Митрополит Варшавский Савва: Наше присутствие в инославном мире – это уже проповедь

Интервью с Митрополитом Варшавским Саввой

"Фото:
Фото: С. Власов
В воскресенье 21 января 2007 года в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя прошла ежегодная церемония вручения премий Международного фонда единства православных народов (МФЕПН). Торжественную церемонию награждения лауреатов открыл Святейший Патриарх Алексий II – председатель Попечительского совета фонда.

Лауреатами премии за 2006 год стали: Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Президент Республики Армения Р.С. Кочарян, шестой генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали; коллективным лауреатом премии стало ОАО «Газпром».

23 января один из лауреатов премии – Блаженнейший Митрополит Савва принял участие в пресс-конференции, на которой он дал свою оценку международной деятельности МФЕПН и ответил на вопросы журналистов.

Выступая на пресс-конференции, митрополит Савва, в частности, сказал: «Польская Православная Церковь немногочисленна, мы живем как бы в море инославия. Среди 38 миллионов жителей нашей страны православные составляют только 2 %. Поэтому для нас очень важна поддержка, которую оказывает нам Русская Православная Церковь. Эта премия Международного фонда единства православных народов, которой отметили лично меня, на самом деле принадлежит всей нашей Церкви, и свою сердечную благодарность я хочу выразить именно от всей Церкви.

Польская Православная Церковь давно сотрудничает с фондом. Наш православный депутат в парламенте принимает участие в работе Межпарламентской ассамблее Православия (МАП), действующей при поддержке фонда, представители МАП встречались с депутатами польского парламента. У нас хорошо была принята программа фонда «Голоса православной России», когда, благодаря содействию фонда, Польшу посетили хоровые коллективы Московской духовной академии и семинарии, хор Московского училища имени Гнесиных и камерный хор “Классика”. В Варшаве не хватало мест для всех желающих посетить эти концерты, и множество людей слушали выступления хоров, стоя на улице перед мониторами. В Кракове хоры выступали в Марианском костеле Римско-Католической Церкви, где их встречали с уважением и любовью. В Восточной Польше, где православных уже больше, концерты пользовались еще большим успехом. И от имени Польской Православной Церкви я хочу поблагодарить за эти выступления и фонд, и лично Святейшего Патриарха Алексия, а через вас – и весь русский народ».

Затем митрополит Савва ответил на вопросы журналистов.

– Владыка, расскажите об административном устройстве Польской Православной Церкви, и о том, как складываются ваши отношения с католическим большинством?

До Второй мировой войны наша Церковь была гораздо многочисленнее, в нее входило около пяти миллионов верующих. Но война, как везде и всюду, нанесла нам большой урон. Поменялись границы, часть канонической территории нашей Церкви отошла к Украине и Белоруссии, многих наших верующих война заставила переселиться на Запад, в Америку. Также в результате войны компактно проживавшие православные подвергались насильственному расселению с целью добиться их ассимиляции. В результате всех этих событий Польская Православная Церковь сильно ослабела, и нужно было приложить много труда для того, чтобы привести нашу Церковь к тому состоянию, в котором она находится теперь. Сейчас в Польскую Православную Церковь входит около 500 тысяч верующих, у нас около 400 храмов, 350 с лишним приходов, 7 монастырей, как женских, так и мужских, у нас 6 епархий, 8 епископов.

У нас есть духовная семинария и духовная академия. Духовная академия устроена таким образом, что при общей администрации ее содержат православные, старо-католики и протестанты, и каждая конфессия имеет в академии свой факультет, ректор избирается поочередно от каждой конфессии. Польские православные студенты обучаются также в России, Белоруссии, Германии, Греции, Румынии и Украине. Также в Белостокском университете существует кафедра православного богословия. Есть у нас школа иконописцев и псаломщиков.

Отношения между Католической Церковью и нашей часто зависят от личных отношений епископов на местах. Эти отношения бывают как дружеские, так и натянутые. Но, в общем, в настоящее время они вполне спокойные. Когда у нас сгорело несколько храмов, то по этому поводу были разные подозрения. Например, сгорел храм на Грабарке, а Грабарка для православных в Польше – особое место. Там находится женский Преображенский монастырь, известный тем, что в нем находится чудотворная икона Христа Спасителя, к которой люди приносят на своих плечах кресты; принеся крест, они обходят с ним вокруг храма и ставят его перед храмом. Многие молитвы при этом приносятся – и о здоровье, и о том, чтобы умножалась любовь между супругами, и о том, чтобы молодые люди не меняли своей веры, и так далее. Это место особое, храм в котором хранится икона, окружен лесом крестов.

– Как вы прокомментируете недавний скандал в Католической Церкви, связанный с сотрудничеством священнослужителей с органами госбезопасности в коммунистические времена? Как относятся к подобному сотрудничеству в Польской Православной Церкви?

– Римский папа, который приезжал в Польшу и встречался с римо-католическими священниками, сказал при этой встрече, что необходимо учитывать те условия, в которых священникам приходилось служить. При коммунистическом режиме, который хотел все знать и всем руководить, никто не оставался свободным, так или иначе все священники в Польше находились под пристальным вниманием властей. И, так или иначе, были вынуждены поддерживать контакты с органами госбезопасности. Это не значит, что так и надо поступать, но время было такое, что делать это просто приходилось. Контакты эти могут поддерживаться по-разному, и самое главное, чтобы в результате этих контактов не совершалось предательства.

