«Современная молодежь должна следовать примеру апостолов»

Беседа с протоиереем Андреем Соммером

15 октября 2011 года Синодальный отдел по работе с молодежью при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви провел молодежный симпозиум, посвященный просветительским трудам святителя Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, и миссионерскому служению в современных условиях.

Это третий молодежный симпозиум, который прошел в Синодальной резиденции первоиерарха РПЦЗ. Первый – в 2008 году – был посвящен 100-летию со дня преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. В прошлом году темой симпозиума стал 90-летний юбилей основания Русской Зарубежной Церкви.

По традиции симпозиум открылся молебном в Знаменском синодальном соборе перед чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной и мощами святителя Иннокентия Московского. Ковчег со святыми мощами был специально доставлен из Синода Православной Церкви в Америке. Викарий Восточно-Американской епархии епископ Манхэттенский Иероним благословил участников симпозиума иконками святителя Иннокентия, освященными на мощах святого.

Своими мыслями о прошедшем событии поделился заместитель председателя синодального молодежного отдела протоиерей Андрей Соммер.

– Отец Андрей, какова особенность нынешнего симпозиума?

– В этом году симпозиум решено было провести в формате, который был известен еще в 1950-е годы, – это Свято-Владимирские кружки. К началу 1950-х годов в Америку из Европы перебралось очень много наших соотечественников. Они и их дети оказались в чужой для них обстановке. И тогда по благословению тогдашнего первоиерарха митрополита Анастасия стали проводиться Свято-Владимирские кружки, целью которых было воспитание в православной вере подрастающего поколения, помощь в обществе, где без Православной Церкви они реально были подвержены ассимиляции, растворению в обществе, теряли свои родные корни, культуру, то, что на всех континентах мы называем емким словом «русскость».

Первые кружки проводились также по благословению и под духовным руководством митрополита Филарета (Вознесенского), архиепископа Никона (Рклицкого), епископа Аверкия (Таушева), известного миссионера, много работавшего с молодежью, протоиерея Сергия Щукина.

Прошло 70 лет с тех пор, но тема ассимиляции не потеряла значения и в наши дни, и не только для тех, кто родился в Америке, но и для вновь приезжих. И потому мы решили провести симпозиум, если можно так сказать, более камерный. В нем приняли участие 35 человек, но удалось поднять и обсудить много практических вопросов, которые станут руководством к действию как для синодального молодежного отдела, так и для самих участников.

– Актуально прозвучал основной доклад симпозиума, который, я бы сказала, очень хорошо задал тон для дальнейшей работы симпозиума. И тема миссионерского служения на примере святителя Иннокентия Московского, думаю, давно ждала своего раскрытия для современной молодежи.

– Согласен. В этом году тему симпозиума предложил наш первоиерарх – митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Молодежь должна знать о жизни и трудах просветителя Америки святителя Иннокентия.

С 1824 по 1828 год, в течение первых четырех лет жизни и служения будущего святителя Иннокентия в Русской Америке, им была разработана первая алеутская грамматика с алеутско-русским словарем, создана алеутская письменность, на алеутский язык переведены Евангелие от Матфея и частично – от Луки, деяния святых апостолов, краткий катехизис, священная история, составлены некоторые поучения.

И в свой американский период, и впоследствии будущий святитель особое значение придавал обучению, поэтому на всех местах своего служения он создавал школы, составлял учебники и сам занимался преподаванием церковных и светских дисциплин, а также ремесел.

Через столетия пример святителя Иннокентия, апостола Америки и Сибири, являет собой духовную связь между Америкой и Россией и особенно близок нашей молодежи, живущей в Америке и несущей – по мере сил и наличия свободного времени – свой апостольский труд вдали от исторической родины.

Главным докладчиком мы пригласили инспектора и преподавателя Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле иеромонаха Киприана (Александру), уроженца Австралии, в то же время достаточно времени проведшего в Греции. Отец Киприан много трудится с молодежью, был зачинателем работы монастырского интернет-портала. И на симпозиуме его доклад о жизни и трудах святителя Иннокентия воспринимался не столько как лекция, а больше как разговор с молодежью о том, каким должен быть истинный миссионер и как он может нести в мир свет Христовой веры.

Отец Киприан разобрал и обсудил вместе с молодежью нестареющий и очень актуальный в наше время труд святителя Иннокентия – «Указание пути в Царство Небесное», который святой написал в свою бытность епископом Камчатки, Курил и Алеутских островов. Это брошюра о христианской жизни, в которой в сжатой и цельной форме изложено то главное, что нужно знать и как жить христианину, вне зависимости от страны и континента. Этот один из самых ярких трудов святителя изначально был написан им на алеутско-лисьевском языке и выдержал впоследствии десятки изданий на разных языках народов мира.

