Национальная идея в песнях

Беседа с продюсером и сценаристом Еленой Чавчавадзе

Все, что происходило с казачеством на протяжении его истории, отражено в казачьих песнях. Именно поэтому известная кинокоманда, снявшая цикл «Русские без России», фильмы которого рассказывают о судьбах русской эмиграции и, в частности, наиболее пострадавшего тогда сословия – казачества, в качестве нового источника для вдохновения избрала Кубанский казачий хор. Этот легендарный коллектив завоевал любовь многих поколений русских людей. Фильм «Любо, братцы! 200 лет спустя» рассказывает, как обращение к своим корням помогает современным казакам найти подлинную национальную идею.

О том, как музыканты по крупицам восстанавливали традиции своих отцов и дедов и почему современная публика с таким воодушевлением слушает старые песни, рассказывает автор и продюсер фильма Елена Чавчавадзе.

– Елена Николаевна, чем лично вас «зацепил» известный народный коллектив? Как родилась идея фильма?

– Мы вместе с режиссером Галиной Огурной неоднократно обращались к теме казачества – в таких фильмах, как «Казаки: неразделенная любовь», «Остров Лемнос. Русская Голгофа».

Материал для фильма о Кубанском казачьем хоре постепенно начал накапливаться еще четыре года назад. Тогда мы снимали в Екатеринодаре фильм о Льве Троцком, который, как известно, и переименовал город в Краснодар и снес памятник Екатерине II.

Нам с Галиной Огурной постепенно открывалась история Кубанского казачьего войска, мы близко познакомились с руководителем хора Виктором Захарченко, увидели, как он проводит репетиции, как создаются замечательные концертные композиции, которые находят такой невероятный отклик у публики, – и просто не смогли остаться равнодушными: захотелось рассказать эту историю. А Благотворительный фонд святителя Василия Великого помог нам нашу идею воплотить.

Сегодня в телеэфире особенно не хватает подлинной народной песни. А ведь это наше национальное достояние. Но таким же национальным достоянием являются и коллективы, которые умеют не только хранить, но и развивать традиции, вдохнуть жизнь в непопулярный и во многом утраченный фольклорный жанр. К сожалению, подобных коллективов буквально единицы. Кубанский казачий хор – один из них. «Алмаз» – аутентичный фольклор – непросто огранить и превратить в «бриллиант» – но им это удалось.

Каждая песня – настоящий концертный шедевр; песни бережно собраны и талантливо интерпретированы, при этом исполнение абсолютно лишено привычной пошлости, которую часто можно встретить при современном исполнении народных песен.

Отрывок из фильма «Любо, братцы! 200 лет спустя»:

Скачать

(FLV файл. Продолжительность 20 мин. Размер 91.6 Mb)

Музыкальный фильм снимать очень не просто, именно поэтому потребовалось несколько лет работы. Но это было очень увлекательно: нам удалось понаблюдать за репетициями Кубанского хора, съездить с ним в Брюссель, где хор выступал в штаб-квартире НАТО, в станицы к настоящим казакам, встретиться с потомками известных хористов, узнать о судьбе войскового духовенства, которое всегда играло важную роль в жизни казачества. Но дело не только в истории. Для меня открытием оказалось то, что сами участники современного народного хора очень органично живут в своей казачьей культуре. Они не «ряженые», их дети воспитываются на песнях, которые пели их деды. В нашем фильме даже снялся малыш, который родился у молодой супружеской пары певцов – они встретили друг друга в Кубанском хоре. И родители гордятся, что их сын – казак.

«Это некое обобщенное проявление всего, что называется казачеством», – говорит в фильме Никита Михалков о современном Кубанском казачьем хоре. «Глоток свежего степного воздуха», – отзывается о хоре композитор Александра Пахмутова, специально написавшая для хорового коллектива песню «Горькая моя Родина» в соавторстве с Николаем Добронравовым. Схожие эмоции испытала и я, когда познакомилась с настоящими казаками из хора.

– Где же находит руководитель хора таких певцов? Откуда берутся настоящие казаки?

– Одной из идей нашего фильма как раз и было выяснить, как рождается народная песня и народная душа, как она может соединить людей и даже целую нацию. Судьбы казаков, которые до революции руководили хором или пели в нем, а также судьбы их потомков, насколько они достойны своих предшественников и чему должны были научиться, чтобы быть по-настоящему их достойными, – все это мы хотели показать в фильме.

Виктор Захарченко с хором
Виктор Захарченко с хором
Например, автор песни «Ты, Кубань, ты моя Родина» – полковой священник Константин Образцов. Песня стала гимном Кубанского казачества, она объединяла изгнанников на чужбине, а ее автор разделил судьбу Кубанского казачьего войска: вместе они прошли всю Первую мировую войну, а затем его расстреляли в Гражданскую. Кстати, позже был расстрелян и запевала хора, который исполнял эту песню. То есть когда большевики устанавливали свою власть, их врагом была и культура народа, который, не потеряв свое лицо, не покорился бы.

