Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

Образ Божий в человеке

Интервью со священником Сергием Ганьковским, настоятелем храма сщмч. Владимира в г. Королеве

"Священник
Священник Сергий Ганьковский
Согласно Конституции нашей страны, обучение религии в школах в обязательном порядке запрещено, потому что школа в РФ отделена от Церкви и является светской. Одновременно же закон разрешает преподавание религиозных дисциплин по желанию родителей и согласию учеников. Если такое пожелание будет высказано, школы могут вне основного учебного плана обучения пригласить преподавателя вероучительных дисциплин.

Некоторое время тому назад российские школы получили письмо министра образования, в котором рекомендовалось включить в школьную программу предмет «Основы православной культуры». Думается, это не только правильная, но и где-то запоздавшая рекомендация Министерства образования.

Ну как можно, к примеру, изучать историю государства Российского, государства, заметьте! православного, в отрыве от истории Русской Церкви, сыгравшей огромную роль в сохранении единого Отечества в годы смут и лихолетья? Как можно считать себя образованным человеком и не знать таких государственных деятелей (именно деятелей – от слова «деять», «делать», «созидать»), как митрополит Филипп и патриарх Ермоген? А еще раньше – преподобный Сергий Радонежский и митрополит Алексий? Умалчивать о высочайшей религиозности великих русских полководцев Александра Суворова и Федора Ушакова, кстати, недавно прославленного в лике святых Православной Церкви?

Но почему-то эта, повторю, запоздалая рекомендация Министерства образования вызвала буквально бурю всевозможных диспутов, в основном, мягко говоря, негативного толка, существенно усилившихся в последнее время, когда стало известно, что в Белгородской и ряде других областей по распоряжению региональных властей в учебный план ввели курс «Основы православной культуры».

А каков взгляд самих священнослужителей на это «новшество»? И «новшество» ли это для них?

С этим вопросом я обратилась к отцу Сергию Ганьковскому, настоятелю храма святителя Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, в подмосковном городе Королеве.

– Отец Сергий, в последнее время много говорят и спорят о возможном введении в школах нового предмета – «Основы православной культуры». Каково ваше отношение к этой рекомендации?

– Лично я ничего особенного не заметил. В свое время Министерство образования разослало методические рекомендации. И только! Хотя и это немало. На мой взгляд, это попытка Министерства образования помочь так называемой инициативе на местах. Лично я, к примеру, уже 12 (!) лет преподаю «Основы христианского вероучения» в школах нашего города. Не «Основы православной культуры», что является как бы культурологической дисциплиной, а вероучительную дисциплину. За прошедшие годы никаких проблем это не вызывало ни у кого!

По одной простой причине: все делается факультативно, для желающих, и в рамках закона Российской Федерации, который позволяет нам преподавать основы Православия факультативно, как дополнительный предмет. Министерство, как я понимаю, не собиралось этот закон нарушать. А для тех людей, которые хотят организовать факультатив «Основы православной культуры», теперь открывается такая официальная возможность.

О чем спорили и спорят на телевидении, на страницах газет и журналов – я не понимаю. Никто никому не навязывает никакой православной культуры: хочешь – изучай, не хочешь – не изучай.

– Кто, по-вашему, должен вести эти занятия?

– Что касается кадров, то, бесспорно, это проблема. Конечно же, это должны быть образованные люди.

– Священнослужители?

– Не убежден в этом. Священнослужитель – это одна профессия, преподаватель – другая. Бывают, конечно, и такие священнослужители, и я знаю их довольно много, которые могут вести урок в школе. Не литургию совершать, не проповеди говорить, а вести урок, удерживая внимание, скажем, 20 учащихся в течение 45 минут.

– Видимо, подготовка квалифицированных кадров для преподавания «Основ православной культуры» – процесс не одного дня, может быть, даже и ближайшего десятилетия…

– Вы правильно заметили, что это процесс не одного года. Сегодня у нас в стране около 100 тысяч школ и около 100 высших учебных заведений, готовящих педагогов. Нетрудно подсчитать, что нужное количество специалистов появится лишь через 10 лет! Но поскольку речь идет о факультативе, то отпадает проблема «сразу» и «во всех школах». Я с трудом представляю себе ситуацию, чтобы все школы разом, как по команде, захотели ввести эту дисциплину. А потому и проблема с кадрами, видимо, будет все же не такой острой.

– Я слышала, что в городе Ногинске Московской области около 50 учителей захотели изучить этот предмет. Они окончили полный курс и, видимо, преподают сегодня его в школах.

– Ну что же, это интересная практика. Вот видите – никто никого насильно никуда не гнал. И детей, школьников, насильно на эти занятия не гонят. Дети приходят туда потому, что они хотят этого.

