В ноябре 2007 года в Ярославле прошел очередной фестиваль православных кино-, теле- и радиопрограмм «Радонеж». А недавно в Москве победителям и лауреатам фестиваля были вручены награды. Анимационная лента «оскароносца» Александра Петрова «Моя любовь» (по роману Ивана Шмелева) признана «лучшим христианским фильмом года» и отмечена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II: Александр Петров получил орден преподобного Сергия Радонежского III степени.
Гран-при фестиваля завоевала телеверсия документального фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) «Псково-Печерская обитель». И автор фильма, и автор телеверсии были награждены серебряными медалями преподобного Сергия Радонежского.
Призерами фестиваля также стали фильмы «Святой Георгий» Ираклия Квирикадзе, «Советский монах. Алипий-воин» Ю. Зубкова – о настоятеле Псково-Печерского монастыря, «Ноев ковчег» И. Калядина, «Космос и хаос Алексея Лосева» И. Васильевой и другие. Жюри особо отметило ленту «Старица: любим-город» А. Малечкина и С. Линникова – «за распространение Слова Божьего».
Среди призеров, участников, жюри и гостей церемонии были протоиерей Димитрий Смирнов, представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, телеканалов РТР, «Культура», «ТВ-центр», «Спас»; проректор ВГИКа Алла Золотухина и другие. После церемонии награждения нам удалось побеседовать с председателем духовно-просветительского общества «Радонеж» и президентом фестиваля Евгением Никифоровым.
– Евгений Константинович, поделитесь вашими впечатлениями от фестиваля теперь, когда он завершился…
– Всегда опасаешься, полезно ли то, что ты предлагаешь аудитории, нужно ли. Фестиваль в очередной раз показал, что то, что мы делаем, востребовано и актуально как для нас, так и для зрителей. Тот факт, что в фестивале «Радонеж» приняло участие 170 компаний, говорит сам за себя: это невероятно большая цифра. Подобный фестиваль невозможно провести больше нигде в мире – ни в Америке, ни в Китае, ни в Европе, потому что там нет такого количества достойных фильмов и передач на духовные темы. Я имею в виду духовность не в смысле мистического триллера, который можно выдумать, я говорю о фильмах – свидетельствах о вере, фильмах – религиозных документах. Такое есть только в России.
– Но, например, те же протестанты ведут очень активную миссионерскую деятельность…
– Они сильны другим, любят делать религиозные ток-шоу, петь песни на тему «Христос – наш друг». Но документального кино о вере, о детских лагерях, о делах катехизации и милосердия, об историях прихода к вере, необычных судьбах у них нет… Потому что это не бизнес, а подвижничество. Возрождение нашей Церкви шло не «приказом сверху», а поднималось из народа. В этом, кстати, парадокс злосчастного «письма десяти академиков», где явление верно подмечено, но неверно понято: они увидели бурное религиозное возрождение в нашей стране и по советской привычке решили, что это идет от спущенной сверху директивы. Которую надо притормозить. А на самом деле все не так! Народ повернулся к Богу, к Церкви, ему нужна духовная пища.
Наш фестиваль показал две вещи. Во-первых, то, что среди профессионалов, среди творческой интеллигенции есть огромное количество людей, которым интересно снимать кино и делать передачи о Православии. Во-вторых, им есть, что снимать. Как правило, это не отдельные фильмы или передачи, а целые циклы, периодическая серьезная работа.
– Наверное, важно еще и то, что к участию в фестивале все более активно подключаются центральные телеканалы…
– Да, конечно. Мы вот привыкли ругать телевидение, а поглядите на список наших призеров! Сколько там имен с телеканалов «Россия», «Культура», «ТВ-центр». Конечно, у них больше финансовых возможностей. Но само то, что они участвуют в конкурсе «Радонежа» ставит очень высокую планку и позволяет региональным каналам тянуться вслед за центральными, хотя мы и их не обделили: устроили два конкурса – для тех и других, чтобы было справедливо.
Другое дело, что наше телевидение коммерциализовано, и хотя наши каналы являются по форме собственности государственными, но по способу ведения бизнеса они коммерческие. Они очень зависимы от рейтинга, который непонятно кто придумывает, потому что не похоже, чтобы он был реальным. Счастливое исключение в этом ряду – канал «Культура», но остальные…
– А что в этой связи делает оргкомитет вашего фестиваля?
