Ничто так не возмущает грамотного человека, как воинствующая неграмотность

Беседа с Григорием Прутцковым, доцентом факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

Идея создания в Церкви специальной структуры, которая будет отслеживать неточности в публикациях светских журналистов на православные темы, обсуждается в СМИ уже давно. Мнения разделились на «Давно пора!» и «Сегодня исправляете, а завтра до инквизиции дойдет». Многие ошибочно считают подобную инициативу цензурой. Но как можно равнодушно относиться к бесконечным «святым отцам» и «пасторам», которые, если верить допустившим ошибку авторам, «машут паникадилом»?! Теперь Синодальный отдел готовит специальный каталог типичных ошибок авторов, затронувших связанные с Православием темы.

Об этом начинании, видах и причинах журналистских ляпов, а также о том, нужно ли учить будущих журналистов писать на узкие темы, мы побеседовали с доцентом факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Григорием Прутцковым.

***

– Григорий Владимирович, правильно ли, по-вашему, то, что церковные структуры будут отслеживать неточности и ошибки в журналистских публикациях?

– Другого института, который умел бы грамотно регулировать правильное употребление лексики, связанной с Церковью, у нас просто нет. Едва ли не в каждом СМИ, когда речь заходит о церковной теме, мы видим ошибки. Где-то их больше, где-то меньше. Иногда они видны невооруженным глазом: когда православного пастыря называют пастором на латинский манер или православных священнослужителей «святыми отцами». Где-то ошибки не так четко видны: допустим, у какого-нибудь раскольника берут интервью как у священника Русской Православной Церкви. К примеру, Михаила Ардова, находящегося в глубоком расколе и сменившего несколько юрисдикций, приглашают на телеканалы, чтобы он выразил мнение Русской Православной Церкви, а «протоиерей» начинает хулить Святейшего Патриарха. Неискушенный телезритель просто диву дается, до чего дошла демократия в Церкви. И ни в титрах, нигде не сказано, что он раскольник и в принципе не имеет права говорить от имени Церкви и по канонам не является протоиереем. Да, Михаил Ардов интересный рассказчик, ему есть, что вспомнить; к примеру, он в юности был собеседником Анны Ахматовой, но никакого отношения к нашей Церкви это не имеет.

Или мнения известного правозащитника Глеба Якунина нередко соотносят с мнением Церкви. Это очень тонкие моменты, которые далеко не каждый отличит. Если все-таки менее воцерковленный христианин и поймет, что «святой отец» – не обращение к православному священнику, то отличить раскольника от нераскольника может человек, который достаточно тонко разбирается в церковной проблематике. А кто еще, как не Русская Православная Церковь и ее соответствующая структура, может это отследить? Здесь, на мой взгляд, идет речь не о цензуре, а о том, чтобы писать правильно, потому что ничто так не возмущает грамотного человека, как воинствующая неграмотность. Не просто когда человек ошибся из-за недостатка образования, а когда он гордится своей неграмотностью. Это очень неприятно, и, мне кажется, было бы правильно создать такой орган. Конечно, Церковь не может законодательно запрещать подобные неточности, но высказать свое мнение относительно правильности или неправильности формулировок она должна. Повторюсь: кто еще это будет делать?

– Как отличить ляп в тексте от намеренного искажения? Например, недавно встретился материал, в котором был поставлен знак равенства между святой Матроной и болгарской прорицательницей Вангой. Думается, в подобном случае сложно понять, что вдохновило автора написать так: некомпетентность или желание затронуть тему Ванги, к которой в последнее время пробудился особый интерес.