Именно в этой брошюре раскрыты те личностные качества, которые должен стяжать проповедник, миссионер. Их, в частности, с участниками симпозиума разобрал в своем выступлении докладчик. Думаю, что нелишне напомнить о них. Это чистота сердца и целомудрие, смирение; внимание гласу Божию; молитва; ежедневное самоотречение; чтение и слушание Священного Писания; таинства Церкви и, в первую очередь, Святое Причастие. Без них всякая проповедь тщетна.

Как пишет святитель Иннокентий, «каждая христианская душа исполнена Духа Святого, главное – не отгонять Его своими грехами». Это должны помнить наши молодые люди, в какой бы точке земного шара они ни жили. А самое главное – чтобы православный своей жизнью подавал пример истинно христианской жизни.

– Отрадно, что большая часть нынешнего симпозиума была практической.

– Можно сказать, что две трети времени симпозиума заняла практика. Это рабочая сессия и творческая мастерская (то, что укладывается в английское понятие «workshops»). Должен сказать, что эту находку для молодежных симпозиумов мы стали использовать после прошедшего в июле в Париже XII Всезарубежного молодежного съезда.

Мы познакомили молодежь с проделанной за год работой и новыми проектами синодального отдела по работе с молодежью. С радостью была встречена новость, что накануне симпозиума молодежный отдел запустил свой новый проект – YouthTube на www.youtube.com.

Координатор программ Попечительского фонда Русской Зарубежной Церкви Алена Плавшич рассказала о программах фонда и о том, как под программы собираются, а затем распределяются средства. В ходе симпозиума Алена предложила участникам самим попробовать по телефону связаться с попечителями и предложить поддержать молодежные проекты; это вызвало живой интерес молодежи.

Активно обсуждали ребята и направления, которые интересуют и занимают молодежь и в рамках которых им хотелось бы применить свои таланты, стать движущей силой в своих приходах, активно помогать настоятелям.

– Одно из первых мест среди проектов наверняка заняли так полюбившиеся молодежные паломничества?

– Конечно, многим памятны поездки по Святую Землю, в Египет, на Соловки… И сейчас Святая Земля остается тем местом, которое наша молодежь выразила большое желание посетить во время одного из двунадесятых праздников, помолиться там и, если будет на то благословение, оказать посильную помощь одному из наших монастырей в Палестине.

Интересуется молодежь и издательской работой, разработкой интернет-сайтов, через которые можно для большой аудитории распространять информацию о таких пороках современного общества, как наркомания, самоубийства, и помогать тем, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию.

Хотелось бы сказать, что практическая часть работы симпозиума порой напоминала мне исповедь, когда ребята говорили о том, что у них на душе, какие вопросы волнуют их ровесников не только в храме, но и за его оградой – там, где они учатся, работают: как не афишировать и в то же время не скрывать свою религиозность; как не обидеть представителей других религий, с которыми вместе они учатся или работают; как православному молодому человеку решать вопросы, касающиеся половой жизни…

Радует, что в обеспеченной, по сравнению с Россией, Америке наша молодежь не растеряла чувства сострадания и выразила желание участвовать в социальных проектах – работе с обездоленными, бездомными, посещению больных в госпиталях. Главное, на мой взгляд, – не сдерживать, не гасить добрые сердечные порывы молодежи трудиться на благо Церкви; поощрять, а не душить инициативу. При этом вся работа должна проводиться по благословению и под руководством настоятеля.

Конечно, наши симпозиумы не сравнить по масштабу со съездами, но такие более частые встречи молодежи дают возможность узнавать и внедрять новые идеи и формы работы, координировать проекты, и главное – они дают ту искорку, которую молодые люди принесут в свои приходы, где будут вдохновителями миссионерской работы.

А те вопросы, которые мы затронули на симпозиуме и которые волнуют нашу молодежь, я буду поднимать на открывающемся в Атланте совещании представителей молодежных отделов разных юрисдикций, входящих в Ассамблею канонических епископов Америки.

– Изменился ли в этом году состав участников?

– В этом году в работе симпозиума приняли участие в основном семинаристы и активисты из приходов Восточно-Американской епархии. Это церковная молодежь, те, кому близка миссионерская работа, – постоянные участники всех наших мероприятий. Мы рады участию и молодежи из Бруклина, которая приехала в Америку из России и стран СНГ. Многие из них пришли в Церковь именно здесь, в Америке, здесь, в Америке, крестились. Их родители приехали в Америку по другим причинам, чем люди первых волн эмиграции. Но и они, а в особенности их дети, испытывают те же проблемы, на первом месте среди которых – ассимиляция в иноязычном и иноконфессиональном обществе.

К сожалению, в храмах Бруклина по тем или иным причинам нет пока молодежных секций, где бы молодые люди могли применить свои силы, а не только посещать богослужения. И я считаю, что это те люди, с кем нам также надо работать. Многие из них пришли к нам сами, и завтра они приведут к миссионерской работе своих друзей. Каждому Господь дает особую миссию.

