12 ноября в Ярославле открылся XII Международный фестиваль теле- и радиопрограмм «Радонеж», который продлится до 15 ноября. Это значительное событие в церковной и культурной жизни нашей страны. За 12 лет многое изменилось, фестиваль начинался в прошлом не только столетии, но и тысячелетии. О новом формате, задачах и основных участниках фестиваля сайту «Православие.Ру» рассказал его инициатор и президент «Радонежа» Евгений Никифоров.
– 12 лет – это своеобразный итог. В 12 лет ребенок начинает превращаться во взрослого человека. Что изменилось в фестивале «Радонеж» за эти годы?
– Да, конечно, без перемен не обошлось. В этом году мы впервые вышли за «околицу» Москвы. За 12 лет существования фестиваля изменилась наша страна, телевидение… Журналистика уже другая. Перед Церковью стоят иные задачи. Поэтому мы задумались о том, какие цели должны быть у фестиваля «Радонеж». Ведь православный фестиваль радикально отличается от всех других. Это не ярмарка тщеславия, нет задачи потусоваться, покрасоваться и получить награду.
– На православном фестивале никогда не победит фильм в стиле «Убить Билла» с его эстетизацией зла…
– Да, конечно. Верующие люди чужды этому набору ценностей. У нас малобюджетное кино, которое делают большей частью подвижники. Другое дело, что его качество очень выросло за эти годы. Вначале для нас было событием и радостным узнаванием, что еще кто-то занимается православной проблематикой. На первый фестиваль приехало около 60 журналистов, это достаточно много для 1995 года. Нашей задачей было собрать этих подвижников, дать им возможность познакомиться, пообщаться, поделиться опытом. Теперь в «Радонеже» принимают участие более 200 теле- и радиокомпаний, то есть масштаб увеличился.
Другой нашей задачей было разработать язык телепроповеди. Как говорить о Православии, чтобы тебя услышали и поняли? Мы все тогда прошли искус тривиальностью.
– Вы имеете ввиду то приторное псевдоблагочестие, так называемый «православный лубок»?
– Православный лубок сам по себе не плох. Это традиционный стиль, в котором с большим успехом работают настоящие мастера. Но! Это хорошо, когда это красиво и профессионально сделано. Однако в православной журналистике получалось что-то вроде «девочка со свечкой – золотые купола – спаси Господи». Это такие заезженные штампы, которые стали для нас серьезной проблемой. Надо было искать что-то новое: сюжеты, подачу, язык, чтобы это было интересно зрителю. Надо было улучшать вкус, повышать качество.
Это касается и медийной поддержки богослужебной жизни Русской Православной Церкви. Как показать сокровенную жизнь человеческого духа? Для постороннего человека праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы ничем не отличается от, скажем, Вознесения Господня. Один, другой раз покажешь богослужение, а на третий раз – что? То есть во внешнем изображении богослужебной жизни не покажешь то, что составляет глубинное содержание нашей жизни.
– То есть речь идет не о внешних символах Православия?
– Да, нашей задачей было не зацикливаться только на таких сюжетах, чтобы это не превратилось в бесконечное, внешнее повторение одного и того же. Мы хотели показать восприятие жизни верующим человеком, и сделать это с хорошим вкусом. Если проповедь сказана плохо, лучше б ее не было вовсе. Говорится: «Проклят тот, кто делает дело Божие с небрежением». Думаю, это главная заповедь, для православного журналиста. Мы должны работать максимально качественно.
Так что нашей задачей было сформулировать: что такое вообще православное кино, православная передача на телевидении или радио? И мы ответили на этот вопрос: это прежде всего взгляд христианина на все, что его окружает. Любящий, глубокий взгляд. Это можно сравнить с проблемой преподавания основ православной культуры в школах. Наши противники большей частью понимают под законом Божиим совсем не то, что он на самом деле из себя представляет. Их пугает само слово «закон», и они предполагают под этим что-то вроде Божественного уголовного кодекса. А это прежде всего закон любви, который дан людям Господом. И этот закон Божий – закон любви – мы должны осуществить в теле-, радиопроповеди. Должен сказать, что сейчас выходят передачи и телефильмы высочайшего качества.
На этом фестивале мы идем в народ, будем стараться, чтобы фильмы-конкурсанты были увидены, чтобы они нашли свое место на полке воскресной школы, у миссионера, который работает с военными, с врачами, с заключенными, с молодежью и так далее. Раньше это был, скорее, обмен опытом между журналистами. Но настало время выходить на более широкую аудиторию. Все фильмы – на разные темы, сделаны для разной аудитории. И надеемся, каждый зритель найдет в них что-то для себя.
– А кинофильмы?
– Раньше мы занимались только журналистикой, то есть телефильмами и передачами, радиопрограммами. Но за последнее время появились такие произведения в кинематографе, которые нельзя не отметить. И уже четыре года мы отмечаем лучший христианский фильм года.
Первым стал фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», который произвел очень большое впечатление на весь мир, несмотря на все свои противоречия.
Вторым мы отметили прекрасный сериал «Спас под березами», который пару раз показывали по центральным каналам, но, к сожалению, мало кто его видел. Это изумительный рассказ о семье священника и о буднях церковного прихода, с их радостями и проблемами. Там снялись такие замечательные актеры, как Тараторкин, Муравьева, Золотухин и другие.