– Отличить, специально это сделано или нет, можно даже не по конкретному материалу, а, скорее, по общей направленности издания: лояльную или жесткую позицию занимает оно по отношению к Русской Православной Церкви. Такие материалы, скорее всего, появляются из-за некомпетентности автора и редактора. Хотя случай с блаженной Матроной довольно сложный: в ее житии встречаются достаточно неоднозначные эпизоды, к примеру заговор воды. Но, с другой стороны, нельзя мерить всех святых одинаковой мерой, у каждого из них разные дары. Блаженная Матрона жила не так давно, до сих пор живы люди, которых она исцеляла, поэтому при желании можно найти много свидетельств даже среди наших современников. Может быть, журналист читал ее житие и его смутили какие-то факты, поэтому он с Вангой ее и сравнил. Или по факту слепоты, ведь они обе были незрячими. Но ставить между ними знак равенства неправильно в любом случае.

– Как воздействуют на читателя такие неточности?

– Неискушенный читатель это проглатывает и, может быть, даже сам начинает употреблять подобные слова и выражения в той форме, в какой их использовало СМИ. Но тот, кто разбирается, понимает, что это ляп и газета недостаточно компетентна, и его отношение к ней меняется. Если я, допустим, прочитаю какую-то информацию о Православии в светском периодическом издании и в православном, то к какому из них у меня будет больше доверия? Конечно, к тому, что издается Русской Православной Церковью. Но, с другой стороны, у некоторых газет, даже тех, которые считаются желтыми, есть, насколько мне известно, в политике редакции два ограничения: они не ругают президента и патриарха. И при всей их желтизне такая позиция вызывает уважение: все-таки нравственные ограничители у газеты есть. А далеко не у всех газет такая позиция.

– Почему многие встретили эту инициативу неодобрительно? Основной аргумент противников идеи отслеживания неточностей таков: «Сегодня исправляете ошибки, а завтра дело дойдет чуть ли не до инквизиции».

– Во-первых, у Церкви нет никаких инструментов для того, чтобы действовать как инквизиция. Во-вторых, инквизиция – исключительно католическое явление, его не было в истории Русской Православной Церкви, это каждый знает. Поэтому здесь речи об этом быть не может.

Что касается критики, то нашему человеку трудно угодить. Есть категория людей, которые всегда чем-то недовольны. Существуют издания и читатели, отрицательно воспринимающие все инициативы Церкви. Например, Святейшего Патриарха Алексия II критиковали за слабое соотношение Церкви и общества. А теперь Святейшего Патриарха Кирилла критикуют уже за то, что Церковь сильно соотносится с обществом. Так же и здесь. Если Церковь не будет отслеживать ляпы, ее начнут упрекать: «Куда она смотрит?» Если Церковь будет «смотреть», ее станут обвинять в том, что она вмешивается не в свои дела. Таким людям не угодишь, и не нужно обращать на них внимания. Это хоть и шумная, но все же небольшая прослойка общества.

– Почему у многих людей в голове своеобразная религиозная каша? Это явление нашего времени? Есть мнение, что до 1917 года большая часть людей имели хотя бы элементарные знания о своей вере.

– Совершенно верно. У нас произошел разрыв традиций, и когда они вернулись, нам было не на что опереться. До революции у всех было хотя бы минимальное образование, изучали закон Божий. Были семейные и общественные традиции, к примеру, закрывались театры в первую и последнюю недели Великого поста. Люди могли не поститься, но они знали, что это – традиция общества. А когда на 70 лет православные традиции были насильственно изгнаны из жизни, а потом вернулись, нужно было начинать все с нуля. Представьте, что вы решили построить дом, а у вас нет ни инженерного образования, ни строительного, ни учебников, ни даже интернета. И вы делаете это по наитию. И восстановление церковных традиций часто идет интуитивно.

– Скажите, пожалуйста, как преподаватель: стоит ли специально учить будущих журналистов писать на узкие темы, будь то Церковь, спорт или, скажем, экономика?

– У нас на факультете журналистики МГУ было отделение церковной журналистики, оно действовало примерно пять-шесть лет. Сейчас остались несколько спецсеминаров на церковные темы. Поэтому если человек хочет, он пойдет и получит соответствующую специализацию. Другое дело, насколько это востребовано студентами. В последнее время, например, такие семинары посещают всего несколько человек. Здесь важна не только теоретическая часть, но и личный опыт работы в СМИ, и желательна хотя бы определенная воцерковленность.