А времени для общения у всех было достаточно. В середине дня участникам и духовенству был предложен «обед-шашлык», приготовленный сестричеством синодального собора на свежем воздухе. В ходе таких неформальных диалогов рождались новые проекты, ставились порой острые вопросы, которые брались на заметку для дальнейшего обсуждения и воплощения в жизнь.

Завершился молодежный симпозиум всенощным бдением, за которым пела и читала молодежь.

***

С темой апостольских трудов на американском континенте святителя Иннокентия, активной позицией в Церкви собравшейся на симпозиуме молодежи созвучны слова, сказанные одним из старейших православных иерархов Америки, председателем Ассамблеи канонических епископов Северной и Центральной Америки архиепископом Греческой Архиепископии Димитрием: «Православные должны быть лидерами в современном обществе. И тогда изменится само общество». Я бы добавила, что лидерами, опираясь на заповеди Божии и заветы святителя Иннокентия Московского, должна становиться и православная молодежь. Тогда изменится и само общество, его будущее и будущее подрастающего поколения.

С протоиереем Андреем Соммером беседовала Татьяна Веселкина
(Нью-Йорк)

19 октября 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Илья23 октября 2011, 09:15
Я считаю, что всё хорошо. Есть храмы, сайты, можно купить Библию, иконы. Всё можно. Было бы желание. У кого желание есть, тот способы ищет, у кого нет - причины. Не скажу, что я сам имею супер желание, но всё же стараюсь никогда не искать причин (они и так по лени и прочим грехам сами находятся!)
Илья23 октября 2011, 09:06
хватит панику разводить, никого ещё за крестики и посещение служб не сажают. У многих уже голова заморочена так, что кроме теории заговора ни о чём думать не могут (7 бед - один ответ, и просто-то всё как, ни факты сопоставлять и информацию актуальную искать не надо!). А т.к. все ответы известны заранее, то и Библию читать не за чем. Это уже почти (или совсем уже?) нац. катастрофа, когда 90% патриотов страны мыслят крайне неадекватно. Если сейчас начать бить геев и мусульман, то будет 3-я мировая (мир уже не тот, что в средние века, и дело тут не в "духе мира сего", а "тупо" в том, что не может всё 100 000 лет быть одинаковым и неизменным! Невозможна ситуация вечного примата Церкви и патриархального уклада с отсутсвием технологий: время оно и камни точит). Религия не отменяет здравого смысла и необходимости трезво оценивать ситуацию. Вера каждого человека не зависит по большому счёту от того, можно ли травить секс-меньшинства и на них свои комплексы вымещать, или же это запрещено. Ну нельзя трогать геев стало и что дальше? Конец света? Невозможно в Бога верить стало? Российское паникёрство - феномен в мире уникальный и одна из национальных бед (т.к. не спившиеся, патриотичные люди впадают в такое уныние, что просто плакать хочется, глядя на это!)
Александр20 октября 2011, 10:28
Согласен с предыдущим высказыванием.\ В самом деле , сколько можно пускать пыль в глаза? Современность и ее течения с плюрализмом, либерализмом, терпимостью порой абсурдной, обмирщение, - вот дух пронизывающий и пытающийся прорваться в лоно нашей Святой Церкви. это опухоль которую необходимо ампутировать раз и навсегда! Надо по примеру апостолов быть из "ряда вон", как Христос был гоним, потому что свидетельствовал о мире, о его делах. и теперь новые "необогословы" призывают к толерантности? категорическое нет!!! Малое стадо Христово свидетельствует и будет свидетельствовать! Не смотря ни на что! Время то благодатное, не спасаетс только ленивый, время когда противостоять злу и соблазну надо постоянно, даже если ты "белая ворона" на фоне покрытой черной грязной тесьмой общества!
Сергей20 октября 2011, 09:37
Все сделано для " галочки ". Какая-то церковная партия образовалась.
пишу из-за океана19 октября 2011, 18:48
"...ребята говорили о том, что у них на душе, какие вопросы волнуют их ровесников не только в храме, но и за его оградой – там, где они учатся, работают: как не афишировать и в то же время не скрывать свою религиозность; как не обидеть представителей других религий, с которыми вместе они учатся или работают … " Вот она, контра! Разъедающая душу дьявольская "либеральная" политкорректность, порождение безбожного запада. Как бы кого не обидеть... иноверцев, атеистов, секс-извращенцев... Да если бы первые последователи Христа жили с оглядкой на тех и этих, мы бы до сих пор ничего не узнали ни про Иисуса, ни про них самих. Речь уже не идет о том, как бы "не афишировать и в то же время не скрывать". Речь идет о том, чтобы открыто и смело выступать в защиту христианства, потому как только духовно слепой и глухой человек не видит гонений на христиан на западе. Страшно? Да, очень страшно. Грозит штраф, тюрьма, увольнение с работы, бедность, преследования и давление со стороны гос.органов. Но именно таким образом проверяется наша преданность Богу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×