Теперь же действительно случился скандал. В Римско-Католической Церкви Варшавский примас, который 25 лет руководил Церковью, ушел в отставку. На его место избрали человека, всю жизнь занимавшимся наукой, он был ректором Католического университета в Люблине, после этого восемь лет был епископом. После избрания выяснилось, что он сотрудничал с госбезопасностью. Этот человек не стал отрекаться от прошлого, но при этом сказал, что в результате этого сотрудничества никого не предал. Для крайних либеральных кругов, чтобы поднять шум, достаточно было и самого факта сотрудничества. Епископ не стал настаивать на своем избрании и попросил освободить его от должности. Избиратели просили его остаться, но он не согласился.

Я думаю, что такие случаи сотрудничества с госбезопасностью будут еще открываться как у католиков, так и у православных и у других конфессий. Нельзя было обойтись без того, чтобы тебя не трогали, особенно духовенство. Я на своем примере могу сказать, когда в 1957 году я окончил семинарию, меня приняли в Московскую духовную академию, но я не получил паспорта для выезда за границу, поскольку считался неблагонадежным. Написав магистерскую диссертацию в Польше, я хотел продолжить свое обучение в Сербии. В Сербии меня приняли, но власти целый год не давали мне паспорта, до тех пор пока все-таки решили отпустить как безнадежного (улыбается).

– Какое место занимает религия в польской средней школе?

Польша это особая страна, она очень религиозная. После перемены политического строя, который произошел в 1980-е годы, государство подписало договор с Католической Церковью, также и Православная Церковь в 1991 году заключила соглашение с государством. И на основе этого соглашения мы имеем возможность преподавать закон Божий в школе и преподаем его уже 17 лет. Закон Божий считается таким же предметом, как и все другие. Преподается он законоучителями, которые получают зарплату, также как и все остальные учителя, они состоят в педагогическом совете и имеют там полное право голоса. Сейчас планируется введение закона Божия в число экзаменов на аттестат зрелости, предусматривается, что в этом случае будет возможна альтернатива: можно будет сдавать историю, а можно будет сдавать закон Божий. Преподавание православного закона Божия ведется в школах наравне с католическим. В школах, где много православных детей, оно ведется обычным образом. В центральных районах Польши, где православных меньше, преподавание может быть начато, если будет собрана группа не меньше семи человек. Кроме закона Божия, в качестве нерелигиозной альтернативы, у нас пробовали ввести еще и этику, но из этого ничего не вышло. Достаточного количества желающих изучать этику вместо закона Божия не нашлось.

Кроме того, в Польше существует военное священство, в то время, когда организовывался институт военных священников, были попытки снизить представительство православных в армии, чтобы православных священников было меньше, чем католических. В ответ на это, на одном из заседаний церковно-государственной комиссии, я заявил: «Пожалуйста, если вы хотите так сделать, то не берите наших юношей в армию». И нам удалось договориться. Во главе военных священников стоит генерал Войска польского. Я был первым таким генералом как епископ. Под моим началом находилось 30 человек, как военных священников, так и мирян.

Пастырская деятельность нашей Церкви ведется и в тюрьмах, и в домах престарелых, и в детских домах. Так, в Варшавской епархии есть пять церковных домов престарелых, где живут 130 подопечных – больные, старые, одинокие люди.

Таким образом, на законных основаниях наша Церковь может охватить всю народную жизнь.

– Расскажите об основных проблемах, которые стоят сегодня перед Польской Православной Церковью?

По отношению к государству наше положение сегодня стабильное. Наша главная проблема, но она не только наша, а общая для всей Польши, заключена в том, что молодое поколение покидает страну. Многие уезжают на Запад – в Америку, Ирландию… Пустеют деревенские приходы, особенно близ восточной границы. Это связано с развалом сельской экономики, лишившейся государственной поддержки. Земля в этих местах не особенно хорошая, и люди из деревень уезжают.

Для Православной Церкви стали проблемой смешанные браки с католиками. В случае смешанного брака переходы в католичество случаются чаще, чем в православие.

– Расскажите о миссии Польской Православной Церкви в Польше. Имеются ли проблемы связанные с прозелетизмом между Православной и Католической Церквами?

Наша миссия заключена главным образом в том, чтобы свидетельствовать о Православии. «Прииди и виждь»: если тебе нравится – оставайся. Само наше присутствие в инославном мире, это уже наша проповедь. И многие приходят, многие симпатизируют Православию. В некоторых приходах у нас ведется богослужение на польском языке. Прихожане в Польше не однородны по национальному составу, это не только поляки и украинцы, но и македонцы, и сербы, и вэнки, и греки, и гуцулы… Нужно, чтобы богослужебный язык был понятен и близок всем. А мы не имеем возможности для каждого народа служить на его языке. Поэтому для славян богослужение проходит на церковно-славянском языке, а проповеди говорятся на самых разных языках. Для греков совершается богослужение на греческом языке, и сейчас в Польше строится отдельная греческая церковь.

– Считаете ли вы введение в школьную программу предмета «Основы православной культуры» важным для России?

– Считаю это особенно важным. Без изучения закона Божия невозможно полюбить Православие. А Россия всегда была связана с Православием и это немыслимо, чтобы изучения закона Божия в России не было.

Материал подготовил Алексей Сагань

Алексей Сагань

Митрополит Варшавский Савва

29 января 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×