А сейчас эта песня – гимн Кубани. И даже депутаты местного законодательного собрания, многие из которых были коммунистами, проголосовали за то, чтобы выбрать именно этот «белогвардейский гимн» – после того как прямо в зал заседаний явился Кубанский казачий хор и спел «Ты, Кубань, ты моя Родина».

Воплощением настоящего казачьего духа является и сам руководитель хора Виктор Захарченко. Он родился в семье казаков, мать пела ему казачьи песни, но, как всякий советский человек, он до определенного времени представлял культуру своих предков по фильму «Кубанские казаки». Но когда он пришел в хоровой коллектив в 1974 году и начал изучать историю Кубанского казачьего хора, то многое в его душе поменялось, многое в жизни встало на свои места. Он принялся восстанавливать сохранившиеся в станицах казачьи песни, хор запел на кубанском диалекте, а в его репертуаре появились подлинные образцы народного фольклора, среди которых и духовные стихи. Виктор Захарченко, как талантливый музыкант, тонко почувствовал народную душу, которую узнавал постепенно за эти годы, и смог создать многочисленные замечательные обработки песен для своего хора. Сам Виктор Захарченко верующий, глубоко церковный человек, и жить с Богом ему помогает его творчество.

Интересно, что Кубанский хор ищет талантливых певцов из народа – значит, они есть, раз он их находит. А детская школа, которую организовал руководитель хора, пользуется в Краснодарском крае огромной популярностью. Дети там поют народные песни совершенно замечательно.

– Как, по вашему мнению, удалось все-таки не прервать традицию казачьей песни хотя бы за те 200 лет, что существует Кубанский казачий хор?

– В своем фильме мы хотели бы дать ответ на этот вопрос. Видимо, душа народа способна возрождаться. Конечно, не надо быть безоглядными оптимистами. Но нужно любить то родное богатство, что мы все еще имеем. И хотя трудно в современной России найти похожие примеры, но история Кубанского казачьего хора показывает, что они все-таки есть.

– Изучая историю Кубанского казачьего хора, что нового вы узнали о пути России в XX веке? Раскрываются ли в фильме исторические тайны, как это бывало не раз в цикле «Русские без России»?

– Мы восстановили историю хора с самого ее начала: нашли в Историческом музее уникальные фото Кубанского войска 1869 года, отыскали неизвестные кадры кинохроники. В Кубанском казачестве соединились судьбы и Запорожского, и Донского линейного казачества; особое влияние оказала и близость Кавказа – вспомните, например, знаменитую «казачью лезгинку».

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 575 px. Размер файла 219275 b.  Фото хора 1911 г.
Фото хора 1911 г.
Хочется надеяться, что мы смогли внести свой скромный вклад в 200-летнюю историю Кубанского казачьего войска. Для меня, например, было удивительно узнать, что все наши государи, начиная с Екатерины II, бывали в Екатеринодаре и на войсковых смотрах слушали хор, следили за его творческой деятельностью, помогали ему – так как он считался неотъемлемой частью славы русского воинства.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 572 px. Размер файла 182579 b.  Фото 1917 г.
Фото 1917 г.
Я считаю, что власть и сегодня должна помогать и казачеству, и казачьей песне снова возродиться во всей мощи, а также поддерживать казачью молодежь, которая находится пока в поиске своего пути.

Возрождение казачества – это возрождение нашего русского воинства, которое черпает духовные силы в вере и традициях. Надо только помогать этому процессу, а не забивать то, что сохранилось.

С Еленой Чавчавадзе беседовал Антон Леонтьев

23 ноября 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Владимир24 января 2012, 17:15
Среди военных есть такая "хохма": С баней договорился - бани не будет. Это можно отнести и к нашей власти, которая простроила всю технологию своей деятельности так, что создается видимость амбициозных планов, а результат... ТВ отражает истинные намерения власти в центре и на местах. Да хранит и укрепляет Господь таких как Захарченко, Чавчавадзе и подвижников хора, а также тех, кто в Отечествах малых делом, творчеством и молитвой утверждают правду Божию!
Шеффер Александр Николаевич28 декабря 2011, 13:33
Низкий поклон Елене Николаевне- подвижнику сохранения РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ! Шеффер Александр Николаевич. Фонд Евгении Смольяниновой "Русский голос"
Наталья17 декабря 2011, 15:39
А мне понравились слова Елены Чавчавадзе: "когда большевики устанавливали свою власть, их врагом была и культура народа, который, не потеряв свое лицо, не покорился бы..." Т.е., чтобы покорить, нужно просто заставить забыть своих предков, заставить пустыми обещаниями, цветистыми фразами, угрозами, чем угодно.А самое важное, что у нас отняли - это Веру, Божественную крепость нашего духа.
Анна 5 декабря 2011, 22:17
Небольшая поправка - гимн называется "Ты, Кубань, ты наша Родина!"
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×