Христос Евангелия или идол «хороших людей»?

Источник: Фома.Ru

В разгоревшихся недавно дискуссиях с неверующими многие православные, как уже давно повелось в Европе, оправдываются. Не такие уж мы, дескать, ужасные. И ад понимаем не буквально, и в рай готовы всех впустить, и в апокатастасис не то чтобы верим, но уж во всяком случае отрицать его не решаемся. Образ Христа, навязанный начиная с 1960-х массовой культурой, практически принимаем. Не спорим с тем, что Он – якобы заурядный бродячий проповедник, нерезкий и нетребовательный, никого не обижающий и ничего не осуждающий. Не то первый хиппи, не то стихийный социалист, не то борец с религиозным истеблишментом.

Слова Евангелия, открывающие нам совсем другого Христа, мы помним, но стараемся лишний раз не напоминать другим. Иначе и до 282-й статьи недалеко. «До ада низвергнешься» (Мф. 11. 23), «порождения ехиднины» (Мф. 12. 34) – все это Он говорил, но надо ли повторять такие неполиткорректности! Не лучше ли промолчать при тех, кто считает: Евангелие подправили дикие церковники, но Христос, Христос… Ну не мог Он (он) так сказать. Он хороший, добрый – и геев пожалеет, и атеистов не осудит навечно, и абортмахеров как-нибудь в рай введет. Покроет все за гробом Своей любовью, а уж как именно – не нам судить.

Однако Новый Завет, если все-таки ему верить, говорит о Христе иначе. Да, Он милует грешницу и не дает бросить в нее камень, призывая (и успешно) ее к покаянию. Но Он обещает вечные муки (Мф. 25, 46) тем, кто не исполнил Его заповеди. Он предлагает людям свободу, но о ставших рабами греха говорит: «Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13, 41-42).

Господь любит и наказывает. Наказывает Сам – и в этой жизни, и тем более за гробом, причем последнее наказание бывает гораздо горше первого, ибо длится вечно. Так мыслит о Боге практически вся православная традиция, если не просеивать ее через сито мышления ХХ-XXI веков. И исключения только подтверждают правило. Мы можем сколько угодно говорить о том, что ветхозаветные Божии кары остались в далеком прошлом. Новый Завет тоже говорит о наказаниях, простирая их, в отличие от Ветхого, в вечность. Да и неужели Бог Ветхого Завета – это некий «другой Бог»? А Бог ХХ века – «третий»? Не «воспитался» ли последний по мере появления политкорректности, гуманизма и человеческого стремления не будить лишний раз собственную совесть?

Попытка переделать Бога под себя, под свою расслабленную душу – дело в истории не новое. Да и мало ли рядом с нами людей, которые лелеют «бога в душе», все одобряющего и со всем соглашающегося? Или тех, кто создал постхристианские «конфессии» – места непринужденной, ни к чему не обязывающей релаксации? Но вот что в нынешнем дискурсе новое – это попытка некоторых православных говорить тем же языком и с тех же позиций. То ли из внутреннего согласия с «Христом» Булгакова и Эндрю Ллойда Уэббера, то ли из нежелания обидеть секулярных и квазисекулярных гуманистов.

Есть и еще один мотив. «Что стало с моим дядей, который умер неверующим? Неужели и он, такой хороший, в царство Божие не вошел»? Наконец, а как же Лев Толстой? Гений ведь, и лучше бы Церкви числить его не в противниках, а в союзниках! И Сахаров – разве не христианин без Христа? Да, мы не знаем, произнесли ли эти люди последние покаяние и не пребывают ли сейчас в Отчих объятиях. Но и причислять их уверенно к царству Божию не можем. В некоторых же случаях, увы, многое ясно. Я имею немало оснований утверждать, что многие мои ближайшие родственники в царстве Божием не присутствуют. И не только потому, что некоторые из них совершили напоказ, в отместку другим членам семьи, самоубийство. Дело еще и в том, что они жили только для земных дел. И были уверены в правоте такого житейского материализма, а в «гипотезе Бога» до последних дней не нуждались. В юности я спросил одного священника, как Церковь относится к Пушкину, и получил ответ: «Как к христианину, который находится в аду». Сказано, может быть, чересчур решительно, но разве мы не можем такого даже предположить?

Любовь Христа направлена прежде всего на то, чтобы люди могли достичь вечной радости. И иногда путь к ней Бог пролагает через вразумление и страдание, которое по-человечески видится невинным и уж никак не вяжется с нынешним пониманием гуманизма. Исцеленный Господом слепорожденный страдал совершенно безвинно. И когда ученики спросили Иисуса, кто согрешил – этот человек или родители его, – Христос, заметим, не сказал им, что наказания за грех не бывает, но ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Многие сегодня удивятся: какая негуманность! Невинное страдание – ради «миссионерских целей»! Но именно эта цель – пробуждение людей для спасения – делает страдание оправданным и благим. Как она же направляет к пользе наши скорби и болезни, если они служат покаянию и исправлению жизни.