– На что должен обращать внимание светский журналист, решивший написать на тему Церкви?

– Сложный вопрос, поскольку это зависит от средства массовой информации. Важно, настроено ли оно на адекватное освещение церковных вопросов. Если позиция редакции априори против, то что бы ты ни написал, это так искромсают и переделают, что получится не твой материал. Если ты хочешь написать неангажированный материал, но не очень хорошо разбираешься в теме, то нужно посоветоваться со знающим человеком. У каждого серьезного журналиста должен быть знакомый эксперт по тем или иным вопросам. В данном случае это может быть священник или благочестивый мирянин, живущий воцерковленной жизнью. Церковь и создает специальный орган, чтобы объяснять, правильно ли употреблены те или иные церковные слова и выражения. Это значительно облегчит работу любого неангажированного журналиста.

С Григорием Прутцковым беседовала Ирина Обухова

23 августа 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Татьяна22 апреля 2012, 18:03
У нас есть районная газета "Победа", в которой нередко публикуется материал, взятый на Православном сайте. Часто редакция просит нашего священника через газету поздравить жителей района с православным праздником. Нередко редакция обращается к нам описать то или иное событие, связанное с православной верой. Иногда корреспонденты просят священника прочитать статью, прежде чем ее отправлять в печать. Иногда я пишу что-то в газету. Но я давно поняла: нам православным нужно писать настолько лаконично, настолько понятно, настолько мирно, наконец, чтобы у редакторов светских газет не возникало необходимости: сокращать статью, разъяснять наши замысловатости или смягчать наш врожденный православный экстремизм. Кстати это я страдаю экстремизмом. Я бы всех неправославных так бы и воцерковила. Очень важно местным священникам поддерживать самые теплые, самые товарищеские (не боюсь этого советского слова) отношения с редакцией. Конечно, все бывает. Корреспонденты пишут о том, что видят своими глазами, допускают ляпсусы. Нас от этого коробит. Но иногда, лучше смолчать, а сказать потом, при случае, или написать новую статью, в которой мягко и точно исправить тот ляпсус. Простите.
Сергей22 декабря 2011, 14:14
Не надо ни на кого возмущаться. А надо подумать. Те кто делает такие " неточности " преследуют свои цели. Думаю,что Церкви они известны. И " неточности " производятся определенными способами, которыми Церковь не владеет. Священикам необходимо знать эти способы, что бы эффективно бороться с этим. Учиться всегда надо и в любом возрасте. Я постоянно, например, занимаюсь самообразованием. Пора настала священикам в семинариях изучать не только Еванглие но и что-то еще, что-бы соотвествовать времени и прогрессу.
Надежда11 сентября 2011, 18:39
Ольге.Миленькая,а что же вы не восстанавливаете этот утраченный образ жизни? Как же так? В православном государстве всеми школами обереги шьете. А ведь у православного человека оберег - это крест.Так чему же вы детей учите?Не потому ли в городе столько сект?А вы ошибки в текстах ищите...
Павел 1 сентября 2011, 22:40
окончание предыдущего Мое нынешнее мнение состоит в том, что безграмотность парадоксальным образом тоже может привести в храм, но во много раз более извилистым путем, чем при постепенном и целенаправленном научении себя заповедям Бога и Церкви. Хотите быть гениями? "Гений - это ум, знающий свои пределы" (Альбер Камю) - смиряйтесь, лжегении, идите в храм! Но на таком скользком пути можно потерять очень много и даже слишком много. В частности, такой человек становится изгоем, и только когда он попадает в ту ситуацию полной отверженности и краха, о которой сказано во Второзаконии: "Будете продаваться на рынке, и не будет покупающего", он взывает к Богу, пока что к неведомому Богу, как афиняне, и постепенно, годами и десятилетиями, приходит к осознанию правоты Православия (но ведь он может и погибнуть на таком скользком пути, и отклониться в сторону и заблудиться). Я пришел в Церковь именно так, но теперь сожалею об очень многих своих ошибках и потерях. Исповедайтеся друг другу. С Богом.
