Русский проект Белого города

Интервью с руководителем издательских проектов Андреем Астаховым

""Астахов Андрей Юрьевич,  руководитель издательских программ. Предприниматель с 1993 года. В 1995 году вместе с единомышленниками основал издательство “Белый город”. Книги получали дипломы и призы на различных конкурсах, неоднократно были удостоены звания «Лучшая книга России» в различных номинациях. Среди постоянных партнеров издательства - Управление делами Президента РФ, РАО ЕЭС России, Минатом, Транснефтепродукт и другие государственные и коммерческие структуры. Специализация издательства - иллюстрированная книга для взрослых и детей. Направления - изобразительное искусство, культура и творчество, история, классическая литература, научно-популярная книга. Основная задача, по собственному определению Андрея - сохранение русской культуры и русской традиции в современном  мире.

- Андрей, для дилетанта в живописи вся её актуальность сводится к грустной мысли о том, что нет ничего нового «под солнцем». Дело в качестве эстетических переживаний в вопросах «актуальности»?

- Чисто художественных критериев мало, в основном это отношение к творчеству самого творца, он сам или называет свое искусство актуальным, или не называет. Но есть две составляющих: талант к духовному восприятию и художественному воплощению воспринятого. Такой художник становится понимаемым, знаменитым и всеми любимым. Актуальное же искусство не хочет духовно осмыслять ничего, пытаясь что-то выдать от себя. На мой взгляд, это не искусство, а творчество. Другое дело - модная ныне подмена традиционных понятий. Ведь раньше какие-нибудь создатели смешных картинок или поделок проходили по разряду «народное творчество», а теперь можно считать искусством, если у тебя хватает прыти и наглости, чтобы объявить себя настоящим художником. На самом деле всё сводится к карикатуре. Подобная «актуальность», на мой взгляд, безобидна и допустима. Но есть провокационные вещи, которые идут против самой человеческой сущности и ведут к оскотиниванию человека.

Вспомним два последних примера - нашумевшая выставка «Осторожно – религия!» и «Дети Розенталя», этакие «творческие» попытки преодолеть последний рубеж обороны, когда человек еще чувствует себя человеком. В первом случае полностью унизить религию, во втором - чисто «культурная» акция в нужной постановке, чтобы осрамить Большой академический театр. При этом теперь даже не важно, сколько проживет на сцене этот шедевр театрального искусства.

- Но есть определенные формулы, такие как “искусство для искусства”, далее “для народа”, “для политики”...?

"Шмарин
Шмарин Д. А. - За Великую, Единую и Неделимую Россию
- Скорее для политики. Народ беден и его никто не слышит. А что касается «искусства для искусства», то есть точка зрения, что у нас зарождаются некие новые формы - подобный тезис используют «актуальные» пропагандисты, когда выплескивают свои инфантильные детские комплексы на всеобщее обозрение. Это их дело, но не на государственном уровне, ведь Большой театр еще и Академический, а это классическая культурная преемственность, и, мне думается, «Дети Розенталя» - акция с подачи министерства культуры старого идеологического состава во главе со Швыдким. Хотя и новый состав внушает мало доверия. Выставку «Православная Русь» открывал министр культуры вместе с Патриархом, а в новостях канала «Культура» этот сюжет на полторы минуты шел пятнадцатым, после покраски красного поросенка на «Биенале».

Складывается впечатление, что все наше наследие просто гибнет, накопленный веками потенциал иссякает, и редкие энтузиасты вроде нас просто не в силах остановить этот разрушительный процесс. Вот нам ещё сорок лет такого прозябания - и всё, мы больше не поднимемся вообще.

- Еще бы знать, куда и откуда подниматься, впрочем, народ сейчас ориентируется в происходящем куда лучше, чем десять лет назад.

- В любом случае нужен проект, без которого русскому народу мобилизоваться трудно. Это дело мы обсуждали и пришли вот к чему: проистекают два направления развития. Первый - цивилизация знаний и культуры. Рубеж индустриальный в какой-то мере пройден, то есть не требуется всем выходить на рытье каналов. И если значительная часть населения на Западе трудится в сфере услуг, то наши люди могут работать в сфере накопления и передачи знаний, культуры.  Ведь это основание, на котором могут стоять последующие поколения, и своё «актуальное» искусство развивать на базе двух-трёх тысячелетнего наследия, а не на базе нынешнего «актуального» искусства, где уже трудно что-то придумать.

