Православный ребенок в неправославной школе

Приближается сентябрь — и взрослые снова «готовятся к школе». У православных родителей в этой подготовке есть свои особенности. Внешний и внутренний облик наших детей — это ведь тоже своеобразная проповедь веры, и по тому, как они ведут себя в кругу своих сверстников и учителей, последние могут судить, насколько твердо и искренне наше христианство.

В какую школу отдать ребенка, как он впишется в среду невоцерковленных детей, как будут относиться к нему учителя… Перед всеми православными родителями так или иначе встают все эти вопросы. И их нужно как-то решать: с чем-то примириться, а с чем-то бороться. Обучение в обычном общеобразовательном учреждении для наших детей может стать хорошей школой жизни: находясь в среде, где их не всегда понимают, а то и принимают в штыки, они начинают понимать, что мы — действительно «малое стадо».

В нашей семье накопился определенный опыт общения с педагогами и одноклассниками наших детей и, признаюсь, в этом общении я узнала много нового… о себе самой. Например, поняла, насколько порой нетерпима к людям, а также — какие во многом идеалистические представления бывают у нас о детях именно из православных семей.

Для моего сына начальная школа стала настоящим испытанием,— и лишь когда мы перевели его в другое учебное заведение, он быстро полюбил и свой класс, и учителей. Хотя закадычных друзей у него там так и не появилось, со всеми он поддерживает добрые приятельские отношения и за каникулы всегда успевает соскучиться по школе. К своему удивлению (хотя на это даже и не рассчитывала), я увидела, что в классе уважают веру моего сына — которую он, разумеется, не собирается скрывать. Однажды его одноклассница увидела, как он перекрестился на храм. Вечером мне позвонила ее бабушка и рассказала, с каким восторгом внучка описывала «смелый поступок» Феди, который, по ее словам, «никого не боится и не стыдится своей веры в Бога». Меня очень тронул этот случай. А еще я радуюсь, когда замечаю искреннее желание сына приобщить к вере своих товарищей и способность в каждом из них найти что-то хорошее — увидеть образ Божий. Не знаю, смог бы он выработать в себе эти качества, окажись там, где ему было бы гораздо проще — в православном классе или гимназии. Оговорюсь, что проб­лемы, конечно, в школе у нас были — но, не без Божьей помощи, все острые углы довольно быстро сгладились.

У дочери все несколько сложнее. Мне кажется, девочкам вообще труднее найти контакт со сверстницами; не сложились отношения и с учительницей. Но, благодаря общему для гимназии уважительному тону отношения к детям, ситуация не вышла за рамки, когда ребенка нужно было бы спасать. Зато я вижу, как у дочери вырабатывается характер, способность отстаивать свое право «быть не как все». У меня вызывают уважение ее способность владеть своими чувствами, умение скрыть от чужих глаз свою боль… Дома, конечно, бывают и слезы, и срывы, и она всю неделю ждет воскресенья — когда пойдет в храм и в воскресную школу, где ей хорошо, где ее подруги. Но я не жалею, что она учится в светской гимназии. Думаю, для души бывает полезна ситуация, когда требуются особенная собранность, самоконтроль и готовность защищать свою веру.

И все-таки, школу нужно именно выбирать: нельзя отпускать ребенка «в свободное плавание». Школа, где будет учиться ваш ребенок, должна отвечать хотя бы минимуму требований, иначе раны, нанесенные его душе, могут быть очень серьезными. Это опасно, особенно там, где речь идет о неполной семье или такой, где юный хрис­тианин не имеет мощной духовной поддержки в лице близких людей. Для меня в выборе учебного заведения важны его традиции, репутация и то, какое значение придается собственно учебному процессу. Ну а то, каков в школе стиль отношения к детям и родителям, становится понятным уже на первом родительском собрании…

На моих глазах пошли в первый класс, проучились 10–11 лет и, наконец, окончили среднюю школу дети многих знакомых прихожан городских храмов. Почти у всех в той или иной степени, так же, как и в нашей семье, возникали проблемы, связанные со школой. Но с каждым годом я все больше убеждаюсь в том, что для нас, православных родителей, важнее все же не придирчиво критиковать среду, в которую попадет наш ребенок, а понять, как он ведет себя, когда находится вне нашего контроля. Думаю, зачастую мы во многом идеализируем своих чад, представляя их жертвами в кругу «этих ужасных детей», которым мы приписываем все возможные — в том числе и мнимые — пороки только потому, что они не учатся в воскресной школе и не отстаивают еженедельную Литургию в храме.