Павел 1 сентября 2011, 22:33
А никто не подумал, что корень современной воинствующей безграмотности лежит несколько в ином пласте пороков - в превознесении на почве собственных профессиональных навыков? Я 5 дней держал обиду на священника за замечание о пространности моей исповеди - и вдруг понял: да меня точно так же оскорбляет плохо вымытая посуда (я люблю мыть посуду), как батюшку - мое многословие! Кто в таком случае я такой, чтобы поучать всякого только на том основании, что я неплохо владею одним видом ручного труда? Батюшка гораздо более образованный, благодатный и чуткий человек, чем я. А ведь раскольники, еретики, "отказники" во многих случаях и есть узкопрофессиональные гордецы, считающие, что благодать, которую они имеют в своем деле, исчерпывает всё откровение на свете! Химик научается грамотно смешивать реактивы, например - и начинает свысока судить о науке истории, о политике и т.п., не говоря уже о Церкви. Так же ведут себя и крикуны-хлестаковы от журналистики. И я сам пока что недалеко ушел от подобного. оконч. след.
Alex 28 августа 2011, 21:00
Хотели как лучше, а получилось как всегда. Посоветоваться с компетентным священником, пастором никогда не грех. Имеющий уши слышать, да слышит.
Сергий28 августа 2011, 15:01
жизненный опыт говорит, что иногда рассказывая о неграмотности и мракобесии других, пытаются навязать свои взгляды на жизнь и мироустройство. вспомните напр. борьбу с православием в СССР.
Сергий28 августа 2011, 15:00
жизненный опыт говорит, что иногда рассказывая о неграмотности и мракобесии других, пытаются навязать свои взгляды. вспомните напр. борьбу с православием в СССР.
Людмила24 августа 2011, 17:25
Для наших современных СМИ цензура вообще необходима. Наш народ ещё 25 лет назад был самым читающим, а посему люди привыкли верить печатной информации ( это свойство отчасти и на потомках отразилось ). За любое сказанное слово в печати, в эфире, на ТВ надо нести ответственность. Воинствующее невежество опасно для окружающих граждан. Достаточно вспомнить Шарикова и Швондера из "Собачьего сердца" Булгакова. Тем более гадко читать искаженную церковную информацию, мы не в каменном веке живём ( сейчас все технические средства позволяют прповерять достоверность напечатанного или сказанного СМИ ).И это делать надо! Сколдько можно "пачкать мозги" всяким информационным мусором?
Ольга24 августа 2011, 12:58
В нашем небольшом провинциальном городке до революции было 33 православные церкви(после революции чудом одна уцелела), а сейчас «молитвенные дома» сектантов почти на каждой улице. Как же не будет у людей каши в голове… Вот и шьем куклы-обереги целыми школами, да в музее. А если еще СМИ не пойми что будут изрекать на своих страницах… П. С. : И вопросы, и ответы очень понравились. Тема актуальна. Мы православное государство и должны восстановить утраченный образ жизни, именно - образ жизни. Тогда и «отслеживать неточности» необходимость отпадет. Прости нас, Господи, и помоги!
Александр23 августа 2011, 16:51
Очень рад этой инициативе,потому что просто мучение читать в мирских газетах статьи о Церкви, написанные некомпетентно.
Алексей23 августа 2011, 11:56
К сожалению ошибки часто встречаются в церковных СМИ и изданиях. Например: 1. В официальном календаре РПЦ в 3 абзаце жития Святителя Николая сказано следующее "Дядя его епископ ТАТАРСКИЙ..." 2. В акафисте Святителю Спиридону Тримифунтскому, изданному Сретенским монастырем говорится о том, что Святитель излечил от болезни царя Константина, ХОТЯ НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО БЫЛ СЫН ЦАРЯ Константина - Константий. Эта ошибка переходит и в акафисты, издаваемые другими издательствами. Никто не будет обращать внимания на ошибки, так как цель журналистов сказать погромче, а исправлять ради тех, кто заметил - не обязательно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×