В прошлом году лучшим фильмом мы назвали «Остров» Павла Лунгина и помогли его раскрутке. Наше жюри является единственной экспертной группой в области телевидения и кинематографа в Русской Православной Церкви, по крайней мере являлось до недавнего времени. Выбрав фильм «Остров», мы предложили Святейшему Патриарху Алексию его посмотреть. Патриарху очень понравилось, и он решил отметить грамотами Павла Лунгина и его съемочную группу. Я тоже присутствовал на этой церемонии.
Мы переживали, будет ли в этом году что-либо с такой высокой планкой как «Остров» или «Страсти Христовы». И нашли.
– Это секрет?
– Нет, не секрет. Это фильм производства Первого канала «Моя любовь», который сделал очень талантливый мультипликатор Александр Петров по роману Ивана Шмелева.
– Тот самый Александр Петров, который получил «Оскара» за фильм «Старик и море» по Хемингуэю? У него еще уникальная техника создания фильмов: он рисует пальцем по стеклу.
– Да, «Моя любовь» – это его новая работа невероятной красоты. Она о чистой юношеской влюбленности, которую можно воспитать только в церковной, духовной среде. Это великолепный ответ тем, кто занимается мерзопакостным «секспросветом». Когда смотришь «Мою любовь», он для тебя как глоток чистейшего воздуха. Мы уже предложили этот фильм Святейшему Патриарху, но пока не знаю, каково будет его решение. Но мы свой выбор уже сделали. И у нас на фестивале – премьерный показ «Моей любви» в присутствии самого автора, Александра Петрова.
– Каких еще авторов, участников фестиваля вы бы хотели отметить?
– Кшиштоф Занусси снял удивительный фильм о раннем христианстве. Также на нашем фестивале представляют свои работы Никита Михалков, Владимир Хотиненко, Ираклий Квирикадзе и другие серьезные авторы. Есть и много талантливой молодежи. На фестивале каждый год совершаются новые открытия, что для нас очень радостно.
– Кто в этом году в жюри фестиваля?
– Председатель жюри – писатель Владимир Крупин. Среди других членов жюри:
начальник Службы документальных фильмов телеканала «Россия» Сергей Алексеев, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Александр Крутов, ответственный редактор Большой российской энциклопедии и Православной энциклопедии Сергей Кравец, руководитель пресс-службы Московской Патриархии протоиерей Владимир Вигилянский, проректор ВГИКа Алла Золотухина, советник Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям Александр Гагаркин, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев и другие.
Мы разделили конкурсы для регионов и для центральных каналов, потому что их работа несоизмерима по финансированию. Хотя по впечатлению, которые фильмы и передачи производят на зрителей и жюри, регионы зачастую не только не уступают, но и превосходят столицу.
– А как обстоит дело с прокатом фильмов-победителей? Для православной журналистики это обычно большая проблема.
– Это как раз то новое, что мы вносим в работу фестиваля, начиная с 2007 года. Мы начали больше внимания уделять выполнению миссионерской задачи. Нам больше не надо учиться журналистике, тому, как снимать документальное кино. Выросло поколение прекрасных профессионалов и глубоко верующих людей. Они делают выдающиеся передачи и документальные фильмы. Теперь все крупнейшие национальные каналы производят такие фильмы. Это и Первый канал, и РТР, и «Православная энциклопедия» на канале ТВЦ, и «Библейский сюжет» на канале «Культура», и масса других высококачественных продуктов.
Но много ли из этого видят телезрители? Нет, потому что такие фильмы и передачи показывают рано утром, либо глубоко за полночь. Считается, что это не рейтинговая продукция. Наша задача – хоть как-то изменить эту ситуацию.
Кстати, после проведения фестиваля в Ярославле состоится показ фильмов-победителей в Москве, об этом будет сообщено позже.
– Какие мероприятия, кроме самих показов, проходят в Ярославле в рамках фестиваля?
– Это, конечно, творческие встречи с деятелями культуры, такими как Аркадий Мамонтов, Дмитрий Менделеев, Алексей Денисов и другие. Это мастер-классы, презентации, «круглые столы» и еще много всего. Также в рамках фестиваля мы открываем Институт повышения квалификации православных журналистов (название пока разрабатывается). У нас уже есть подобный опыт: работают курсы повышения квалификации. Но спрос настолько велик, что их оказалось недостаточно.
Вообще, проведение фестиваля требует огромных финансовых затрат. Я бы хотел поблагодарить прежде всего архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, мэра Виктора Волончунаса, а также губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына за их огромную поддержку.
Работа «Радонежа» проходит во Введенском Толгском монастыре, который отмечает 20-летие своего возрождения. Этому юбилею, а также 250-летию прославления святителя Димитрия, митрополита Ростовского, и посвящен наш XII фестиваль. Толгский монастырь – это очень красивое место. Надо сказать, что у монастыря очень большие площади, поэтому у нас нет проблем с размещением участников и гостей. Игумения Варвара проделала гигантскую работу по подготовке фестиваля, и я бы хотел поблагодарить ее на страницах вашего портала, а также поблагодарить всех наших спонсоров и организаторов.
Что интересно – впервые нашим спонсором выступает не коммерческая организация, а культурный православный центр «Русская неделя» из Тюмени, который профессионально занимается благотворительностью. Это вообще очень приятно, когда имеешь дело с единомышленниками, которые понимают и поддерживают тебя.