое число верующих признает влияние религиозных организаций на свои политические убеждения. Таковых – семь процентов украинского электората, или около двух с половиной миллионов человек. Поэтому вопрос: какова позиция Украинской Православной Церкви относительно выборов президента на Украине?

– Церковь – организм, включающий в себя людей, независимо от языка, от национальности, от тех или других политических вкусов. К Церкви обращаются люди, в первую очередь, думающие о спасении своей души. Однако Церковь может объединять людей, имеющих самые противоположные политические взгляды. Поэтому необходимо проявить церковную и пастырскую мудрость. Обращаясь к верующим, Церковь подчеркивает, что люди должны сделать выбор, который принесет добро Украине. Для нас чрезвычайно важно, как будет воплощаться в жизнь принцип свободы совести и как будущий президент намерен обеспечивать Конституционные права верующих. И это, в основном, те критерии, по которым верующие люди будут отдавать голоса за того или иного кандидата.

– Что ожидает, например, какого-нибудь священника, который, скажем, в селе начнет призывать голосовать за определенного кандидата?

– Священникам категорически запрещено брать на себя такую ответственность и открыто агитировать, превращая церковный амвон в трибуну. Люди должны сделать выбор сами. Сегодня, слава Богу, есть СМИ, которые очень подробно рассказывают о позиции, программе того или иного кандидата в президенты.

– Ходят слухи, что будто бы один из кандидатов, премьер Виктор Янукович, имеет более тесные, скажем так, отношения именно с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. Вы не боитесь, что появятся обвинения в ваш адрес, что вы поддерживаете Януковича?

– Я сказал, что мы не намерены конкретизировать и объявлять верующим, что необходимо поддерживать того или иного кандидата. Действительно, Виктор Янукович долгое время возглавлял Донецкую областную госадминистрацию. Вы знаете, что большинство верующих этого региона – прихожане канонической Православной Церкви. Так или иначе, Янукович помогал нашим приходам, с его помощью строились и восстанавливались храмы. Но это следует расценивать только как личную симпатию или личный выбор, однако никак не официальную церковную позицию, которая где-то была установлена сверху и стала обязательна для низшего духовенства и верующих.

– Что вы можете сказать о здоровье митрополита Киевского и всея Украины Владимира? Говорят, что в последнее время он плохо себя чувствует, поэтому мало дает пресс-конференций, редко появляется на людях…

--Такое впечатление складывается потому, что митрополит Владимир постоянно в разъездах. Он регулярно посещает Западные епархии, бывает на Волыни, во Владимир-Волынской епархии по несколько раз в году. Владыка освящает приходы, новые храмы в разных епархиях Украины. Блаженнейший посетил Святую гору Афон, где провел молебен, также недавно побывал в святом городе Иерусалиме, где тоже состоялось богослужение, встречался с Иерусалимским православным патриархом Иеремием, и про это можно узнать на наших веб-сайтах. Что же касается здоровья митрополита Владимира – есть какие-нибудь, может, недуги, однако в основном наш Блаженнейший, слава Богу, чувствует себя хорошо – про это свидетельствуют перечисленные визиты. Ведь для больного человека такие переезды и перелеты были бы в тягость. Благодарю за заботу о здоровье его Блаженства и хочу сказать, что митрополит Владимир полон сил и энергии.

– Хотелось бы, чтобы вы поделились своими мыслями относительно создания единой поместной церкви на Украине. Как вы считаете, это правильный путь?

– Сегодня много говорят про создание единой поместной церкви, и нужно отметить, что эта идея принадлежит политикам. Мне самому трудно понять, какое значение вкладывают политики в термин "поместная церковь". Потому что поместная церковь уже существует на Украине, она существует с момента крещения Руси святым князем Владимиром.

– Каковы сегодня отношения Украинской Православной Церкви с “киевским патриархатом” и “украинской автокефальной церковью”?

– У нас сегодня нет диалога, и не может быть диалога с "киевским патриархатом". Чтобы устранить раскол, нужен единый путь. Те, кто отошли от Церкви, они должны вернуться через покаяние. Не перед Москвой покаяние, а покаяние в первую очередь перед Богом, и перед теми канонами, которые нарушены. С “украинской автокефальною церковью” переговоры велись. В 1997-98 годах была создана совместная комиссия. От нашей Церкви ее возглавлял нынешний митрополит Днепропетровский Иреней, состоялось несколько заседаний, однако, к сожалению, раскол, который потом начался в “автокефальной церкви”, заставил прекратить переговоры.

– А почему Украинская Православная Церковь ведет переговоры с “автокефальной церковью”, однако отказывается от диалога с “киевским патриархатом”?

– Дело в том, что нынешний глава “киевского патриархата” Денисенко не имеет священнических достоинств, прав, он мирянин, поэтому для нашей Церкви он не является патриархом, стороной для переговоров. С анафематствованным Денисенко мы не можем не только молиться, но и даже общаться на бытовом уровне. В “автокефальной церкви” никто не был предан анафеме. И хотя сегодня мы не признаем их титулов, они могут быть стороной для переговоров. Точно также мы общаемся, допустим, с протестантами на дискуссионном уровне.

– Как относится Православная Церковь к возможному появлению греко-католического патриархата на Украине?

– Предоставление статуса патриархата в стране, где уже существует церковь, где есть церковные структуры, означает, что параллельный патриархат отрицает благодать, которую имеет сейчас Православная Церковь. Это противоречит решениям Второго Ватиканского Собора, где обговариваются нормы отношения римо-католической церкви с другими церквами, в том числе и с Православной. Именно в решениях Второго Ватиканского Собора ясно сказано, что уния не является средством церковного единства. Это был неудачный опыт, и, как показывает история, кроме вражды он ничего не принес народу. К тому же, это противоречит заявлениям римского папы, который говорит, что восточная и западная церкви – это как два легких, которые обязаны дышать вместе. Если мы сегодня церкви-сестры, как нас называет Римский папа, то для чего на территории церкви-сестры устанавливают патриархат, который будет причиной наших дальнейших недоразумений? На эту тему очень ярко отреагировали предстоятели всех поместных православных церквей во главе со Святейшим Константинопольским патриархом Варфоломеем, который в письме Папе Римскому Иоанну Павлу II описал, к чему приведет создание греко-католического патриархата на Украине. Это положит конец всякому богословскому диалогу с римо-католической церковью.

– В каком положении находится каноническая Украинская Православная Церковь на Западной Украине?

– По-прежнему местными властями не выделен участок для строительства православного храма во Львове. На весь город существует только один небольшой храм, где собираются тысячи людей. Наша община во Львове чрезвычайно велика – там несколько тысяч верующих. В этом храме всегда богослужения проходят на церковнославянском языке, и большинство русскоязычного населения Львова приходит сюда. Но, кроме того, существует и множество украиноязычных приходов, общины, которые также под различными причинами не могут получить землю для строительства храмов. Если мы сегодня живем в демократической Украине, где уважают законы, где существует равное отношение ко всем вероисповеданиям, тогда необходимо обратить внимание на проблемы верующих, которые остались православными на Западе страны, не перешли в католицизм. К тому же, мы сегодня не претендуем на храмы, которые находятся в руках греко-католиков и были отобраны силой.

Перевод с украинского Сергея Степанова

Сергей Степанов

архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан

3 сентября 2004 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×