"Кротов
Кротов Ю. Н. - Девочка на ослике
Что касается второго направления, то это русский научно-технический потенциал, но не массового производства сотовых телефонов, а, к примеру, космическая техника. Ведь как ни крути, а грузы в космос возят наши корабли, и достойно функционирует российская часть МКС. Но здесь надо реанимировать направление мысли, чтобы почувствовалось, что хочется лететь на Марс, а возможно ли, это уже другой вопрос. Кстати, советскому наследию во многом обязано и наше издательство. Сама идея производства качественных иллюстрированных книг по культуре и искусству отчасти подпитывалась личными вкусами, хотя молодость в музеях  мы не проводили. Я, например, собирал книги, в том числе и по искусству. Была такая серия  «Жизнь в искусстве», пятнадцать рублей на черном рынке за книжку. Мы работаем над долгосрочными проектами, приоритет - книги, которые могут служить долго, по содержанию - традиция и классика. Причем, мы вовремя заняли нишу изобразительного искусства и интенсивно её разрабатываем.

- Выгодно?

- В убыток не работаем. Общая экономика издания книг по современному или малоизвестному искусству убыточна, но неспешно мы их продаем. Почему? Потому что это нужно. Русская живопись хороша тем, что в ней чётко читается дух наших предков, а сохранить этот дух - одна из идей, заложенных в основание издательства «Белый город». Мне кажется, что потомки лучше поймут нашу историю, культуру, если смогут это видеть. Не дай Бог, чтобы все современные попытки перечеркнуть русское наследие увенчались успехом – тогда мы просто сгинем, как нация.

 - С чем это связано? Откуда столько попыток исподволь опорочить или перечеркнуть наше прошлое? Откуда берутся Гельманы, Сорокины с Розенталями, персонажи, рубящие топором иконы «во благо эстетических переживаний»? Всё так серьезно проводится в жизнь, как будто кто-то подталкивает нас в помойку.

- Мне тоже так кажется, хотя, на первый взгляд, вроде обычные творческие «отморозки». Но присмотришься и думаешь - не может за этим никто не стоять. Нечто инфернальное.

- В православном предании есть мысли о том, что Россия на общемировом пространстве остаётся последним оплотом нравственности, страной, где живы некие этические начала и истинные человеческие ценности.

"Косничев
Косничев А.Е. - Таня
 - Согласен. Я считаю, что это именно так - мы другие. Хотя каждый человек имеет шанс влиться в число уходящих на небо, каждый человек не потерян. Мы довольно много общаемся с европейскими издателями, посещаем Лондон, Париж, есть крупная книжная ярмарка во Франкфурте, причём я говорю о тех западных издателях, которые занимаются именно классической культурой. В основном, это люди немолодые, и они с большой грустью смотрят на то, что происходит. Как-то англичанам мы отказали в покупке одной книги, сославшись на то, что это дорого для нашего покупателя, они очень грустно сказали нам - вы счастливые люди, у вас есть, кому купить, хоть и нет денег. А у нас денег хватает, но покупать некому.

Интересный пример -  наши итальянские партнеры, которых я бы назвал русскими по духу, хотя формально они католики. Мы много книг печатаем в Италии, соответственно, итальянцы часто бывают у нас, и по открытости и широте душевной нам очень близки. Они и сами без ума от России.

 - Наверное, сегодня, всё-таки, есть некая общеевропейская тенденция доброжелательности, тяготения к России. Смотришь по ТВ новости, и среди политической риторики проглядывает доля искренности...

- Бесспорно, тем более, что Америка, чье притяжение еще недавно было неоспоримо, вдруг просто открыла миру свое истинное лицо.

- Вычитал в вашем «Живом журнале» о сербском профессоре, который предлагал издать  книгу о единстве славянских народов и единых корнях славян, этрусков и т.д., на что вы, в порядке размышления, задали вопрос в пространство - кому-нибудь это нужно?

- Почему я этот вопрос задал? Потому что не уверен, что это нужно. Пока. Есть множество свидетельств о связях, которые существовали в древние века, живопись, архитектура тесно переплетена, это читается и сегодня. Сербские церкви, расписанные в нашей технике, может, не рублевские, но около него - Феоровантий, Солари. Тогда было много итальянских архитекторов. Италии не было, но архитекторы были - венецианцы, истрийцы, взяли и поехали неизвестно куда - в Москву. В древние века связи были более тесными, но этот вопрос в силу своей абсолютной неактуальности может остаться без интереса. Отчасти, может, это и правильно, ведь шаг  за шагом нужно идти. Если уж совсем теряем интерес к прошлому - зачем этим заниматься? Всё должно ждать своего времени.

 - Может наоборот? Если теряем кровное единство, то приходим к существующим ныне космополитическим доктринам, лишённым корней?

 - Здесь приходится надеяться только на чудо, на то, что Господь вновь наполнит эти связующие внутренние ёмкости. Сама жизнь должна определить категорию ценностей  в обществе. Но в России сегодня  необходимой платформы на уровне национальной идеи нет. Одно время мы ухватились за разные политические фракции, где не было откровенного предательства, но в последнее время пошел размен по мелочам и метания, больше похожие на шоу. Посему лично я опять возвращаюсь к связующей роли Русской Православной Церкви.

