Домашняя Церковь

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 24)

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Наверное, излишне говорить о значении этого праздника, ведь семья во все времена была главным сокровищем общества и основной опорой государства, а без любви и верности семейный союз попросту невозможен.

Что же такое христианская семья? Ее часто называют домашнею Церковью, тем самым как бы указывая на то, что брак установлен Богом и имеет огромное значение в деле нашего спасения.

Начальный союз

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…(Быт. 1, 28)

Брак — первый человеческий союз, установленный Богом еще в раю между Адамом и Евой. Однако отцы Церкви единодушно говорят о том, что до грехопадения брака не было в том виде, каким мы его знаем теперь. «Будучи сотворен, Адам пребывал в раю, и там не было речи о браке,— пишет святитель Иоанн Златоуст.— Он нуждался в помощнике, и он был ему дан. Желание полового общения, зачатия, муки чадородия и любая форма тления были чужды их душам». Святитель Григорий Нисский также говорит о том, что половое влечение и зачатие, рождение в муках — это последствия грехопадения, свойства падшей, подверженной тлению и смерти человеческой природы. Подтверждение этого мнения мы находим в книге Бытия, когда, после вкушения людьми запретного плода, Бог сказал Еве: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою... (Быт. 3, 16)

Заповедь плодитесь и размножайтесь (Быт.1, 28) была дана людям до грехопадения, но как, каким образом они должны были плодиться и размножаться — мы не можем сказать, так как не знаем, каким было человеческое тело в первозданном виде. По этому вопросу существуют различные богословские мнения. В частности, преподобный Максим Исповедник говорит о неком «духовном размножении» человеческого рода. Вообще нужно сказать, что вопросы брака и половых отношений в богословии разработаны недостаточно. Расходясь во мнениях в частностях, святые отцы согласно учат, что брак в том виде, в котором мы его знаем теперь, в раю не существовал. После грехопадения в отношениях между первыми людьми появилась дисгармония, в этот начальный союз во­шли тление и разлад, которые, как составляющие первородного греха, через зачатие и рождение распространились на все человечество. Поэтому в семейных отношениях порою бывает столько сложно­стей и взаимного непонимания. Для того чтобы достичь гармонии в браке, нужно, прежде всего, работать над своим сердцем, чему и учит Церковь.

Школа добродетелей

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… (Еф. 5, 22–25)

В христианстве брак достигает всей полноты своего совершенства и является таинством. Семейный союз заключается по образу союза Хрис­та с Церковью. Апостол Павел называет брак великой тайной: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церк­ви (Еф. 5, 32). Чтобы быть достойным отображением союза Христа с Церковью, супруги должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону своей природы поставить в подчинение духовно-нравственной.

По мысли святителя Киприана Карфагенского, в христианском браке муж и жена получают полноту и целостность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого.

Семья — это домашняя Церковь. Святитель Василий Великий также называл семью школой добродетелей. Но самый важный урок, который получает человек в семье,— это урок любви. Без любви семья немыслима. Любовь, воспитавшись в семье, должна потом выйти из ее круга и распространиться на все сферы социальной жизни. Без любви к своей семье, к своей стране воин — не защитник Отечества, а всего лишь наемник. Без этой любви нет настоящего педагога, врача, ученого.

Вспомним, что именно в семье свои первые уроки любви получили такие великие подвижники, как преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Читая жития святых, часто можно увидеть, с какой теплотой и любовью отзывались подвижники о своих родителях и годах, проведенных в семье.

Еще одно нравственное качество, без которого невозможно создать крепкую и дружную семью, — это самоотречение, способность жерт­вовать своими интересами ради интересов другого. По большому счету самоотречение — это ежедневное, не видимое никому мученичество. Поэтому в чине венчания мы слышим такие слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

«Борьба с грехом в браке — возвышеннейший тип христианского аскетического делания,— пишет литургист Г. Шиманский.— Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности».

Большинство из нас призваны спасаться именно в браке — в терпении и любви, нося немощи друг друга, достигать совершенства.

В назидание новобрачным в Требнике содержится прекрасное поучение:

«… честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием — претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны — вдовицы восьмидесятичетырехлетней — принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке».

Брачный союз нерасторжим. Поэтому Церковь не развенчивает браки, а лишь дает благословение на второй и даже третий брак, в случае смерти одного из супругов или супружеской неверности, что по своему разрушительному действию на семью равносильно смерти. Нравственное достоинство признается Церковью лишь за первым браком. Второй и третий браки — «удержание от блуда», свидетельство о непобежденной чувственности. Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй — снисхождение». Чин венчания второбрачных короче и отличается меньшей торжественностью. В древности второженцев отлучали от Причастия на год; женатые вторым и третьим браком не могли избираться пастырями Церкви.

В христианстве брак благословлялся со времен Апостольских. Ученик Иоанна Богослова святой Игнатий Богоносец пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Чин заключения брака в древности совершался непосредственно за Божественной литургией. Следы этого мы видим в настоящее время в чине венчания. Это возглас «Благословенно Царство», мирная ектения, чтения Апостола и Евангелия. Отделение чина венчания от Литургии произошло в XII—XIII веках, и в настоящее время он совершается после Божественной литургии.

Колыбель новой жизни

Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное, неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным.