– Мы недавно выступили с инициативой Клуба православных журналистов создать общественные советы при СМИ. Как же на нас накинулись: «Вот, вы хотите ввести цензуру!» О цензуре речь, конечно, не идет, но пора знать меру – что можно показывать по телевизору, а что выходит за всякие рамки. Думаю, образцом здесь может стать BBC. Там, кстати, жесточайшая нравственная цензура и при этом рейтинги гораздо более достоверные (так как в телевизионных пультах есть специальные чипы, позволяющие автоматически составлять статистику). Мы могли бы попробовать не напрямую, не запретительно, но регулировать деятельность телевидения. Общество не такое глупое и вульгарное, как его хотят изобразить с помощью российских рейтингов.
Также мы планируем выпустить диск с лучшими фильмами фестиваля «Радонеж», которые будут переданы в библиотеки, школы и учреждения социальной сферы, чтобы это стало своеобразной видеометодичкой для педагогов, миссионеров, для тех, кто работает с детьми, в интернатах, с заключенными и так далее.
– То есть перспективы есть и весьма неплохие?
– Уже то, что снимается и закупается православное документальное кино такого уровня, то, что его смотрят, что оно востребовано, – прекрасная тенденция. Еще в Ярославле, в частности, при проведения своего мастер-класса в рамках фестиваля начальник службы документального кино телеканала «Россия» Сергей Алексеев распространил среди участников формуляры на получение грантов на производство фильмов для второго канала. Конечно, там очень жесткие требования, но наша земля, как известно, богата талантами. Нам бы очень хотелось, чтобы производитель нашел своего журналиста, а журналист – своего зрителя.
Более того, в рамках фестиваля мы отрабатываем такие формы, как показы лучших фильмов «Радонежа» в крупных кинотеатрах и встречи со зрителями. Судя по тому, что все это проходит при переполненных залах, могу сказать, что это востребовано. А конкретную информацию зрители могут узнать, слушая радио «Радонеж».
– На церемонии награждения Вы сказали, что конкуренция была так высока, что жюри даже приходилось кидать жребий, чтобы определить некоторых победителей…
– Да, конкуренция была такая, что среди жюри разыгрывались жаркие споры. У нас было более 50 фильмов в конкурсе (хотя требовалось не более 30), о внеконкурсных я уже не говорю. Одни члены жюри (а оно у нас подобралось просто «звездное») обращали больше внимания на профессионализм, а другие – наоборот, на то, что в кадре, на чем и на ком останавливает взгляд автор фильма. Поэтому нам даже приходилось выбирать победителей жребием, отдавать дело на волю Божию. И победители в любом случае очень достойные.
– По поводу «лучшего христианского фильма года» «Моя любовь» Александра Петрова уже начались споры среди некоторых зрителей, что это не Шмелев, что аниматор касается темы пробуждающейся чувственности в молодом юноше, что, может, ему не стоило об этом говорить…
– Если закрывать на проблему глаза, она сама собой не исчезнет. Современное кино и СМИ касаются этих тем настолько беззастенчиво и пошло, что сравнивать их с фильмом верующего гениального художника Александра Петрова просто немыслимо. Он снял очень тонкий фильм о выборе человека между грехом и целомудрием и весьма четко расставил нравственные акценты.
Как говорит о своем фильме сам Александр Петров в интервью, которое опубликовано на сайте «Радонежа»: «Это анализ движений души, это очень остро поставленный вопрос греха, который всегда сопутствует чувственности, вопрос выбора, оценка людей и мотивов их поступков. В романе, по сути дела, происходит преображение героя, которое идет через любовь, через собственное предательство, болезнь, разочарование, приводящее его чуть ли не к смерти. Но он был спасен любовью искренней, жертвенной девушки. Она, чтобы спасти своего любимого, ушла в монастырь, дав при этом обет: если ее любимый человек останется жить, то она посвятит свою жизнь Богу. Это – Поступок, нравственный подвиг. И я хотел, чтобы в фильме это прозвучало неоднозначно, хотел, чтобы фильм дошел до зрителя. Сегодня стоит говорить об ответственности за любовь. О том, что любовь – это не игра, не чувственное наслаждение, а тяжкий, но и благодарный путь к Небесам. Это приближение к Истине». Я уверен, такие фильмы очень нужны современной молодежи. Автор не морализаторствует, а размышляет, рассказывает, и основой ему послужил роман глубоко верующего писателя Ивана Шмелева.