– А как из вашего опыта, дети проявляют интерес к этому предмету?

– Я преподаю в лицее научно-инженерного профиля, где дети неимоверно перегружены школьными дисциплинами. Они работают колоссально много, буквально на износ. И если бы им не хотелось, они бы и не приходили. Ведь я же не ставлю им «плюсики»-«минусики» в журнале, в дневник не пишу, оценку по поведению не снижаю за это. Они хотят – и приходят, не хотят – и не приходят. Я не веду учета. Но то, что интерес учащихся к моему предмету постоянен, – это факт.

– А много ли человек посещают ваши занятия?

– В начале учебного года примерно человек двадцать, к концу года остается человек десять. Но остаются те, кому это действительно интересно и нужно, что абсолютно нормально – ведь они, в основной массе, готовятся к поступлению в вузы. И у них просто катастрофически не хватает на все времени. И то, что они, несмотря на свою загруженность, приходят ко мне, я считаю для себя за честь.

– Отец Сергий, в прошлом вы – преподаватель русского языка и литературы. Если взять только один предмет – русскую литературу, насколько велика связь этого предмета с православной темой?

– Дело в том, что я стал верующим человеком, в основном, благодаря тому, что преподавал русскую литературу. Когда все время думаешь о проблематике, поставленной русскими писателями, то поневоле попадаешь в поток Православия. Ведь все русские писатели без изъятия были людьми православными – рожденными в православной стране, крещеными, наконец, живущими православной жизнью, так или иначе ее воспринимающими. Даже Толстой родился внутри Православия. Другое дело, что он отошел от него. Но проблемы, которые его мучили, – те же самые, что терзают каждого православного человека. Ничего удивительного здесь нет.

Что значит «связь»? Когда Гоголь, Достоевский, Пушкин, Лермонтов – православные писатели, куда денешься от всего этого? Поневоле начинаешь рассуждать о смысле жизни. Не нужно специально никуда лезть, не нужно специальной богословской литературы, достаточно просто читать книги русских писателей.

В оные годы религиозный дух хотели из школ истребить. Атеизм был государственной политикой. Но как это возможно? Тогда нужно запретить чтение Пушкина, Лермонтова, Гоголя и читать… Я не знаю, что тогда читать? Наверное, таких писателей, которые были ярыми безбожниками. Среди русских писателей-классиков я таких просто не знаю.

– Как вы думаете, в нашем городе найдутся люди, желающие изучить этот курс и пойти к детям?

Я надеюсь на то, что они найдутся. Хотя без должного расположения органов народного образования ничего сделать не возможно. Потому как нужен какой-то организующий стержень. Когда-то у нашего комитета по образованию была такая идея: собрать группу учителей, да и не только учителей по образованию, чтобы они изучили этот курс и затем преподавали его в школах. Но это было довольно давно…

Ну и вот еще что: Королев – не простой город, а наукоград. Это город с населением, образовательный уровень которого гораздо выше, чем в любом другом городе Подмосковья. Поэтому мы имеем дело с людьми не простыми, для которых Церковь во многом какой-то «оплот мракобесия». И то, что сейчас уже в наших храмах не только бабушки, то, что наша паства – люди интеллигентные, высокообразованные, это большой сдвиг в общественном сознании. Я думаю, что эта общественная подвижка будет продолжаться. Для этого мы и работаем. Только не впрямую, не атакуя комитет по образованию своими бесконечными предложениями, а просто воспитываем нашу паству. Мы пытаемся объяснить тем, кто хочет слушать, как мы веруем. И со временем, я думаю, эта медленная, деликатная, но настойчивая работа принесет свои плоды.

И, возвращаясь к началу нашего разговора, скажу, может быть, самое важное. Образование – это восстановление в грешном человеке образа Божиего. Именно отсюда и образ-ование! Как «образовывает» учащихся учитель, для которого не существует этого эталонного Образа? Он передает им какой-то свой личный, приобретенный, накопленный опыт. Результат столь длительного (почти 90-летнего!) безбожного образования сегодня мы имеем налицо! И надо понять всем – и руководству страны, и власть имущим, и журналистам, и главное, всему народу, – что, если мы хотим жить, надо восстанавливать этот самый образ Божий в человеке!

С о.Сергием Ганьковским беседовала Ольга Глаголева

Ольга Глаголева

Священник Сергий Ганьковский

4 октября 2006 г.

Рейтинг: 9.3 Голосов: 19 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Священник Сергий Ганьковский
Ольга Глаголева

Новые материалы

Выбор читателей

×