Оправдывая «неправославное» поведение своих детей, мы ссылаемся на дурное влияние светской школы. Но разве не в семье формируется основа личности, ее отношение к людям, к ситуациям? И еще один важный вопрос: вы уверены, что хорошо знаете своего сына или дочь? Посмотрите на своих детей не тогда, когда они, скажем, помогают в алтаре или берут благословение у священника,— а во время их свободного общения со сверстниками. Где-то я прочитала признание отца, который долго не мог установить контакт с сыном-подростком, потому что никак не мог понять, что он за личность, каков круг его интересов, что его волнует… В один из дней он случайно стал свидетелем общения сына с друзьями в соседней комнате. «За все предшествующие годы я не узнал о своем ребенке столько, сколько за это короткое время!» — признался ошеломленный отец. А я не так давно случайно увидела в Интернете страничку одного знакомого церковного мальчика, и признаюсь, что предпочла бы оставаться в счастливом неведении на его счет. Боюсь, что и его родители пребывают в том же неведении… Может, потому многие «православные» дети могут прекрасно вписаться в любой коллектив, что уже имеют хорошую школу двойной жизни, одной — на виду у родителей и прихода, другой — когда их не видят взрослые? И когда я слышу, что чей-то ребенок прекрасно себя чувствует в школе, где у него настолько много друзей и общения, что его трудно застать дома,— у меня возникает вопрос: «правильные» ли мы христиане, если так легко становимся своими в любой среде? И «правильна» ли другая крайность — когда неспособность мирно сосуществовать хоть с кем-то мы объясняем своей верой?

Мне очень близки слова священника Алексия Уминского о верующих детях в светской школе: «Христианина, оказавшегося в современной школе, можно уподобить мученику и исповеднику. Он, несмотря ни на что, живет и поступает по-христиански, не идет на поводу у компаний, не стесняется выражать своего отношения к греховным явлениям, а с другой стороны — учится не озлобляться, а молиться за своих товарищей и врагов. Я думаю, из современного исповедничества Христа это наиболее сложный, тяжелый путь. Если раньше взрослые были носителями креста, то теперь он лег на плечи наших детей». Дети живут, не думая о том, какими их видят другие. Поэтому их поступки, продиктованные искренними и простодушными движениями души и сердца, так часто впечатляют нас. Как-то учительница дочери, всегда подчеркнуто дистанцирующая себя от вопросов веры, на родитель­ском собрании заговорила о том, как невыносимо слышать ей от учеников грубые, даже нецензурные выражения и видеть, как злы они бывают по отношению друг к другу. Почти со слезами на глазах она сказала: «В нашем классе по пальцам можно пересчитать тех детей, которые никогда не отвечают злом на зло» — и в числе первых назвала фамилию моей дочери. И еще один пример… Однажды моя дочь, устав выслушивать от одноклассников упреки в том, что она не умеет давать сдачи и защищаться, ответила соседу по парте: «Мы рождены не для того, чтобы защищаться друг от друга, а для любви». Вечером она рассказывала мне: «Мама, он так сильно удивился! Ничего не ответил и отошел». А я подумала о том, что когда-нибудь, лет через двадцать, этот мальчик непременно скажет своему сыну: «Когда я учился в школе, была в нашем классе одна девочка. Однажды она сказала мне…»

