На вопросы корреспондента Православия.Ru отвечает Олег Леонидович Родивилов - Депутат Верховного Совета Крыма, Председатель Постоянной комиссии Верховного Совета Автономной Республики Крым по культуре, делам молодежи и спорту, руководитель Крымской республиканской организации общеукраинской партии Русский блок, первый заместитель председателя Русской общины Крыма.
- Олег Леонидович, насколько ваша должность председателя Комиссии по культуре обязывает вас вникать в межрелигиозные отношения в Крыму?O.Л.Родивилов
- Этими вопросами наша комиссия занимается постоянно и непосредственно. Комитет по делам религий при Совете министров Республики Крым, является для нас профильным. И, к сожалению, должен сказать, что сегодня вопрос о поддержании гармонии в межрелигиозных отношениях стоит остро, поскольку в Крыму есть структура, которая целенаправленно и планомерно занимается провоцированием конфликтов в разных сферах общественной жизни и в том числе в религиозной сфере. Это так называемый Меджлис крымско-татарского народа. Меджлис существует исключительно благодаря финансовой поддержке Запада, Турции, Арабских эмиратов. Для его деятельности в Крыму нет никаких законных оснований, более того, с точки зрения действующих законов Украины, эта деятельность полностью антиконституционна, но государственные власти Украины, вместо того, чтобы пресечь беззаконие, наоборот поддерживают Меджлис. Например, члены Совета крымско-татарского народа при Президенте Украины являются функционерами Меджлиса, и это не для кого не секрет. Именно украинские президенты, начиная с Кравчука, устранили все препятствия для роста влияния Меджлиса в Крыму. Доходит до того, что украинскими властями покрываются и уголовные преступления членов Меджлиса, например Курсит Абдулаев, виновный в избиении сотрудников телекомпании Интер ОРТ и в организации побоища в одном из симферопольских молодежных клубов, осужденный за это на девять лет, не только находится на свободе, но и остается одним из представителей крымских татар при Президенте Украины.
- Расскажите о конкретных примерах провокаций межрелигиозных конфликтов со стороны Меджлиса.
- Самой грязной провокацией Меджлиса я считаю установку памятника в селе Щебетовка убийцам настоятеля Кизилташского монастыря игумена Парфения. Участник Крымской войны, имевший боевые награды, ставший священноиноком, человек, который поднял Кизилташский монастырь, всегда стоявший за правду без оглядки на чины. Подвижник благочестия и мученик, канонизированный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году, память которого свято чтится в Крыму - вот кто такой игумен Парфений. Поэтому мы, конечно же, расцениваем установку памятника его убийцам, как действие направленное на разжигание межрелигиозной розни в Крыму, как призыв к крымским татарам, со стороны Меджлиса, убивать православных священников. Этот памятник был установлен в 1998 году на незаконно захваченной территории. Он прекрасно виден со всех сторон, поскольку установлен на вершине холма, специально оборудованного для приема вертолетов. Рядом с памятником стоит флаг Ходбайрак - флаг Крымского мусульманского комитета, учрежденного в период оккупации гитлеровцами Крыма, и который сегодня является официальным флагом Меджлиса.
Второе - это т. н. «крестоповал» в селе Морском Судакского района, при том, что поклонный крест был установлен по согласованию со всеми необходимыми государственными органами Крыма. Меджлисовцы в тот же день демонстративно этот крест срезали, всячески над ним надругались, демонстрируя пренебрежение к религиозным чувствам граждан, проживающих в селе Морском. На момент повала поклонного креста, в селе Морском существовала мечеть, построенная на средства граждан США, в нарушение всех законов, связанных с градостроительством. Православная общественность не позволяла себе никаких проявлений экстремизма, по отношению к этой мечети. Сегодня поклонный крест в селе Морском переставлен на другую гору, там действует и православный храм, построенный в соответствии со всеми действующими законами.
