Ферапонтово, 5 сентября 2011 г.
Уникальный ансамбль фресок и икон в главном храме монастыря был создан Дионисием и его двумя сыновьями в 1502 году, площадь стенописи собора составляет около 600 квадратных метров. За все время с момента создания росписи ни разу не поновлялись, это - единственная дошедшая до наших дней стенопись Дионисия.
«Основными результатами 30-летнего этапа работ в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря является выполненная по уникальной, специально разработанной методике практическая консервация стенописей и создание системы поддержания температурно-влажностного режима, обеспечивающего их сохранность», - сообщили ЦВ в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР). Именно специалисты ГосНИИР сыграли ведущую роль в сохранении фресок монастыря.
Благодаря проведенным научным исследованиям удалось также определить использованные Дионисием красочные пигменты и технологию исполнения росписей. Были прочитаны многочисленные надписи на фресках, которые дали ключ к идентификации отдельных фигур святых и многофигурных композиций.
Кроме того, в ходе работ впервые была введена штатная должность хранителя собора, в задачи которого входят ежедневные осмотры фресок и наблюдения за температурно-влажностным режимом (системой подогрева полов).
Как отметили в ГосНИИР, зарубежные и отечественные организации и специалисты высоко оценивают реставрацию фресок Ферапонтова монастыря. Сессия ЮНЕСКО в 2000 г. внесла монастырь в список Всемирного наследия.
Примечательно, что грандиозные реставрационные работы завершились в год столетия со дня выхода большой монографии В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря» (1911 г.), ставшей первой работой, посвященной росписи Дионисия. После выхода этой книги в России последовало множество других исследований на эту тему...
Тогда же, ровно сто лет назад, Георгиевский заканчивал свою монографию следующими словами: «Мы не можем забыть о том печальном положении, в каком находится в настоящее время эта художественная роспись. Обветшавший, заброшенный в течение двух столетий храм грозить рухнуть, и тогда этот единственный сохранившийся в такой значительной полноте драгоценный памятник славного прошлого нашего искусства может безвозвратно погибнуть! Хочется верить в культурные силы общества, что оно немедленно примет все меры к тому, чтобы сберечь это художественное сокровище, это высокое художественное произведение, могущее стать источником вдохновения для многих поколений русских художников».