Елена Гаазе

Источник: Православие и современность

30 августа 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Михаил26 декабря 2013, 18:27
На зло не отвечать злом - как это не просто, но, наверное, в токой же степени необходимо.
Любовь 16 октября 2013, 20:33
Я учительница в светской школе, сама верующая.Недавно, при исполнении своей общественной нагрузки (дежурство по столовой) я столкнулась с хамством женщины, которая устроила мне скандал, обзывала меня и при этом кричала, что она православная женщина. Мне стыдно за таких людей, порочащих православие. А все происходило на перемене, на глазах детей, и её ребенка, кстати. Дежурный мальчик мне тогда сказал замечательную фразу "Почему взрослые сразу кричат и не могут спокойно разобраться? Я бы спокойно поговорил с этой женщиной и все бы ей объяснил". Заметьте, все происходило в светской школе, а главным действующим лицом была православная (по крайней мере она себя так назвала)женщина, мама. А вы рассуждаете, как тяжело может быть ребенку, потому что он априори хорош, а все остальные негодны? На учителя вы смотрите глазами своего ребенка, но при этом прикладываете свой жизненный опыт, не сомневаясь в том,что всегда прав только ваш ребенок? Ваш ребенок будет хорошим, но только пройдя свой путь проб и ошибок, попробуя врать, делать неприятности своим друзьям, а уж потом ваш ребенок скажет себе - это не мой путь. С уважением ко всем людям.
Ирина16 октября 2013, 15:00
Я росла в те годы, когда говорить о церкви было опасно. Когда ходили перед Пасхой на кладбище и в храм, мама говорила мне, чтобы я никому об этом не рассказывала. Может быть, стоит приучать ребенка сдержанно себя вести, и тогда не будет "напряга" в выборе школы? Меня учили- и впоследствии, что вера- личное дело каждого человека, навязывать свое мировоззрение никому не надо.
Татьяна15 октября 2013, 11:15
Верующие дети хорошо влияют на неверующих, учат их добру. Но надо же понимать и обратное воздействие. С кем поведешься того и наберешься... А преподавание в безбожной школе вас не настораживает? А между тем, от решения(предлагаемого в школе)вопроса о происхождении видов, о смысле жизни, о демографии , истории и тому подобных, многое может измениться в мировоззрении вашего чада... А общая распущенность? Безделье? Все это затягивает и взрослых, если они попадут в соответствующую среду и слабы духом. А ваши дети сильные? Вы уверены?
Марина15 сентября 2011, 22:59
Современная школа это место растления неокрепших детских душ. Маленькие дети приходят в это здание с широко раскрытыми от испуга и любопытства глазами. Всё, что они видят вокруг себя считают нормой. А видят и слышат они очень далекие от православной христианской веры вещи. И что бы противостоять этому, надо уже пройти огонь воду и медные трубы.Не надо идеализировать, подождите, и ржавчина безбожного общества, которое дети впитывают и увеличивают как через увеличительное стекло, начнёт разъедать и ваших детей. Простите, если я окажусь не права.
Владимир 1 сентября 2011, 13:43
Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. (Мф 22:21) - учит нас Господь.
Если следовать его заповеди проблем в школе не будет.
Константин 1 сентября 2011, 07:10
очень интересно! Спасибо за статью! Скоро и нам в школу
Евгения31 августа 2011, 16:53
Спасибо! Ваша дочка просто умница (это о фразе в конце статьи). Надеюсь, дети вырастут хорошими православными людьми, несмотря ни на что.
Спаси Господи!
Юлия30 августа 2011, 21:51
Простите, но по-моему автор статьи идеализирует, и свои представления о "православном" поведении делает общецерковными. К примеру тот же вопрос о сдаче - бывает так, что со смирением, но все же - необходимо что-то сказать или сделать. Грань между человекоугодием и смирением (в данном случае мнимом) часто бывает не заметна. И детей мучают их же родители. Представьте (пример гиперболизирован), будут избивать и насиловать вашу жену. Вы (по смирению) на помощь не придете, а если следовать логике статьи, то и жена отбиваться не должна - пусть терпит. Получается, если ребенка эмоционально и физически обижают, это насилие не так заметно - то пусть и будет. Но поверьте, далеко не каждая детская психика это перенесет без серьезных последствий. И второе - нарочитое формирование "особости", оно и делает детей одинокими: "ты не такой, как все", "им тебя не понять" и тд. Говорю это из собственного опыта в школе и из уже сегодняшней позиции матушки и мамы.
Марина30 августа 2011, 20:29
С содроганием вспоминаю учёбу младшего сына в последние школьные годы...И крик двух учительниц, одной помоложе, другой постарше, физички и химички, что церковь отделена от государства, и нечего насаждать религию в школе, до сих пор стоит в ушах. С одноклассниками никогда не было никаких проблем в этом плане, но поведение и высказывания учителей на этот счёт и сейчас вызывает недоумение. Это действительно подвиг для ребёнка - учиться в современной обычной школе.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×