Москва, 5 сентября 2011 г.
Мемориальных вещей почти не сохранилось. Тем интереснее была задача, которую поставили себе сотрудники Государственного музея А.С. Пушкина, – рассказывают «Новости культуры».
Собрать экспозицию, интересную для публики, сегодня значит, прежде всего, придумать увлекательную концепцию.
«Мне всегда казался важным образ корабля для Ломоносова, – рассказывает автор концепции выставки Михаил Одесский. – Он сам сын корабела. Последний проект, над которым он работал, – это попытка открыть мореходный путь через Ледовитый океан. Корабль проходит через всю его жизнь. Корабль представлен в его лирике».
В корабле судьбы Ломоносова три отсека. В первом, поморском, самом темном – всего четыре светильника против 128, что будут в третьем, имитирующем залу. Самый яркий свет исходит от «Арифметики» Магницкого – первого учебника будущего академика. Мечта музейщиков – автограф 14-летнего Ломоносова в таможенной книге: он расписался за неграмотных архангельских купцов. Чтобы почувствовать поморскую эстетику, художник выставки изучал холмогорскую натуру.
«Какие-то найденные приемы, к примеру связанные с традиционным забором архангельских поморов, которые как угол, направление, дающее остроту, дизайнерскую среду, поворот, – они дали некий образный поворот к тому, как с этим можно было поступить. И создается такая околица, от которой он со своим обозом поехал в Москву», – рассказывает художник выставки Александр Конов.
Москва и Петербург. Ломоносов – ученый и поэт. Над высокопарными одами – портреты императоров и государственных мужей. А рядом – рукописные альбомы с малоизвестной любовной лирикой Ломоносова. Талантливый стихотворец еще придумывал театральные празднества и составлял программы фейерверков. А в веке XIX, в эпоху Пушкина, его именем клялись литературные противники – архаисты и члены общества «Арзамас». И те и другие считали себя последователями дела Ломоносова.
«Ломоносов воспринимался Пушкиным как создатель актуальной системы языков культуры, – говорит Дмитрий Ивинский, профессор филологического факультета МГУ, – за пределы которой пушкинское поколение не выходило. Именно Ломоносов закрепил в русской литературе язык европейской символики и эмблематики. Тот язык, на котором основывалась русская поэзия».
На государственном уровне Ломоносова чествуют с середины
XIX века. На приеме в день его памяти – тематическое
меню: говядина по-марбургски, архангельские рябчики.
Советский Ломоносов – это не только патриотический
образ кичевых статуэток, тарелок, шкатулок. Это и идеал
мистиков, которые видели в его деятельности символы
тайного знания. Андрей Белый – приверженец учения
антропософов – свой роман «Москва»
посвящает архангельскому крестьянину. Его символом
выступает Михаил Архангел, вводящий человечество в новую
эпоху.
Чтоб попытаться разгадать тайну Ломоносова, нужно пройти
этот путь: от темной холмогорской деревни к дворцовому
свету. Но и здесь русский гений не поддастся разгадке
– он до сих пор по ту сторону зеркала.