- Русская Церковь была в России таким арбитром на протяжении тысячи лет, но сегодня ситуация в обществе изменилась. Нынче в обществе больше цинизма, нежели веры.

"Афонина
Афонина С. - Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
- Это если брать старую форму православной идеологии. Для традиционного земледельческого крестьянского уклада Православие и Царь-Батюшка подходили, как нельзя лучше. Последующий индустриальный бум ударил довольно сильно, и смена произошла революционным путём очень быстро, а православная практика, на мой взгляд, за переменами не успела. Можно говорить о недостатке кадров и не провоцировать внутреннюю жизнь Церкви на реформацию, но главное - это наполнение православным духом других возможных жизненных укладов, кроме традиционного аграрного, на чем собственно и выросла Русская Церковь, сохранившись сегодня именно в этой форме.

 Жизнь нынче, со всеми новыми страстями и страстишками, ушла далеко. Но всё же повторюсь, на сегодняшний день Русская Православная Церковь мне представляется единственным институтом, способным скрепить разрозненные части общества,  нацеленные на возрождение. Ни в коем случае не хочу учить Церковь и даже боюсь, но всё же мало одного только литургического Православия такого приходского характера для того, чтобы части тела в данный момент скрепить.  Порой ловишь себя на мысли, что война духовная идёт, и если раньше она была не на первом рубеже, то сейчас практически каждый - солдат, из тех, кто старается не прогнуться под реальностью, а делать нечто созидательное. Поэтому одна из последних записей в «Живом журнале» о том, что надо находить и вычленять людей, которые ещё держатся. На этом-то скелете и можно что-то нарастить. Вот собрать разрозненные кости - была бы неплохая задача для политической партии. Только где её взять, лишённую лицемерия и предательства?

Таким образом, мы пока сидим, корпим в своем уголочке, делаем книжки, и, возвращаясь к неактуальному искусству, могу сказать, что мне ближе живопись в её фундаментальных традициях нашего русского классицизма. Есть ощущение, что это нужно обществу, но общество своего голоса не имеет, разве что через государственные надстройки, а вот государству, судя по всему, это не нужно точно, учитывая все функционирующие рычаги давления на созидательный бизнес.

 - Есть продолжение темы, интересное, как с точки зрения человеческой психологии, так и религии,  относительно творчества, культуры и взаимопонимания. Исконно русское Православие не всегда было таковым, и у царя Давида, в Книге Псалмов есть такая строчка: «Я познал много истин, но Твоя Заповедь – безгранична». Православный базис знания, причем за тысячу лет - исконно русский, учитывая, что мы понимаем всех. Чем не фундамент для развития нашего наследия? Возможность вместить. Ведь талант надо не только беречь, но и развивать.

"Белюкин
Белюкин Д. А. - Белая Россия. Исход
- Русскость и православность - нераздельны, и что бы мы не делали - духовная составляющая будет. Но только если будем делать искренне и созидательно. А иначе назовут Сорокиным, тот тоже экспериментирует. Причем любые теоретические выкладки будут неосновательны. Только практика, постепенная, поэтапная.

При всём при этом тебе скажут - делай, созидай, тебе ничто не мешает. Но это только говорят, в частности денег у министерства культуры нет ни на что, кроме «Биеннале». Выставка «Россия 2», может, и не спонсируется, что Гельман всячески подчёркивал, но если посмотреть на прошлое этих всех товарищей, то будет ясно, что для них строились культурные центры, и они владеют огромными помещениями. Так что для реализации даже хорошего созидательного проекта одинаковых условий нет и в помине, просто нет возможностей.

Но, возвращаясь к осмыслению того, что мы можем всё созданное охватить и дать развитие, я вспоминаю некоторых мыслителей, говоривших о коренных противоречиях между Россией и Западом. Интересно, что Европа поглощает приходящие культуры, словно утилизатор, а русская мысль не смолкает, образуя своё.

Помимо общего осмысления необходимы технологии, в этом, наверное, и заключается сегодня русский национальный проект. Если он будет осознан и разделяем многими, тогда дело пойдёт к Пасхе, к возрождению. В любом случае, пока мы держимся, и ситуация сейчас ничуть не хуже, чем в девяносто пятом, может, даже лучше, если учесть, что многие всё поняли и определились. Ещё нюанс, что мое мнение - мнение московского предпринимателя. Я думаю, любой периферийный бизнесмен, в рамках нынешнего недружелюбного к нему отношения, мог бы многого добиться, если дать ему возможность. Он может не быть стратегом, разработчиком государственных программ, но если будет, образно говоря, призыв - восстановить такой-то участок, думаю, откликнется и сделает.

С моей стороны скажу, что мы всегда рады и готовы взаимодействовать с любыми позитивными силами.

С Андреем Астаховым беседовал Петр Пивкин

Петр Пивкин

Андрей Астахов

20 мая 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×