Последний, наиболее вопиющий пример религиозного экстремизма связан с конфликтом вокруг строительства православного храма в селе Нижняя Голубинка Бахчисарайского района. Первоначальное греческое название этого села Ай Фотий, т.е. святой Фотий, татарское название, тоже поддерживает эту преемственность - Фотисала. Обнаруженный на территории прилегающей к селу фундамент древнего православного храма имеет ориентацию восток-запад, все захоронения вокруг него христианские. Археологические исследования проводились на средства местных жителей. По окончании раскопок были получены все необходимые разрешения на строительство нового храма на месте старого, и строительство началось, причем началось оно с учетом условий необходимых для сохранения исторического памятника. Древний фундамент храма планируется сохранить внутри нового храма. Строительство ведется исключительно на средства православных жителей местного сельсовета Голубинки.
И вот в Голубинке некий Идрис Асанин активист Меджлиса, получивший известность в связи с конфликтом вокруг Бахчисарайского Успенского монастыря, разжигает новый конфликт на религиозной почве. Настоятель храма священник Сергий Мороз противостоит натиску экстремистов практически только собственными скромными средствами. И в результате постоянный представитель Президента Украины в Крыму Сергей Москаль, сейчас настаивает на переносе строительства храма на другое место, не смотря на заключение археологической комиссии и другие официальные документы.
Конфликт этот сейчас очень горячий и острый. Причем активисты Меджлиса во главе с Идрисом Асаниным, согласны с тем, что храм в Голубинке строится на исторически освященном месте, однако они прибегают к, ставшему для них традиционным, методу исторической фальсификации. Например, меджлисовцы называют себя потомками православных греков, и на этом основании препятствуют строительству храма. При этом они не считаются с тем, что генеалогические связи крымских татар и греков не имеют никакого научного подтверждения, ни с тем, что вся эта аргументация против строительства храма выглядела бы странной со стороны потомков православных жителей Крыма.
- Как появилась эта проблема, храм кому-то помешал?
- Храм мешает пропагандистской кампании религиозных экстремистов в Бахчисарайском районе. Поскольку научно доказанный факт исторического существования православного храма в Голубинке, до прихода туда крымских татар, опровергает их право на первенство заселения этого места, поскольку новый храм, построенный на этом месте, станет памятником древнему.
Отец Сергий, настоятель строящегося храма, выбрал для строительства холм Кильсе Баир, не зная о том, что на нем в древние времена уже находился православный храм. Этот холм, находящийся за пределами села, просто понравился ему своим расположением. Однако когда в процессе закладки фундамента выяснилось, что это место уже освящено исторически, работы по строительству были приостановлены и были начаты археологические раскопки. Теперь Меджлис противостоит восстановлению православного храма на его древнем месте. Активисты меджлиса и местное татарское население села выступают против строительства, вопрос строительства храма целенаправленно переносится ими в политическую область, при полном попустительстве украинских властей, не желающих защитить граждан от произвола Меджлиса.
- Почему местные власти не хотят защитить права жителей Нижней Голубинки?
- Районная власть попросту боится Меджлиса и ей легче войти с ним в противозаконный сговор. Глава Бахчисарайской администрации Ильми Умеров, назначенный на эту должность Президентом Украины Виктором Ющенко, сам является функционером Меджлиса.
- Можем ли мы надеяться на то, что со временем Меджлис займет менее агрессивную позицию, по отношению к нетатарскому населению Крыма?
- Я считаю, что этот вопрос поставлен неправильно, поскольку Меджлис создан и финансируется именно как экстремистская структура, главной целью которой является разжигание разнообразных конфликтов, в том числе религиозных. Достаточно сказать, что Меджлис не признает суверенитета Украины на территории Крыма. Тем не мене власти Украины сотрудничают с ним и видят в меджлисовцах своих союзников, поскольку других союзников у них в Крыму просто нет. О последствиях такой политики они почему-то не задумываются.