(Из молитвы чина венчания)

И все же главная и основная цель брака — рождение и воспитание детей. Это обыкновенное, но необъяснимое, непостижимое умом чудо. Когда рождается ребенок, вдруг возникает вопрос: «Кто я такой, чтобы дать новую жизнь, дать бытие бессмертной человеческой душе? За какие такие заслуги я причастен к этому чуду? Как возможно, чтобы от меня родился другой человек, который так же, как и все мы, призван сделать свое сердце обителью Святого Духа и стать Богом по благодати?» И в какой-то момент кажется, что это сотворил один лишь Бог, что ты не способен на такое, но знакомые черты в лице сына или дочери говорят о том, что нет, не только Бог, а вместе, в этом священном брачном союзе, в синергии, соработничестве с Богом пришел в мир новый человек.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Елена 2 сентября 2013, 20:38
Если двое - воцерковленные люди, и эта тема является камнем преткновения, источником расстройства, то обоим нужно рассказать об этом своему духовнику, если такого нет - то священнику (священникам, если исповедуются у разных отцов), слову которого они доверяют, на исповеди. Попросить совета. Мужчина принимает решения. Но в этом случае вопрос спорный, по сути - это недоверие Богу. Когда знакомый священник узнал, что мы с мужем, имея одного ребёнка, предохраняемся от новой беременности, он сказал, что мы - не православные. Ну и, конечно, нужно молиться от всего сердца, вдвойне, и за себя,и за мужа. Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова, вымолила у Бога для мужа веру. Хотя тот был убеждённым язычником.
Яна31 мая 2012, 04:30
Здраствуйте! Помогите пожалуйста советом. Мы с мужем вместе 3 года, год как обвенчаны. Муж верующий человек,и я тоже, стараемся ходить в церковь, молиться. Но есть одна проблема. Как только речь идет о детях, муж уходит от вопроса,говорит не сейчас, потом, через год-другой, когда карьеру сделает, когда финансовое положение улутшится. И это длиться уже 2 года.я очень люблю своего мужа, но и очень хочу ребеночка, и все наши разногласия сводятся к ссорам.Очень тяжело.
Елена27 июля 2011, 12:51
"Жены, повинуйтесь своим мужьям..." А если муж не хочет иметь детей... Должна ли в этом случае жена подчиниться воли мужа?
Анна15 июля 2011, 15:06
Полностью согласна с Людмилой. "Чувства с годами угасли" — это не причина для развода, а свидетельство нежелания трудиться в браке. Если за садом не ухаживать, он зарастет сорняками и перестанет плодоносить, а потом засохнет. Я не пошла бы за разведенного по такой вот причине :( Хоть и сижу одна давно, да печальный исход брака с таким человеком предрешен. Интересно, вот написано: Господь благословил девство, вдовство и брак. А если муж бросил и я не замужем, неблагословенно такое пребывание? Как же спасаться?
Людмила12 июля 2011, 22:44
В житии святых упоминаются и их благочестивые родители.Спасение -труд многогранный,воспитание- тоже труд.Воспитание души через общение с близкими,труд ежедневный,нелегкий, до конца дней.Развенчание- нежелание трудится душой, смиряться.И тут не главное,дали развод или нет.Главное,что люди захотели отказаться от обещаний,данных Богу.Сегодня отказался от жены( мужа),а завтра?
Тамара12 июля 2011, 08:23
Алексей, вы не совсем правы. Да одна из целей брака это рождение и воспитание детей,но для начала брак это источник развития любви. Сначала любовь мужа к жене, к Богу. Если воспитывать детей в ссорах,разладе и недомолвках,от большого количества детей не спасешься,детей нужно воспитывать в любви и вере в Господа. А чтобы их воспитать так надо для начала самим научиться искренне любить..для начала друг друга,а потом и окружающих. Знаю людей которые говорят что они хотят спастись без детей( но при этом не хотят отказываться от половой жизни) и приводят в пример Петра и Февронию, но они даже и не задумывались,что святые прожили жизнь как брат и сестра,и не знали друг друга как муж и жена. Есть знакомые, кому Господь не дал своих детей,но они не отчаялись и усыновили 3трех замечательных мальчишек,воспитывают их в православной вере. Пути Господни не исповедимы и никто не знает кому какой крест дан. Главное нести его и не роптать на Господа!
Каменщиков Денис11 июля 2011, 21:46
Алексей, интересно, а как можно спастись в браке, не рожая детей? Другое дело, когда Бог не дает детей - это трагедия и крест. А когда человек, живя в браке, не хочет иметь детей, то ни о каком спасении не может идти и речи.
Кирилл10 июля 2011, 02:57
"Брачный союз нерасторжим. Поэтому Церковь не развенчивает браки" Первое утверждение истинно. А второе в наше время... Достаточно подать подтверждение о расторжении гражданского брака (даже не лично) и вуаля: через довольно непродолжительное время вам приходит свидетельство а расторжении брака церковного. Заметьте, не уличённые блудодеи, не хронические алкоголики-наркоманы, обычные, много лет назад венчанные супруги, по разным причинам решившие мирно расстаться, получают "развенчание" - просто на основании бумажки из ЗАГСа... Не икономия это вовсе. Но что?
Алексей 8 июля 2011, 21:25
"И все же главная и основная цель брака — рождение и воспитание детей." Многоуважаемый автор, наверное что-то напутал с ОСНОВНОЙ целью ХРИСТИАНСКОГО брака... Разве это не спасение?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×