Христос – добрый Пастырь. И Он же – грозный, справедливый Судия. Он странствовал по миру, часто не имея «где подклонить голову» (Мф. 8, 20). Но Он не отверг царских почестей, входя в Иерусалим, хотя знал, что люди ждали от Него совсем не истинного, не вечного царства. Когда-то каждый из нас увидит Его во славе, «облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр. 1, 13).

Церковь – это Христос. Она – именно Его тело. И она являет миру все Его образы – и образ гонимого странника, и образ Царя царствующих, и образ милостивого Отца, и образ нелицеприятного Судии и Мздовоздаятеля. Показывая лишь один из этих образов и забыв другие, она потеряет силу света и соли, изменит Своему главе.

Православное, евангельское послание Церкви никогда не нравилось всем и дальше будет не нравиться многим – и число таких многих будет умножаться. И не раз мы вновь поймем правоту слов Христа: «Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч» (Мф. 10, 34). Не будем бояться этого меча, отделяющего истину от неправды, Бога от приятных идолов, созданных «хорошими людьми» века сего. А тем христианам, кто желает угодить двум господам, стоит задуматься: а правильно ли они выбрали исповедание? Если нет – что ж, останется пожалеть. Царство Божие от этого неполным не станет.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Источник: Фома.Ru

6 июня 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Андрей 5 января 2013, 01:37
Спасибо! Все сказано очень верно. Спаси Господь, отец Всеволод!
Валентина28 декабря 2012, 12:22
Какой-то резкий, осуждающий комментарий Екатерины. Что Вы хотите от автора? Он делает что может, наверняка поминает своих родственников в частной молитве, но Ваши эмоции не разделяет, как истинный христианин всецело предан Воле Божьей, старается в любой ситуации сохранять"дух мирен". Зачем ему страсти? Он что, в ответе за выбор родственников? Или в силах изменять участь самоубийц и Божьих отступников?? Вы откуда взяли обвинительные интонации? Не нам судить. А о.Всеволод, может, и выбрал служение Богу потому, что имеет глубокое, скрытое от поверхностного читателя сочувствие к участи близких и дальних, откуда нам знать? Да и Иисус в том же Писании вроде не был "добреньким" к менялам у храмов, книжникам, фарисеям и им сочувствующим. А наоборот, и столы переворачивал, и праведным гневом обличал, при этом в недостатке любви и сожаления к ним Его христиане не обвиняют.
А я автора полностью поддерживаю, а вот политика двойных стандартов у меня вызывает омерзение.
Finex15 октября 2012, 03:02
//// К комментарию Екатерины добавлю, что утверждать, кто в аду, а кто нет - значит предвосхищать Божий суд. ////

говорить о конкретных личностях мы не можем.
говорить о судьбе не покаявшихся грешниках - мы обязаны.

в Евангелии сказано, кто попадет в геену огенную.
кто это говорит об этом, тот не предвосхищает суд Божий, а лишь ПОВТОРЯЕТ слова Божие и говорит о том, как будет проходить Суд и каковы его результаты.
если вы в это не верите, то вы отвергает Евангелие.
точка.
Василий13 августа 2012, 23:08
К комментарию Екатерины добавлю, что утверждать, кто в аду, а кто нет - значит предвосхищать Божий суд.
Екатерина13 июня 2012, 11:20
Евгений, вы, по моему, увлеклись. С чего вы взяли, что Толстому не помогло бы покаяние? Вы Евангелие не читали, что ли?

Автор так спокойно говорит о том, что его родственники в аду... А это вообще по-христиански? Где тут любовь? Если бы была у вас любовь к ближним, вы бы страдали и вообще говорить вам было бы больно об этом. Вы вообще знаете, что такое быть отверженным? Сомневаюсь. Вижу только такое торжествующее осуждение грешников.
Евгений 6 июня 2011, 21:58
Хорошая статья единственное, насчет Толстого мы можем с уверенностью утверждать что он именно в аду т.к. он был же анафематствован Церковью т.е. прямым Божьим установлением и даже больше - Телом Христовым глава которой сам Иисус Христос, так что никакое предсмертное покаяние ему бы и не помогло. Конечно многие станут возражать, что мол люди не могут указывать Богу кому ему миловать а кого нет - но ведь он Сам отдал эту власть Апостолам и их приемникам эту власть.
Ольга 6 июня 2011, 16:30
Христос Воскресе!

Спасибо большое за статью. Очень неоднозначное отношение у моих невоцерковленных друзей вызывают статьи Всеволода Чаплина, а я поддерживаю такого пастыря. Мы не холодные и не горячие, а он горяч. Убаюкивая себя что Христос все простит, человек не продвигается вперед, а погибает сам и ближним помочь не может.

Спаси Бог.
Александр 6 июня 2011, 15:20
Спаси Господь, отец Всеволод!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×